Юрий Павлович Анненков родился в 1892 году в Петропавловске на Камчатке [Мистификация Анненкова: он родился в 1889 г. в Петропавловске Акмолинской обл. (ныне Казахстан), где его отец-народоволец отбывал в то время ссылку (Прим. изд.)]; учился в Петербурге, окончил юридический факультет Петербургского университета. С 1908 года увлекся живописью и начал учиться в школе художника С. Зейденберга, затем у профессора Академии художеств Я. Ф. Ционглинского; по его совету Анненков в 1911 году уехал для занятий живописью в Париж.
Впервые выставил свои картины в 1913 году в Салоне Независимых Художников. В России выставлял картины на выставках "Современной русской живописи и рисунка", "Союза молодежи", "Мира искусства", в "Салоне Добычиной" и т. д.
Одновременно Анненков обращается к иллюстрации книг и к театральной декорации. Он постоянно сотрудничал в "Сатириконе", в журналах "Театр и искусство", "Отечество" (под редакцией Л. Андреева), "Красный милиционер", в "Синем журнале"; им сделаны иллюстрации ко многим книгам, в том числе к "Двенадцати" А. Блока, к книгам Горького, Замятина, Чуковского ("Мойдодыр"), Вс. Иванова, К. Федина, Э. Синклера, Д. Лондона. В России им были сделаны декорации и костюмы ко многим театральным постановкам, включая пьесы "Нос" по Гоголю, "Самое главное" Н. Евреинова, "Собака садовника" Лопе де Вега, "Саламанская пещера" Сервантеса, "Гимн Рождеству" по Диккенсу, "Скверный анекдот" по Достоевскому, "Бунт машин" А. Толстого и т. д. Работа в театре сблизила его с режиссерами Урванцевым, Евреиновым, Петровым, Станиславским, Хохловым, Мейерхольдом, Сахновским, Балиевым. Анненков и сам выступает, как режиссер: в 1919 году он поставил, в своей инсценировке, "Первого винокура" по Л. Толстому, объединив на сцене актеров драмы, цирка и эстрады, -- этот спектакль оказал значительное влияние на развитие "авангардного" театра, в первую очередь на работу режиссеров С. Радлова и В. Мейерхольда.
В 1920 году Анненков участвует (как режиссер -- вместе с А. Кугелем, как декоратор -- с М. Добужинским и В. Щуко) в создании первомайского массового зрелища -- "Гимн освобожденному труду" (2.500 действующих лиц). В том же году -- как режиссер (вместе с Н. Евреиновым, К. Петровым и А. Кугелем) и как автор декораций и костюмов в грандиозном зрелище -- "Взятие Зимнего Дворца" (8.000 действующих лиц, 150.000 зрителей) на площади перед дворцом.
В 1921 году Анненков опубликовал, в журнале "Мир искусств", манифест "беспредметного" театра -- "Театр до конца"; этот манифест был впоследствии переведен на французский, немецкий и итальянский языки и до настоящего времени сохраняет свое значение.
В 1920 году Анненков был избран профессором Академии художеств.
Много времени отдавал Анненков портретной живописи. Им были написаны портреты писателей, художников и других деятелей искусств -- Н. Евреинова, И. Репина, В. Хлебникова, А. Лурье, М. Кузмина, Ф. Комиссаржевского, А. Ремизова, Г. Уэллса, М. Горького, В. Шкловского, А. Блока, А. Ахматовой, Г. Иванова, А. Бенуа, К. Чуковского, Е. Замятина, В. Ходасевича, Н. Альтмана, Асейдоры Дункан, Б. Пастернака, В. Маяковского, В. Щуко, Б. Пильняка, В. Пудовкина, А. Довженко, Э. Верхарна и многих других. Им написана также серия портретов "вождей революции": В. Ленина, Л. Троцкого, Антонова-Овсеенко, А. Луначарско-Склянского, В. Зофа, Н. Муралова, А. Енукидзе, В. Полонского.
В 1924 и 1925 годах Анненков, как представитель СССР, участвовал в Международных художественных выставках в Венеции и в Париже, после чего отказался от возвращения в СССР и остался во Франции. Он выставлял свои картины в Салоне Независимых, Салоне Тюильри, Осеннем салоне, в Салоне новой реальности и на многих других выставках как во Франции, так и в Бельгии, Голландии, США и в других странах. В годы второй мировой войны Анненков окончательно порвал с предметной живописью, перейдя к абстракции и все более развивая рельефную трехмерную живопись, оставив плоскостную двухмерную.
Продолжалась за границей и интенсивная театральная работа Анненкова: он создал декорации и костюмы ко многим постановкам разных театров, в том числе для балетов Б. Нижинской "Ревнивые комедианты", "Вариации Бетховена" и "Гамлет", для "Пиковой дамы" по Пушкину, для семи пьес Е. Ионеску, для шести пьес Жана Тардье и для многих других театральных постановок во Франции и в других странах. В качестве декоратора и рисовальщика костюмов, за границей он принял также участие в постановке 62-х кинофильмов; занят он работой и в телевидении. В свободное время не прекращает Анненков и занятие портретной живописью: за границей, по 1960 год, им сделаны портреты Леона Блюма, Леонида Красина, композиторов Артура Оннегера, Мориса Равеля, С. Прокофьева, писателей Андре Жида, Жана Жироду, И. Бабеля, А. Толстого, А. Барбюса, И. Эренбурга, М. Алданова, Жана Кокто, артистов Витторио де Сика, Жерара Филиппа, Пьера Брассера, Анны Павловой, Сергея Лифаря и многих других лиц.
Одновременно продолжает Анненков писать и по вопросам искусства, во французской, немецкой, итальянской и в русской зарубежной прессе. В 1951 году он выпустил книгу, на французском языке, о судьбах кино; в русской прессе им напечатаны воспоминания о М. Горьком, С. Есенине, А. Блоке, Б. Пастернаке, А. Бенуа и А. Ремизове; на французском языке -- книга о Маяковском. Кроме того, под псевдонимом "Борис Темирязев", Анненков выступает и как беллетрист: им написаны романы "Повесть о пустяках", о России первой четверти века, "Рваная эпопея", о жизни эмиграции во Франции во время второй мировой войны, и другие произведения.
Примечания
Впервые в сборнике "Старые -- молодым" (Мюнхен, 1960).