АНАЕВСКИЙ Афанасий Евдокимович (1788 -- май или июнь 1866, Вологда?), литератор 1840--60-х гг., пользовавшийся у современников устойчивой репутацией графомана. Сын дьячка, А. в 1812 окончил Тамбов, духовную сем., но в дальнейшем избрал карьеру чиновника: начав в 1813 службу в Тамбов, казенной палате канцеляристом (был аудитором Иркут. гусар, полка с 1819; обер-аудитором отрядного штаба Московского -- с 1824, позднее -- Старорусского воен. поселений), дослужился до чина коллеж. советника. С 1830 асессор Архангельской, а с 1846 -- Вологодской казенных палат; в 1865 вышел в отставку по болезни.
Уже первая из 5 небольших книжек А. (служивших неизменной мишенью для насмешек рецензентов) -- пов. "Юродивый мальчик в железном зеленом клобуке" (СПб., 1844; лит. дебют автора в возрасте 56 лет) -- была встречена как лит. курьез; В. Г. Белинский в отзыве на нее отметил, что А. превзошел "всех бывших, сущих и будущих сочинителей в этом роде!" (ОЗ, 1844, No 3; VIII, 518). В 1847 опубл. "комич. оперу" "Мандрагора" (sic!) (СПб.). Последующие его книги -- "Жезл правоты" (СПб., 1852; рец.: ОЗ, 1852, No 4; (Н. А. Некрасов?) -- "Совр.", 1852, No 3; СП, 1852, 28 февр.; СО, 1852, No 2), "Ассамблея" (Вологда, 1852; рец.: ОЗ, 1853, No 8; К. П<олевой> -- СП, 1853, 15 авг.), "Энхиридион любознательный" (СПб., 1854; рец.: ОЗ, 1855, No 1; "Совр.", 1855, No 2), "Экзалтацион и 9 муз" (Вологда, 1862) -- представляют собой набор всех известных А. жанров: ист. анекдотов, нравоучит. размышлений, подкрепленных собств. беллетристич. примерами, сказочных повестей сцен из рыцарской жизни, на сюжеты исп. и франц. нравов, баллад, басен и переводов. Жанровая всеядность А. обнаруживала, однако, определ. лит. ориентацию: так, "острые мысли" (раздел в кн. "Жезл правоты") по типу восходят к "Письмовнику" рус. просветителя 18 в. Н. Г. Курганова; между ними вклинены "Правила пиитические", составл. по руководствам 18 в. "Ассамблея" включает переделки переводившейся в 18 в. новеллы "Аррагония" и известной в то время "астрахан. повести" о трех братьях-горбунах. Творчество А., т. о., -- запоздалый и наивный рецидив нравоучит. лит-ры 18 в. Следование омертвевшим формам и жанрам, установка на сочетание "приятного и полезного" делали его соч. глубоким анахронизмом. Писания А. имели источником его давнюю семинарскую начитанность. Нарочитая демонстрация "эрудиции" (многочисл. эпиграфы из антич. авторов, произвольно перетолкованные изречения и эпизоды из жизни великих людей -- Сократа, Эпиктета, Александра Македонского и др.), глубокомысл. тон при логич. бессвязности авт. умозаключений, книжно-просторечный волапюк А.-- все это вызывало непредусмотренный сочинителем эффект комич. абсурда: "каждая строчка своеобразным оборотом речи, оригинальными и неожиданными выводами вызывает неподдельный смех..." (Meжов, с. 173).
В лит-ре (А. Н. Пыпин, Б. Я. Бухштаб) было отмечено сходство лит. манеры и писат. облика А. с пародийными соч. Козьмы Пруткова, хотя реальный А. вряд ли был объектом пародии. "Он ждал славы, известности, но ничего из того не дождался. Издания его не расходились; он сам раздаривал их своим знакомым и первому встречному" (Засодимский П. В., Письма с родины.-- РБ, 1880, No 9, с. 44).
Лит.: Белинский (ук.); Некрасов, IX, 242; Чернышевский (ук.); Mежов В. И., История рус. и всеобщей словесности, СПб., 1872; Пыпин А. Н., Некрасов, СПб., 1905, с. 17; Гаркави А. М., Разыскания о Н. А. Некрасове.-- "Уч. зап. Калининград, пед. ин-та", 1961, в. 9, с. 46; Бухштаб Б. Я., Рус. поэты, Л., 1970, с. 187--88. + Венгеров (Сл.; Источ.).
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 191, оп. 1, д. 481а (ф. с. 1865 г.).
А. И. Рейтблат.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989