Двоеверы -- в древнерусских литературных памятниках (поучения Феодосия Печерского и Серапиона Владимирского, "Слово христолюбца" и др.) название людей, которые и по обращении в христианство сохраняли многие языческие верования и обряды: ходили молиться под овины, к священным (в язычестве) древам, болотам, колодезям; ели удавленину и мертвечину; призывали волхвов и т. д. "Слово Христолюбца" укоряет Д. за то, что они, крестившись во Христа, веруют в то же время в Перуна, Волоса и др. языч. богов. О существовании на Руси двоеверия в первые века по крещении свидетельствуют также "Слово о полку Игореве", памятники устной народной словесности (песни, упоминающие о "Дид-Ладо"), существующие доселе праздники Ивана Купала и др. Даже в конце XVIII в. св. Тихон Воронежский обличал в Воронеже празднование в честь Ярилы. Двоеверие, впрочем, -- не русская только бытовая черта, а общечеловеческая. "Старая вера" обыкновенно не вдруг уступает все свое место в человеческом сознании мировоззрению новому и долго ютится в различных формах быта. Двоеверие существовало, напр., в христианах Восточной Римской империи IV в., как видно из слова Астерия Амасийского о праздновании календ, из проповеди Василия В., укорявшего своих современников-христиан за то, что их праздники на могилах умерших сродников принимали характер языческих луперкалий, и т. д. Такие же упреки встречаются в проповедях зап. церковных учителей (папы Льва Великого, Илария Арелатского, Сальвиана и др.).
Н. Б.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. X (1893): Давенпорт -- Десмин, с. 185