Беллюстин Иоанн Стефанович
Беллюстин И. С.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Белюстин или Беллюстин (Иоанн Стефанович) -- известный писатель по церковно-общественным вопросам, уроженец Новгородской губернии; учился в новгородской семинарии, был священником в городе Калязине (Тверской губернии), где умер 2 июня 1890 г. около 70 лет от роду. Б. писал во многих периодических изданиях, преимущественно московских, и был одним из видных сотрудников "Церковно-Общественного Вестника", в котором, между прочим, поместил статью о Константине Великом, причинившую ему сильные неприятности, как, впрочем, и все остальные писания его. В конце 1850-х гг. много шуму наделало сочинение Б. "О сельском духовенстве в России", без ведома и подписи автора изданное за границей М. П. Погодиным. Из журнальных статей Б. отметим: "Духовно-общественные вопросы. I) Духовная администрация. II) Выход из духовного звания" (в Сборнике Недели: "Русские общественные вопросы", СПб., 1872). Отдельно изданы: "Вечерние беседы с крестьянами" (2 изд., СПб., 1686), "О церковном богослужении" (2 ч., 4 изд., СПб., 1874), "Литургия. Из писем о церковном богослужении" (6 изд., СПб., 1886) и др., а также полупереводное "Сельское Духовенство во Франции" (СПб., 1871).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. V (1891): Буны -- Вальтер, с. 258 (индекс)

     
   

II.

