|
Скачать FB2 |
| |
Его жизнь и музыкальная деятельность
Биографический очерк
С портретом Вагнера, гравированным в Лейпциге Геданом
Глава I. Юные годы Вагнера
Отсутствие всякого вымысла в биографии Вагнера. - Девятый ребенок бедной семьи. - Учителя музыки предсказывают, что из Вагнера "ничего не выйдет". - Восхищение Вебером и Моцартом. - Трагедия с 42 жертвами и партитура "вроде Эгмонта Бетховена". - Увертюра, написанная разноцветными чернилами. - Уроки Вейлинга. - Путешествие в Вену и Прагу. - Лейпцигская консерватория исполняет симфонию Вагнера (заимствованную целиком у Бетховена)
Глава II. Подготовительный период музыкальной деятельности Вагнера
Первая опера Вагнера. - "Феи". - Влияние игры г-жи Шредер-Девриен на направление музыкальных идей Вагнера. - "Запрещенная любовь" как антитеза его первой оперы. - Капельмейстерство в Магдебургском театре. - Провал "Запрещенной любви". - Неудачная женитьба Вагнера на актрисе Планер. - Переезд в Ригу. - Осуждение Вагнером своих прежних музыкальных работ. - Сборы в Париж
Глава III. Парижские мытарства
Четырехнедельное морское путешествие. - Встреча с Мейербером в Булони. - Вагнер приезжает в Париж с его рекомендательными письмами. - Улыбнувшиеся на минуту надежды и скорое разочарование. - Вагнеру приходится писать по заказу музыку для водевиля, которую потом забраковывают. - Потеря увертюры из-за неимения 10 копеек. - Знакомство с Листом. - Глубокое впечатление, произведенное на Вагнера музыкой Бетховена в исполнении парижской консерватории. - Первая мысль об опере "Моряк-скиталец" и что из этого вышло вначале. - Перспектива новых горизонтов
Глава IV. Первые реформаторские попытки
Оперы Вагнера "Риенци" и "Моряк-скиталец" на дрезденской сцене. - Мнения о них Шумана и Берлиоза. - Критики объявляют Вагнера "варваром". - Приезд в Дрезден "знаменитого" Спонтини и финал, объявленный им музыке
Глава V. "Тангейзер" и его судьба
"Тангейзер". - Его успех на дрезденской сцене. - Оценка вагнеровской музыки западноевропейской и русской критикой. - Обращение Вагнера к прусскому королю. - Фридрих Вильгельм IV предлагает композитору аранжировать "Тангейзера" для военной музыки
Глава VI. Баррикады и "Лоэнгрин"
Вагнер обращается к саксонскому министру Оберлендеру с фантастическим проектом реорганизации театрального дела. - Письмо композитора к королю с советом объявить в Саксонии республику. - Бой на баррикадах и бегство Вагнера в Веймар. - Вынужденная эмиграция в Париж. - Постановка "Лоэнгрина" на веймарской сцене и повсеместный успех вагнеровской музыки в Германии. - Русская музыкальная критика 60-х годов о "Лоэнгрине"
Глава VII. Оперный эмигрант
Вагнер - швейцарский гражданин, - Музыкально-критическая деятельность Вагнера. - Цюрихские "музыкальные недели" и концерт общегерманского оркестра. - Лондонский триумф. - "Тристан и Изольда". - Отказы из Карлсруэ и Страсбурга в постановке этой оперы
Глава VIII. Новые неудачи в Париже
Вторичный приезд Вагнера в Париж. - Несочувственные отзывы французских газет о его музыке. - Берлиоз переходит на сторону его противников. - Постановка "Тангейзера" на сцене парижской "Оперы" по приказанию Наполеона III. - Вагнер вооружает против себя весь театральный мир. - Полное фиаско "Тангейзера" в Париже. - Вагнеру разрешен въезд в Германию
Глава IX. "От эшафота к трону"
Артистическое путешествие Вагнера по Европе. - Он вывозит из России 35 тысяч рублей и поселяется в Вене. - Безалаберные траты и быстрое наступление нищеты. - Бегство от долгов. - Неожиданный поворот в судьбе Вагнера: новый баварский король Людовик II приглашает Вагнера в Мюнхен и назначает ему пенсию. - "Сценические праздники". - Недовольство баварцев влиянием Вагнера на их короля. - Вагнер на время уезжает в Швейцарию
Глава X. Музыкальный гений Германии
Временное возвращение к литературной деятельности. - Императорский марш и пожертвование Вильгельмом 1300 талеров на "национальное" вагнеровское искусство. - Образование "вагнеровских обществ" в Германии и сборы пожертвований на постройку специального вагнеровского театра. - Торжественное открытие его в Байрейте. - Реформаторская слава и смерть Вагнера
Источники
|