Обличительное (иначе сравнительное, полемическое) богословие (Theologia elenchtica, antitetica, controversa) -- одна из богословских наук, имеющая своим предметом опровержение тех учений в области богословия, которыми отличаются от данного христианского вероисповедания все остальные. Таким образом, православное обличительное богословие занимается опровержением учений, которыми отличаются от православия католичество, протестантство, реформатство, англиканство и т. д. В состав этой науки не входит обозрение и анализ учений религиозных обществ, вовсе не принадлежащих к христианству (иудейство, магометанство, язычество; они изучаются и опровергаются в апологетике или основном богословии), христианских лжеучений, ныне не существующих, а также учений и мнений отдельных богословов или религиозных писателей, что составляет предмет церковной истории. Так например, при изучении и опровержении лютеранства православное О. богословие имеет в виду лишь так называемое ортодоксальное лютеранство или евангелическую церковь, учение которой изложено в символических ее книгах, а не учение какой-либо научно-богословской партии в лютеранстве, например представителей так называемого посредствующего или спекулятивного богословия. Метод изложения науки -- двоякий. Одни рассматривают предмет в порядке вероисповеданий, т. е. излагают и опровергают сначала учение одного вероисповедания, потом -- другого и т. д. Другие ведут полемику в порядке христианских догматов, т. е. о каждом догмате излагают мнения сперва одного вероисповедания, потом другого и т. д., затем мнения о другом догмате, о третьем и т. д. Этот последний метод называется также символическим; название обличительного богословия заменяется в этом случае названием символики (Symbolik); лучшая символика -- Мелера (см.), за ней -- Герике, Планка и Винера. При изложении в порядке вероисповеданий рассматривается сначала история происхождения каждого из них, указываются и характеризуются символические книги данного вероисповедания, затем оно обсуждается с православной точки зрения, а в заключение, где возможно, выставляются на вид шансы соглашения, главным образом путем разбора тех ошибок, какие были допущены при первоначальном образовании рассматриваемого учения.
Литература О. богословия весьма обширна. Исчисление полных курсов этой науки прошлого времени см. Walchii, "Bibliotheca theologica". На русском языке лучший курс О. богословия принадлежит архимандриту Иннокентию, ректору казанской академии (Казань, 1863). В позднейшее время появились курсы О. богословия (в объеме курса духовных семинарий) Перова, Трусковского, Епифановича. Полный перечень монографий и журнальных статей по О. богословию на русском языке см. в "Систематическом указателе статей по основному... сравнительному богословию", Карпова (СПб., 1888), и в "Указателе русских книг и брошюр по богословским наукам", С. Н. (СПб., 1891).