Г. ЕЛЛИНЕК. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 1905 г. [704]
Библиотека для самообразования
Это ценное исследование об источниках "Декларации прав человека и гражданина" 1789 года, и оно для нас сейчас особенно поучительно. Г. Еллинек выдающийся государствовед, и затрагивает он обыкновенно принципиальные вопросы государственного права, хотя и не доходит до конечных философских основ. Работа Еллинека представляет самостоятельное и оригинальное историкоюридическое исследование сил, создавших французскую "декларацию прав".
Прежде всего Еллинек старается опровергнуть обычный взгляд, по которому в основание "декларации" 1789 г. легли теоретически Contrat Social Ж. -Ж. Руссо, а практически Декларация независимости Северо- Американских Штатов, и делает это, на наш взгляд, успешно. И в самом деле непонятно, как это могли считать Руссо вдохновителем "декларации прав" великой революции. "Contrat Social, -- говорит Еллинек, -- сводится к одному пункту, именно к полному отчуждению всех прав индивида в пользу общества. Индивид не сохраняет за собою, при вступлении в государство, ни одного атома прав. Всякое право, какое только он имеет, даруется ему volonte generale [705], которая одна ставит себе границы по своему усмотрению и которая не может и не должна быть юридически ограничена какою-либо другою властью" (с. 6). "Декларация прав, напротив, хочет провести вечную грань между государством и индивидом, которую законодатель постоянно должен иметь в виду как предел, раз навсегда положенный ему "естественными, неотчуждаемыми, священными правами человека"" (с. 8-9). И Еллинек совершенно справедливо заключает, что "декларация 26 августа 1789 года возникла вопреки Contrat Social" [706].
Затем Еллинек очень остроумно опровергает ходячий взгляд, что жизненным источником французской декларации была Декларация независимости Соединенных Штатов, и обращается к конституциям отдельных штатов Союза, на которые до сих пор не обращали достаточного внимания. По его мнению, "первым штатом, провозгласившим подобную декларацию прав в полном смысле этого слова, была Виргиния". "Французская Декларация прав составлена в общих чертах по образцу этих американских bills of rights или declarations of rights" [707]. Еллинек делает подробное сопоставление параграфов французской декларации прав и американских деклараций отдельных штатов, из которого явствует их глубокое внутреннее родство. И американские декларации, и декларация французская покоятся на отвлеченных началах и ограничивают суверенитет государственной власти неотчуждаемыми правами личности. Очень характерно, что по вопросу о свободе совести французская конституция остается позади американских.
Но самой ценной частью работы Еллинека нужно признать его исследование связи между религиозно-общественным движением в Англии XVII века и американскими декларациями прав конца XVIII. "Самое понятие изначального права индивида впервые выясняется в ту эпоху отчетливо и энергично на почве религиозных учений". В недрах религиозного движения XVII века, в борьбе индепендентов за свободу совести коренится идея неотчуждаемых, естественных прав "человека и гражданина", которая легла в основу американских деклараций и затем через декларацию Великой французской революции сыграла всемирно-историческую роль [708]. "Суверенный индивидуализм в вопросах веры приводил к чрезвычайно важным практическим последствиям. Из этих начал, в конце концов, вытекало требование и признание полной, неограниченной свободы совести, а затем и убеждение, что эту свободу можно отстаивать как право, которое, поэтому, не может быть ограничено никакою земною властью" (с. 46). "Индепендентство не могло ограничиться областью религии; логическая последовательность требовала применения его основных учений и в области политики. Наряду с церковью, оно стало рассматривать и государство, и всякий вообще политический союз как результат договора изначала суверенных членов его. Этот договор заключен, правда, во исполнение заповеди Божьей, но он составляет коренную, последнюю юридическую основу общежития. Он заключается в силу изначальных прав индивида; его цель -- не только обеспечить личную безопасность и содействовать общему благу, но прежде всего содействовать признанию и защите прирожденного, неотчуждаемого права на свободу совести" (с. 77). Еллинек делает очень важное указание, что на девственной почве Америки под влиянием английских религиозных идей о правах индивидуума совершался реальный общественный договор.
На "декларацию прав" великой революции оказали, конечно, влияние теории естественного права, но сами по себе они были бы бессильны, если бы не было религиозно-общественного движения Англии и опытов реального общественного договора Америки, т. е. жизненной практики "естественного права".
Мы горячо рекомендуем брошюру Еллинека, столь богатую содержанием, но хотели бы сделать некоторые выводы, которых автор не делает. "Декларация прав человека и гражданина" исторически восходит к религиозному движению Англии, к борьбе за свободу совести, к религиозному пониманию суверенности индивидуума во имя его нездешней природы и теоретически связана с метафизическими учениями о естественном праве. Идея суверенности личности, её неотъемлемых прав есть основная идея новой истории, и она имеет глубокий метафизический и религиозный смысл. Последовательный демократизм и социализм с его новыми методами должны протекать в рамках "декларации прав человека и гражданина", не исторически относительной "декларации", а вечной, абсолютной.
Перевод хорош и книга издана хорошо.
Примечания
704 Вопросы жизни. 1905, No 2, с. 307-309.
705 {1*}Общая воля (фр.).
706 {2*}Общественный договор (фр.). Имеется в виду трактат Ж. -- Ж. Руссо "Об общественном договоре".
707 {3*}Билли о правах [или] Декларации прав (англ.).
708 По этому поводу П. Б. Струве говорит в лучшей из своих статей: "Происхождение идеи неотчуждаемых прав человека... тесно связано с великим религиозно-культурным движением XVI-XVIII вв. Идея прав человека возникла в ответ на запросы духовного и даже, точнее, религиозного сознания, и её родиной является индепендентская Англия. Английские индепенденты перенесли её в Америку, откуда она, в свою очередь, перешла во Францию" ("В чем же истинный национализм". -- "На разные темы", с. 536).