Альбов Михаил Нилович
Альбов М. Н.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

 []
  
  
   АЛЬБОВ, Михаил Нилович [8(20).XI.1851. Петербург -- 12(25).VI.1911, там же) -- прозаик. Из разночинцев. В 1873 г. закончил петербургскую гимназию. Уже во втором классе гимназии написал повесть "Растрепалкин" (подражание "Мертвым душам"), потом -- исторический роман "Маркиза Бренвилье", фантастический роман "Путешествие на Луну" (совместно с товарищем по гимназии К. С. Баранцевичем) и т. д. В своих первых опубликованных произведениях (очерки "Записки подвального жильца", 1866; "Петербургские мизерабли", 1866--1867; повесть "На новую дорогу", 1869) А. ориентируется на творчество Достоевского. Его привлекает тема униженных и оскорбленных, психология и мироощущение "бедного человека", его незащищенность от мира зла. А. чужда идеологическая сложность "Преступления и наказания", но близка история семейства Мармеладовых. Первые произведения А. появились в эпоху реакции 60 гг., когда надежды на изменение жизни рушились. Все это усугубило мрачный тон произведений А. Ему было близко отразившееся в поздних произведениях "шестидесятников" чувство беспомощности и одиночества бедного разночинца. Он близок, напр., к Левитову тоном своих произведений, хотя причины, вызвавшие этот тон, у писателей разные. А., как человек другого поколения, не пережил трагедию неоправдавшихся надежд. Он остался в стороне и от популярных в конце 60 гг. естественнонаучных и политических увлечений времени. Отсюда -- иной, "сниженный" характер его пессимизма. Он -- отражение настроений "массового", разночинного сознания, и закономерно, что А. напечатал первые свои произведения в "массовых" петербургских газетах ("Петербургский листок", "Петербургская газета"). Таково же и первое крупное произведение А. повесть "Пшеницыны" (1873). Подробно рассказанная история трагически закончившейся жизни мелкого чиновника, углубленный психологический анализ и описание бытового уклада, своего рода "хроника" жизни "маленьких людей" -- характерные черты художественной манеры А., определившиеся уже к середине 70 гг.
   В 1873 г. А. поступил на юридический факультет Петербургского университета. Окончил он его, однако, лишь в 1879 г.: с лета 1877 по весну 1878 г. А. находился в качестве брата милосердия в Дунайской армии. Участие в русско-турецкой войне не оставило заметных следов в духовной биографии А. (известно лишь два его очерка на военную тему: "В тылу армии", 1880; "Транспорт", 1882). А. впоследствии никак не воспользовался своим юридическим образованием: лишь короткое время служил в Ревеле в истляндском акцизном управлении (1886--1887). А. жил только литературным заработком, главным образом на гонорары за свои произведения и на небольшие вознаграждения за редактирование периодических изданий в 1881 г. А. редактировал демократический журнал "Слово", в конце 80 гг.-- журнал "Дело", в 1891--1895 гг. был официальным редактором первого модернистского журнала "Северный вестник", в конце 90 гг.-- редактором газеты "Приднепровский край". В этих изданиях А. преимущественно и печатался. Известность А. принесла повесть "День итога" (1879), "психиатрический этюд", в котором раскрывалась психология одинокого и "заеденного" средой человека. После повести за А. установилась репутация подражателя Достоевского. Но, как справедливо заметил С. А. Венгеров, А. "н_е п_о_д_р_а_ж_а_е_т Д_о_с_т_о_е_в_с_к_о_м_у. Он т_о_л_ь_к_о п_и_ш_е_т в т_о_м ж_е с_а_м_о_м р_о_д_е, потому что душевный мир, стоящий на грани психологии и психиатрии, ему вполне понятен. Он здесь у себя дома и подмечает такие изгибы, которые совершенно недоступны обычной художественной наблюдательности" (Критико-биографический словарь русских писателей и ученых.-- Спб., 1889.-- Т. I.-- С. 463). Есть сведения, что Достоевский в "Дне итога" "подражания себе не нашел, но отозвался об этом произведении молодого автора сочувственно" (Наше время.-- 1893.-- No 42.