   БЕЛЛЮСТИН, Белюстин Иван Степанович [ок. 1820, Новгород -- 2(14).6.1890, Калязин Тверской губ.], публицист. По окончании Новгородской (по др. сведениям -- Тверской) сем.-- сел. священник; с нач. 40-х гг. служил в гор. соборе г. Калязина. Хорошо образованный (в частности, самостоятельно овладел франц. и англ. языками), Б. мечтал о лит. деятельности. Однако митрополит Филарет, к-рому, рассчитывая на его ученость, Б. в 1850 передал свое соч. "Наука и религия", назвал его мысли "мудрованиями" и отказал в переводе в Москву, что оставило горький след в душе Б. (см.: Барсуков, XII, 247) и, по-видимому, способствовало формированию его оп-позиц. настроений. С 1852 Б. опубл. в ж. "Москвитянин" (гл. обр. б. п.) неск. психол. и ист. очерков ("Из наблюдений над умирающими"-- 1852, No 20; "Разбойники прошедших веков" -- 1853, No 18, и др.); М. П. Погодин, с к-рым его сблизила страсть к собиранию ист. мат-лов, расплачивался с многодетным Б. подпиской на свой ж-л. В 1858 один из друзей Погодина издал в Лейпциге без согласия Б. (см.: Погодин М. П., Объяснение.-- PB, 1859, май, кн. I; Барсуков, XV, 115--30) и без имени автора его кн. "Описание сельского духовенства" -- страстное публицистич. произв., где Б. нарисовал картину глубокого социального унижения и бедности осн. массы рус. духовенства, с яростным негодованием обрушившись на церк. элиту, в к-рой он видел гл. виновника такого положения. Несмотря на запрещение к ввозу в Россию, "эта громкая книга... написанная... не чернилами, а кровью", получила распространение: "все интеллигентные люди... постарались е е достать... или прочитать..." (Певницкий В. Г., Записки...-- PC, 1905, No 9, с. 542--43). Обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой назвал Б. "духовным Щедриным" (ЛН, т. 63, с. 198; др. отклики -- Никитенко, ук.; ЛН, т. 63, ук.). Задаче нейтрализовать влияние книги (вскоре перевод на франц. и нем. языки) служили тенденциозная брошюра (А. Н. Муравьёва) "Мысли светского человека о книге Описание сел. духовенства" (СПб., 1859), в к-рой Б. обвинялся в клевете на рус. церковь, и составл. бывш. цензором Н. В. Елагиным сб. "Рус. духовенство" (Б., 1859), в свою очередь подвергнутые резкой критике Н. А. Добролюбовым (рец. на "Мысли..." и ст. "Заграничные прения о положении рус. духовенства"). По сообщению "Колокола" (1859, 15 апр.), Б. "чуть было не сослали на каторгу", и только заступничество одного из членов царской фамилии помешало этому. В дальнейшем церк. начальство дважды, в 1861 и 1875, отклоняло ходатайство прихожан о назначении Б. настоятелем собора.
   По свидетельству как сторонников, так и противников Б., "Описание..." послужило толчком к преобразованиям в дух. ведомстве (см. Барсуков, XV, 130). А самого Б. вывело на самостоят. дорогу в лит-ре. В 60-х гг. он печатался в "Ж-ле Мин-ва нар. просвещения", в "Рус. вест.", в газ. "Совр. летопись", "День", "Москва" и др. Периодом наиб, активной публицистич. деятельности Б. были 70-е гг. В 1871--72 он опубл. ряд статей в славянофил, ж. "Беседа", а затем становится пост, сотрудником демокр. "Недели" и либеральной газ. "Церковно-обществ. вест.", программа к-рой была ему (как и Н. С. Лескову, не раз сочувственно упоминавшему о Б.) особенно близка.
   Священник по призванию, Б. считал, что благополучие об-ва определяется прежде всего состоянием религии и церкви. Источник всех обществ, несчастий он видел в том, что христианство, став гос. религией, превратилось в "фарисейство", в религию "обрядов и внешностей" и утратило нравств. воздействие на об-во.
   Нар. еретич. движения и раскол рассматривались Б. как реакция на это и полностью оправдывались. Путь к социальному и духовному возрождению об-ва Б. находил в полном отделении церкви от гос-ва, в демократизации ее устройства, обеспечении свободы совести. Наиб, полно и откровенно эти взгляды были изложены в ст. "К вопросу о раскольниках" ("Церк.-обществ. вест.", 1879, 11 и 13 апр.), за к-рую газета получила предостережение, а "калязинского Лютера" "св. Синод приговорил к заключению на 2 месяца в монастыре с воспрещением ему отправлять обязанности пастыря в течение 6 месяцев" (А. Н., Нигилист-богослов.-- "Восток", 1879, 8 мая). Ставился вопрос о лишении его священнич. сана (Савва, Хроника моей жизни, т. 6, Сергиев Посад, 1906, с. 18--19, см. также т. 3, 4, 5, 7, 8; ук.). Впрочем, "теоретич." статей у Б. было немного; он выступал преим. по разл. конкретным вопросам обществ, жизни: о положении духовенства и реформах в этой области ("Что сделано по вопросу о духовенстве" -- "Беседа", 1871, No 3, 11; 1872, No 2; "Из разговора с членом духовной цензуры" -- "Совр. летопись", 1870, 5 июля, и др.) о проблемах нар. просвещения ("Приходские учителя", ЖМНП, 1861, No 4; "Учительницы в народе", "День", 1864, 3 окт.) и здравоохранения ("Нар. беспомощность в санитарном отношении", "Беседа", 18 71, No 11 ), о нуждах провинц. городов ("Внутр. жизнь уездных городов", "День", 1864, 21 и 28 нояб.; "Городские нужды", "Беседа", 1872, No 3) и др.
   Б. всегда писал о том, что непосредственно видел и знал. Отсюда страстность и острокритич. характер его публицистики, но и определ. ограниченность кругозора. Иногда, основываясь лишь на личных наблюдениях, он судил о вещах однобоко. Пример -- его выступление против предоставления всем желающим права обучать грамоте (ст. "Теория и опыт" -- ЖМНП, 1860, No 10), воспринятое как вылазка противника нар. просвещения (см. "Свисток", ук.). Выходя за пределы близких ему тем, Б. нередко оказывался беспомощным. Во время петерб. пожаров 1862 он поддался обыват. панике и в корреспонденции "Из Петербурга" ("Совр. летопись", 1862, No 23) готов был признать, что в слухах, будто Петербург жгут студенты, есть "доля правды". Письмо Б. было ловко использовано M. H. Катковым как фон для своего выступления против А. И. Герцена (в том же номере). В ряде книг и брошюр ("О церк. богослужении", СПб., 1862; 6-е изд.-- СПБ, 1897; "О божеств. литургии", СПб., 1863, 5-е изд.-- СПБ, 1886) Б. разъяснял происхождение и смысл обрядов правосл. церкви. Кн. Б. "Страстная неделя" была в 1865 запрещена Синодом за реально-ист. изложение еванг. событий (в духе кн. Ж. Э. Ренана "Жизнь Иисуса"); в перераб. виде -- СПб., 1869. Б. принадлежат также кн. "Вечерние беседы с крестьянами" (кн. 1--2, СПб., 1865--67; 2-е изд.-- СПБ, 1886) и "Сельское духовенство во Франции" (СПб., 1871), б. ч. к-рой -- пересказ романа либерального франц. писателя аббата Ж. Мишона "Сельский священник".
   Б. избирался гласным калязин. уездного земства, был чл. Тверской губ. археографич. комиссии. Собр. им коллекция ист. док-тов, гл. обр. по монастырскому землевладению 15--17 в. (ЛОИИ, ф. 20),-- своего рода обличит, материал против монашества, в к-ром он видел паразитич. корпорацию лицемеров, узурпировавших власть в церкви (ср. его ст. "Нравств. значение монастырей", "Беседа", 1872, No 9).
   Лит.: Белое духовенство и его интересы, СПб., 1881, с. 4, 101, 106, 108--09; Собр. мнений и отзывов Филарета, митрополита моск., т. 5, ч. 2, М., 1888, с. 842--46; Ступин А. Д., Совр. календарь на 1897, М., 1896, с. 30--31; Воропонов Ф., 40 лет тому назад.-- ВЕ, 1904, No 7, с. 26--27: Архив К. Д. Ушинского, т. 1, М., 1959, с. 59 -- 84. + Некрологи, 1890: СО, 5 июня; "Риж. вест.", 5 июня. Межов; Березин; Брокгауз; РБС; Венгеров (Сл., Источ., Рус. кн.); Языков; Масанов.
   Архивы: ГА Калинин, обл., ф. 103.

Е. Ю. Буртина.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru