Оригинал здесь - http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=6805
Ахшарумов Николай Дмитриевич - беллетрист и критик; род. в Петербурге 3 дек. 1819 г., воспитание получил в Царскосельском лицее, по окончании которого в 1839 г. поступил на службу в военное министерство, но в 1845 г. вышел в отставку. В середине сороковых годов посещал одно время Петерб. университет и изучал также живопись в Академии художеств, Первым его литературным произведением была повесть: "Двойник", которую он, под псевдонимом Чернова, поместил в "Отеч. Записках" (1850 г., No 1). За ней последовал ряд романов и повестей, из которых заслуживают упоминания: "Чужое имя" ("Русск. Вест.", 1861 г., т. 31, 32, 34, 35), "Мудреное дело" (СПб., 1864), "Граждане леса" ("Всем. Труд", 1867, No 4 - 6), "Мандарин" (СПб., 1870), "Конец с красной меткой" ("Вест. Евр.", 1889, No 8). В своих романах и повестях А. стремится доставить читателю интересное и занимательное чтение, и потому они отличаются фантастичностью сюжета, живостью рассказа и необычайными положениями героев. Из его критических статей лучшей считается "Порабощение искусства" ("Отеч. Зап.", 1857, No 7), в которой он является поборником чистого искусства и врагом тенденции в искусстве. Также обратил на себя внимание его разбор "Обломова" Гончарова ("Русский Вест.", 1860, No 1), так что Академия наук поручила ему дать отзыв о "Горькой Судьбине", представленной Писемским на соискание Уваровской премии (4 присуждение Уваровской премии, 1860). Ему принадлежат еще критические статьи о "Преступлении и наказании" Достоевского ("Всем. Труд", 1867, No 3), "Об основных началах психологии" Спенсера (т. ж., No 10), "О Войне и Мире" Толстого (т. ж., 1868 No 4 и 1869, ? 3) и др. Он писал еще о "Задачах русской живописи", "Об идеале в области пластических искусств" и т. п. ("Вест. изящных искусств").
{Брокгауз}
Ахшарумов, Николай Дмитриевич (дополнение к статье) - русский беллетрист и критик; ум. 1893 г.
{Брокгауз}
Ахшарумов, Николай Дмитриевич (1819-1893) - Рус. прозаик и лит. критик, более известный произв. др. жанров; незаурядный шахматист. Род. в имении Д.А.Ровинского близ Кунцева под М., окончил Царскосельский лицей и СПБ ун-т, служил в канцелярии воен. мин-ва. Печатался с 1850 г. К НФ относятся романы А.: "Двойник" (1850; 1895), в к-ром обсуждается возможность создания двойников человека "науч. путем", и "Граждане леса" (1867; 1895) - аллегорическая сказка об утопической попытке героя привить общинное устройство разумным лесным животным, объединенным общим языком, а также р-з "Игрок" (1858; 1895), герои к-рого попадают в "шахматный мир". В. Б., И. Х. Др. соч.: "Ванзалия" (1887).
Оригинал здесь - http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/832
Ахшарумов, Николай Димитриевич, писатель, брат предыдущего, <Дмитрия Дмитриевича Ахшарумова> беллетрист и критик. Родился 3 декабря 1819 года; окончил курс в Царскосельском лицее; служил в канцелярии военного министерства, но вскоре вышел в отставку; слушал некоторое время университетские лекции и посещал рисовальные классы Академии Художеств. Дебютировал А. в 1850 году помещенной в "Отечественных Записках" повестью "Двойник" и затем напечатал много повестей, романов и критических статей в разных изданиях ("Отечественные Записки", "Эпоха", "Русский Вестник", "Всемирный Труд", "Заря", "Новое Время", "Нива", "Вестник Европы", "Вестник изящных искусств"). Писатель небольшого таланта и умеренно-либерального склада, воспитанный в правах и литературных понятиях сороковых годов и несколько напуганный шестидесятыми, А. поставлял для журналов довольно разнообразного политического направления занимательное чтение. Его романы и повести, с весьма неглубокой психологической разработкой, с примитивной обрисовкой характеров, читались "средней" публикой исключительно ради более или менее интересной фабулы, которую А. строил на фантасмагории, на уголовщине, на психиатрии, на неестественно-вулканической игре страстей; сюжет у него всегда надуман, положения - мелодраматические, жизненной правды мало. Из его произведений особым успехом пользовались в свое время "Чужое имя", "Мудреное дело" (лучшая вещь А.), "Граждане леса", "Концы в воду", "Мандарин". Как критик, А., вообще не обладавший яркой определенностью взглядов, занимался защитой "искусства для искусства" и восставал против "тенденции". В области эстетической критики А. стоял ниже П.В. Анненкова и Н. Соловьева . Более замечены были его статья "Порабощение искусства" (1857) и разборы "Горькой судьбины" Писемского , "Войны и мира" Льва Толстого , "Один в поле не воин" Шпильгагена. Умер А. 18 августа 1893 года.