-- 17 окт.). Пессимизм и метания героя А. близки гаршинской "Ночи" с той существенной разницей, что герой А. не борется с "мировым злом"; одинокий, видящий мелочность интересов окружающей среды, он может быть назван "лишним человеком" 70 гг. Трагедия одинокой личности, осознавшей фатальность зла в современном мире, станет главной темой творчества А. Свое прямое развитие она получит в повестях "В потемках" (1886), "О том, как горели дрова" (1887) и др. Повесть "Конец Неведомой улицы" (1881--1882), в которой рассказана история жизни и гибели портного Егора Бергамотова, жителя захолустной петербургской окраины, позволила критикам говорить о зависимости творчества А. от идей и поэтики французского натурализма. Однако и эта повесть была произведением вполне оригинальным. Венгеров отметил, что художественная манера А. в этой повести ближе к живописи мастеров старой фламандской школы (к так называемому "жанру"), чем к натурализму. К. И. Чуковский уточнил эту мысль. Он доказывал, что А. не столько жанрист, сколько психолог, для которого главное -- психология "слабого человека", бунтующего против закостенелого мещанского быта. Это бунт "отчаявшегося бессилия", часто дикий (Егор Бергамотов, напр., в пьяном угаре поджигает свой дом, а вместе с ним и всю Неведомую улицу), но в нем проявляется "трагедия великого чувства в ничтожной душе", вызванная тоской по идеалу (Чуковский К. И. Бунт слабого человека.-- С. 110). К той же идейно-стилевой тенденции в творчестве А. относятся дилогия "О людях, "взыскующих града" (1879-1881), роман "Ряса" (1883), повесть "Юбилей" (1895) и многие другие произведения. Однако и в них ведущим оказывается мотив фатального одиночества: они "взыскуют града" и испытывают на себе удары судьбы и неумолимых законов природы. "Одиночество при наличии каких-то тяжелых, ненужных уз" -- такова, по мнению Н. К. Михайловского, ведущая тема произведений А. "Это, действительно, одно из самых больных мест нашей современной жизни,-- писал критик.-- Не добро человеку быти едину, это давно сказано, но еще хуже человеку быть едину, когда он в то же время связан" (Полн. собр. соч.: В 10 т.-- Спб., 1908.-- Т. 5.-- С. 909).
   Особое место среди повестей и рассказов А. занимает повесть "Филипп Филиппович"(1885). В ней рассказана типичная для творчества А. история одинокого человека, отставного учителя словесности, который живет в узкой сфере обыденщины, но несет в себе невоплощенную мечту о прекрасном. Та тоска по идеалу, которую почувствовали в произведениях А. многие критики, в этой повести становится главным содержанием духовной жизни героя.
   Итоговое произведение А.-- трилогия "День да ночь" ("Тоска", 1890--1893; "Сирота", 1901; "Глафирина тайна", 1903), которую автор назвал "эпизодами из жизни одной человеческой группы". Сюжетно почти не связанные между собой, герои трех повестей объединены общностью судеб, своей принадлежностью к категории людей одиноких. Испытывая на себе действие непонятных им законов жизни, они остро ощущают свое сиротство и замкнуты в узких пределах своего обособленного обыденного мира. Трилогия показала, что на рубеже XIX и XX вв. А. оставался тем же писателем, каким он заявил о себе в "Дне итога" и "Конце Неведомой улицы". Он был писателем одной темы и одного типа героя. "Альбов в сущности только и делал, что ставил его в различнейшие положения, наряжал в различнейшие одежды" (Бунт слабого человека.-- С. 103). О том же свидетельствуют и его произведения, опубликованные в начале XX в. (пьеса "Поэт", повесть "Ночная жуть" и др.). Актуальная для 80 гг., такая тема и такой герой оказались несовременными в новую литературную эпоху. Однако значение А. в истории русской литературы по-своему значительно. Он явился прямым наследником писателей-шестидесятников и Достоевского в конце 70 гг.; в 80 гг. он некоторыми сторонами своего творчества оказался близок Гаршину, но сохранил оригинальный взгляд на мир. В повестях и романах А. по-своему отразились поиски и разочарования среднего, обычного человека. Поэтому, как справедливо заметил А. В. Амфитеатров, мимо А. не должен пройти в будущем ни один историк общества, культуры и литературы русского XIX века" (Собр. соч.-- Т. 14.-- С. 469).
  
   Соч.: Соч. -- Спб., 1906--1908.-- Т. 1--8; Писатели чеховской поры.-- М., 1982. - Т. 1.
   Лит.: Скабичевский Л. М. История новейшей русской литературы (1848--1890).-- Спб., 1891; Чуковский К. И. Бунт слабого человека в произведениях М. Н. Альбова: Критический очерк // Литературное и популярно-научное приложение "Нивы".-- 1908. -- No 1; Амфитеатров А. В Собр. соч.-- Спб., 1912. Т. 14.-- С. 431--469; Короленко В. Г. О литературе.-- М., 1957.-- С. 304-312; Созина Е. К. Проблема "двойничества" в творчестве Альбова // Русская литература 1870--1890 годов: Эстетика и метод. Свердловск, 1987; Муратов А. Б. Творчество М. Н. Альбова в литературном процессе второй половины XIX в. // Русская литература.-- 1988.-- No 4.

А. Б. Муратов

   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru