Обряды (תויעמש תװצמ). -- Иудаизм, в отличие от древне-языческих религий, которые знали лишь О., относящиеся к культу, касается и частной жизни отдельного лица. Так, кроме всех О., касавшихся храмовой службы и функций жрецов, О., ограниченных во времени и в пространстве, существовал целый ряд других О., исполнять которые должен каждый еврей в отдельности. Они касались всех проявлений жизни: хозяйства, пищи, платья, семейных отношений, земледелия, скотоводства и т. д. Всю совокупность их уже с древних времен делили на две группы: законы гражданские и этические, в область которых входили взаимоотношения людей, назывались ורבחל םדא ןיבש תוצמ; другие же, определяющие отношение человека к Богу, -- םוקמל םדא ןיבש תוצמ. Правда, во вторую группу входили и некоторые этические, как любовь к Богу, исключительное почитание Eгo и т. д. Со времен философа р. Саадии Гаона их стали называть также תויעמש תוצמ, т. е. постановления, исполнение которых вменяется в обязанность в силу их божественного происхождения; в противоположность им другая группа называлась -- תוילכש תוצמ, т. е. О., продиктованные здравым смыслом. Эти последние распространяются на все человечество, которое само дойдет до сознания их, путем постепенного прогресса. Однако и еврейская религиозная философия не допускает при этом мысли, чтобы О. сами по себе были лишены внутреннего смысла, она понимает их как очень важные символы глубокого этического и воспитательного значения (см. Номизм). О. назывались порою םישעמ -- "дела", т. е. практическая часть иудаизма, предназначенная к выполнению, в то время как другая представляла собой сферу этики, область веры и убеждения. Другой представитель религиозной философии, Бахья ибн-Пакуда называет первую группу "обязанностью органов тела" (םירביאה תבוח), вторую -- "обязанностью сердца" (תובבלה תובוח). Даже "обязанности тела" должны выполняться, по его словам, так, чтобы сердце принимало при этом участие, ибо они в то же время и обязанности сердца. В свою очередь, и те, и другие предписания делились на השע תווצמ -- предписания императивные, השעת אל תוֹוצמ -- запреты. Что касается последних (запретов), то им, по постановлению Мишны (Кидд., 1, 7), должно было подчиняться все еврейство, независимо от пола, и даже рабы-язычники, живущие в домах евреев. Положительные предписания частью были обязательны лишь для мужского населения, часть их вовсе не касалась женщин и рабов-язычников; например, те предписания, выполнение которых связано с известным временем (אמרג ןמזהש השע תוצמ); так, обязательное пребывание в кущах в течение 7 дней Суккот не касалось женщин и рабов. Другая категория постановлений была связана с пребыванием в пределах Св. Земли (ץראב תויולתה תווצמ), они необязательны для лиц, живущих в диаспоре. По своему происхождению предписания делятся на библейские (אתירואד תוצמ) и раввинские -- ןנברד תווצמ, т. е. такие, которые были установлены в побиблейское время, или законоучителями. Последние имели своей целью либо укрепить законоположения Библии (םיגײם), либо предотвратить преступления против нравственности и религии (תורזג), либо они носили нравственно-воспитательный или социальный характер (תונקת), как, например, публичное чтение Торы и др. Были еще и такие, которые вошли в закон в силу обычая (םיגהנמ), если только они были в духе иудаизма, хотя порой эти O. и противоречили букве признанного закона (Иер. Иебамот, XII). Для дальнейшего развития иудаизма это последнее обстоятельство имело очень большое значение. Некоторые О. в силу этого стали различаться по странам. В средние века различали вполне кристаллизовавшийся ритуал сефардский (דרפם גהנמ) -- общин испанско-португезских, и ритуал ашкеназский -- в немецких и славянских землях (זנכשׁא גהנמ). В известной мере им предшествовали обычаи палестинских евреев (ברעמ ינב גהנמ) и вавилонских (חרזמ ינב גהנמ). Различия эти не касаются основных принципов иудаизма, а менее всего этики его. Оно проявляется во внешних приемах довольно заметно, особенно в литургии. Естественно, что со временем должен был возникнуть вопрос, насколько эти обычаи обязательны в пределах той или другой страны. В настоящее время мы можем разделить все постановления на следующие группы. 