(граф) -- знаменитый итальянский драматург; род. 17 января 1749 г. в Асти, в Пьемонте, сын графа Антонио А. и графини Моники Мейльяр из Турнона. Рано оставшись сиротой, А. получил, с девятого года жизни, крайне недостаточное воспитание в Дворянской академии в Турине. Затем изъездил с 1767--73 г. почти всю Европу и, как богатый юноша, вел беззаботную жизнь. После своего возвращения в Турин он предался ревностно литературным занятиям. Успех, который нашли его первые драматические опыты, привел его к заключению посвятить себя этой отрасли литературы. Он постарался поэтому наверстать потерянное время и отправился в Тоскану, чтобы здесь начать основательное изучение итальянского языка. Здесь он познакомился с графиней Альбани, с которой связала его истинная любовь. Чтобы быть вполне независимым, он передал все состояние своей сестре за известную годовую ренту. Попеременно жил затем во Флоренции и в Риме, а впоследствии, вместе с графиней, в Эльзасе и Париже, где он непрерывно занимался поэзией, поправками и изданиями своих произведений. Будучи при начале французской революции в Англии, он возвратился в Париж, но уже 2 авг. 1792 г. не без некоторой опасности постарался оттуда уехать и затем поселился вместе со своей подругой во Флоренции. Здесь † он 8 октября 1803 г. Над останками его в церкви С.-Кроче поставлен прекрасный памятник работы Кановы. В его родном городе Асти была также воздвигнута его статуя в 1 682 г. А. написал двадцать одну трагедию, 6 комедий и одну так наз. трамелогедию. Самое существенное оставил он именно в трагедиях. Между его произведениями особенно замечательны "Виргиния", "Агамемнон", "Тимолен", "Орест", "Антигона", "Мария Стюарт", "Заговор Пацци" и "Абель". Самым удачным можно назвать "Абель", которое он наименовал трамелогедией. Трагедии А. все доказывают присутствие в нем высокого, мужественного духа, но им недостает грации и прелести поэзии. Он хотел здесь действовать самыми простыми средствами, избегая всяких прикрас, одной лишь мужественной серьезностью. Его произведения поэтому холодны и неоживленны, а в изложении -- просты до бедности. Стих его тверд и неприятен, а речь хотя и выразительна, но лишена всякой образности. Тем не менее, он стоит много выше других итальянских драматургов и составил себе имя. А. хотел в театре видеть общеобразовательное учреждение и при его помощи действовать на народ, делая его "свободным, сильным и благородным". Комедии его, произведения его старости, лишенные индивидуальности и занимательной завязки, не произвели впечатления. Кроме этих драматических произведений, А. написал также много од и сонет, в которых в полном силы и возвышенном стихе воспевал свою любовь и дружбу. Политические и дидактические сочинения "Della Tirannide", "Del Principe e delle Lettere" представляют плод замечательно серьезного, свободного и пытливого ума. Остальные его поэтические вещи и переводы с греческого и латинского содержат те же преимущества и недостатки его больших произведений. После его смерти уже появился "Misogalo" как памятник его ненависти к французам. Тогда же были изданы его "Opere" (22 т., Пиза, 1805--15; 37 т., Падуя, 1809--11), автобиография "Vita di Vittorio A. da Asti, scritta da esso", оригинальнейшее произведение в этом роде, которое должно было представить Италию после Бенвенуто Челлини (2 т., Лонд., 1804; нем. пер. Гайна, 2 т., Лейпц., 1812), и "Lettere inedite" (Флор., 1864). Собрания его трагедий были изданы многократно (6 т., Париж, 1788--89; 6 т., Флор., 1 820); пересмотренное Миланези по оригинальной рукописи (2 т., Флор., 1855). Ср. Чентофанти, "Tragedie e vita di A." (Флор., 1842); Теза, "Vita, giornali, lettere di А." (Флор., 1861); Тедески, "Studii sulle tragedie di A." (Мил., 1869).
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.