Мартин Андерсен-Нексё. Советская литература --бодрая, свежая
Уважаемые товарищи!
1. Уже одно существование победоносного Союза Советских Социалистических Республик для меня, человека и писателя, факт огромного значения. В нем наша утопия, которая подчас по сравнению с мрачной действительностью должна была бы казаться безумием, превратилась в прекрасную ощутимую реальность. А его достижения, его строительство, безостановочный подъем! И все это на фоне гниющего Запада. Сегодняшний мир страшен. Но насколько он был бы страшнее, не будь радостного факта существования Советской России!
Часто я сам черпал мужество из этого факта, когда мной овладевали усталость и уныние. И в первую очередь победа Октябрьской революции оказала оживляющее действие на мою инициативу пропагандиста. Я считал необходимым вдохнуть бодрость в потерявшие надежду пролетарские массы Западной Европы, и именно путем возможно полного ознакомления с тем, что происходит в пролетарской России, -- то есть разоблачать пропаганду лжи, препятствовать ее распространению и сообщать о гигантских успехах СССР.
Я знаю по опыту, что ничто так не революционизирует пролетариат Запада, как изображение действительности Советской России. Соответственно с этим я и поступаю.
2. Советская литература унаследовала хорошие традиции в том смысле, что русские писатели, в противовес писателям западноевропейским, не стремились "прогуливаться в обществе королей", а предпочитали шествовать под руку с пьяным мужиком или оборванным пролетарием. Молодая русская литература, опираясь на это наследство, смогла развить свою работу вширь и вглубь человечества, не затронутая ядом и похотливой сексуальностью западноевропейской интеллектуальной жизни.
Если нужны еще доказательства упадка западноевропейской культуры, то достаточно вспомнить бесплодие и похотливость -- два нераздельных признака дряхлости, царящих в литературе Запада. Современный интеллигент-европеец уже не способен к действию: он стал зрителем. И его влечет к зрелищу элементарнейшего действия. Отсюда господство сексуальных тем в театре, кино и литературе.