Аверченко Аркадий. Рассказы (юмористические): В 2 т.
М.: Ладомир: Наука, 2021. -- Т. II. -- (Литературные памятники /РАН)
СЕРГЕЙ АУСЛЕНДЕР
[Рецензия на издание:]Аркадий Аверченко.Рассказы.Изд. "Шиповник". 1910 г.
Мы просто и не умеем смеяться, и отвыкли от простодушного громкого смеха. Над чем смеяться? Над кем?
Все дачные мужья, зубные врачи, нервные дамы, все смешные нелепости и пошлости уже осмеяны; смешное становится уже не смешным, а страшным, мучительным, кошмарным. Скептик едва заметно улыбнется, мечтатель печально вздохнет, энтузиаст возмутится; посмеяться уже некому и не над чем.
С некоторым предубеждением открывали мы книгу Аркадия Аверченко. Что этот "испытанный остряк"1, смеющийся по заказу каждую субботу в "Сатириконе", да еще на неделе раза два пишет в газетах. Как это должно быть вымучено, неинтересно и старо...
Прочитываешь один, два, три рассказа: какие странные! Какие-то нелепые несуразности: чудовищные тройни в бельевых корзинах;2 люди постоянно вываливаются из пятых этажей;3 фантастические лентяи;4 это кошмарный "специалист", который берется за всё и всё коверкает, уничтожает, портит5.
Наконец, доходишь до "Славного ребенка". Рассказ останавливает внимание. Это не только бойкий фельетонист, это настоящий и сильный художник. Уж не стоит ли под рассказом забытой и милой подписи Чехонте...
Впрочем, находясь под некоторым влиянием Чехова, Аверченко во многом иной, очень своеобразный. Его смех не добродушная, мягкая, иногда чуть-чуть печальная веселость Антоши -- его смех громкий, во всё горло, скорее грубый и какой-то колючий.
Всё преувеличено, всё утрировано, но почти нигде не перейдены границы художественного правдоподобия; нарочитость чувствуется очень редко. Иногда рассказы Аверченко переходят в вольную и открытую фантастику: так, например, этот помощник счетовода Матвей Петрович Химиков6, воображающий себя странствующим рыцарем, совершающий в своем плаще с кинжалом в руках (который оказался ножом для разрезывания книг) столько страшных преступлений и прекрасных подвигов. Новый вариант старой истории рыцаря печального образа из Ламанча7.
Две опасности грозят современному юмористу: стать тривиальным, повторять затасканные остроты, как старый ленивый клоун выкидывает всё те же давно известные штучки, которым еще может в тысячный раз аплодировать галерка; или стараться быть ни на кого не похожим, напряженно выдумывать каждую неделю новое и оригинальное и, в конце концов, потерять всякую возможность смеяться, так как смех всегда должен быть свободным, незамысловатым и несложным.
Аверченко выходит с достаточной честью из обоих затруднений. Он не боится быть иногда обыкновенным, рассказывает немудреные анекдоты о дачных спектаклях8, о Саре Фрейберг, которая на последние 15 рублей повела сына к доктору и только в приемной заметила, что впопыхах из своих семерых чад захватила не того9, которого следовало; о чиновнике Плюмажеве, захотевшем полюбоваться на купающуюся наяду, отдающем гимназисту за бинокль всё свое движимое имущество (котелок, папиросы, перочинный ножичек) для того, чтобы увидеть свою собственную жену в купальном костюме10.
Рассказывая всё это, Аверченко умеет находить неожиданно-забавные детали, не переходить границ художественности и, наконец, полно выявляет все свои способности неплохого рассказчика.
С другой стороны, постоянное влечение Аверченко к фантастическому преувеличению, к умному и часто злому шаржу, дающему иногда интересные и остроумные гротески, делают его книгу любопытной и своеобразной.
КОММЕНТАРИИ
Впервые опубл. в изд.: Речь. 1910. 31 мая (13 июня). No 147 (1385). С. 3. Рубрика "Новые книги". Печатается по первой публикации.
Ауслендер Сергей Абрамович (1886--1937) -- русский писатель и критик, публиковался, в частности, в газете "Речь" (в то время, когда там печатался и Аверченко), в журнале "Аполлон".
1..."испытанный остряк"... -- Отсылка к стихотворению A.A. Блока "Незнакомка" (1907):
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
2...чудовищные тройни в бельевых корзинах... -- Имеется в виду рассказ Аверченко "Здание на песке" ("РЮ1").
3..люди постоянно вываливаются из пятых этажей... -- Вероятно, имеется в виду рассказ Аверченко "Душевная драма. (Жизнь человека)" ("РЮ1"), в котором героя -- молодого господина -- ревнивый муж выбрасывает из окна с шестого этажа.
4...фантастические лентяи... -- Имеется в виду главный герой рассказа Аверченко "Лентяй" ("РЮ1").
5...это кошмарный "специалист", который берется за всё и всё коверкает, уничтожает, портит. -- Имеется в виду рассказ Аверченко "Специалист" ("РЮ1").
6...помощник счетовода Матвей Петрович Химиков... -- Речь идет о главном герое рассказа Аверченко "Страшный человек" ("РЮ1").
7Новый вариант старой истории рыцаря печального образа из Ламанча. -- Проводится аналогия с романом М. де Сервантеса Сааведры "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (ч. 1 -- 1605, ч. 2 -- 1615).
8...немудреные анекдоты о дачных спектаклях... -- Имеется в виду рассказ Аверченко "Дачный театр" ("РЮ1").
9...о Саре Фрейберг, которая на последние 15рублей повела сына к доктору и только в приемной заметила, что впопыхах из своих семерых чад захватила не того... -- Отсылка к рассказу Аверченко "Еврейский анекдот" ("РЮ1").
10 ...о чиновнике Плюмажеве, захотевшем полюбоваться на купающуюся наяду, отдающем гимназисту за бинокль всё свое движимое имущество... для того, чтобы увидеть свою собственную жену в купальном костюме. -- Речь идет о персонаже рассказа Аверченко "Красивая женщина" ("РЮ1").