1) О., потерявшие свою силу, к которым относятся все те, которые имеют какое-либо, хотя и не прямое, отношение к храмовой службе: жертвоприношения, постановления о ритуальной чистоте и т. д. -- 2) О., обязательные лишь в пределах Св. Земли: уплата известных частей дохода в пользу священников и левитов, обязанность оставлять каждый 7-й год землю необработанной (הטימש). -- 3) Ряд законов, обязательных повсеместно: законы, касающиеся пищи, платья -- זנטעש, обрезания, "Кисти видения", правила для убоя и осмотра мяса и т. д. Законы о пище были впоследствии разработаны очень широко с той целью, чтобы они соблюдались во всей своей строгости. Таково предписание солить и держать в воде мясо животного, прежде чем употреблять его в пищу, чтобы удалить абсолютно из него кровь. Запрет одновременного употребления мяса и молока также был расширен. К этой группе законов следует отнести постановление не употреблять квашеное тесто (ץמח) в течение семи дней Пасхи. -- 4) Суббота, праздники и посты. Праздники или дни, посвященные торжественным богослужениям, известны были, конечно, и языческому миру, но только иудаизм придал им этический характер. Основным из этих праздников является суббота, когда абсолютно воспрещалась какая бы то ни была работа всему населению, без исключения, даже рабочему скоту. Рядом с субботой идет день Всепрощения (Иом-Киппур), когда предписано полное воздержание от пищи и питья, хотя день этот и не является днем печали и скорби, а праздничным днем. За ними следуют праздники, когда евреи обязаны отдыхать от профессионального труда, имея право производить домашнюю работу: Пасха, Пятидесятница (Шебуот), Новый год (Рош га-Шана) и Кущи (Суккот). Полупраздниками считаются день Новолуния, Пурим и Ханукка. Днями национального траура в память о грустных событиях в истории евреев являются посты 3 Тишри, 10 Тебета, 13 Адара, 17 Таммуза и 9 Аба. Последний день -- пост в память двукратного разрушения храма и Иерусалима (536 до Р. X. и 70 г. по Р. X.) -- соблюдается самым строгим образом. Пост 13 Адара установлен в память опасности, грозившей евреям в пределах монархии Артаксеркса в дни Гамана. И в более поздние эпохи устанавливались такие же посты, например 20 Нисана в память мучеников, погибших при 2-м крестовом походе, и 20 Сивана в память о резне Хмельницкого в 1648--49 гг. Эти посты не были общепризнанны и недолго соблюдались. Три поста (ב״הב) в месяцы Ияр и Мархешван соблюдаются лишь ашкеназскими общинами. -- 5) О., связанные с синагогой и литургией. -- Жертвоприношения потеряли свое значение в глазах евреев уже в очень глубокой древности. Жертвы приносились до 70 г. по Р. X., а в Египте даже до 73 г. Но и в Палестине жертвы приносились лишь в Иерусалиме, а в Египте только в Леонтополисе и в Сиене-Элефантине (см. Египет). Иудаизм очень рано проникся идеей, что каждый верующий может служить Богу непосредственно молитвой. Вот почему в диаспоре, а также и в Палестине, даже в Иерусалиме возникли синагоги (לא ידעומ) для общей молитвы и славословия. Центром тяжести этого богослужения было чтение Торы и отрывков из Пророков. Таким образом молитва и обучение Торе шли рука об руку. Очень древнего происхождения обычай читать дважды в день (утром и вечером) молитву Шема, עמש (Втор., 6, 4--9). Постепенно были выработаны молитвы и славословия и постановления, касающиеся чтения Торы по праздникам и субботам при молитве всей общиной. Позднее вошел в силу обычай читать отрывки из Торы по понедельникам и четвергам для поселян, посещающих в эти дни город. В Пурим читают свиток Эсфири, 9-го Аба -- Плач Иеремии. К этой группе Ο. следует причислить и облачение в "talit" и филактерии. С днем Нового года связаны трубные звуки шофара, а в Суккот -- О. есть в кущах, держать в руках при молитве пальмовые ветви и райские яблоки и проч. Седьмой день этого праздника отличается употреблением веток ивы при богослужении, почему и назван הברע טובח םוי. Позже вошло в обычай обходить в 9-й день Суккот и накануне его семь раз со свитками Торы вокруг алмемара (הפקה; см. Гакафот). В течение восьми дней праздника Ханукки зажигают свечи, ежедневно увеличивая число их на одну свечу. Еще позже возникли некоторые обычаи (םיגהנמ), например ночное бдение на праздник Пятидесятницы и на седьмой день Суккот, а в иных местах -- и на седьмой день Пасхи. Следует упомянуть еще О. благословения народа потомками Аарона (ןכוד, םינהכ תכרב). На Западе это происходит лишь в праздники, но на Востоке (за исключением хасидов) -- каждую субботу. Видное место в еврейской обрядовой жизни отведено так называемой Kasualliturgie -- это старинное установление возносить благодарение Богу за все благодеяния и наслаждения (תוכרב), кроме обыкновенной застольной молитвы до вкушения пищи и после нее, и все многочисленные благословения по самым различным поводам. В эту категорию входят благословения над вином накануне субботы (кидуш) и всех праздников (кроме дня Всепрощения) и при окончании их, затем благословения при виде монарха, мудреца, как и при многих явлениях природы. Чрезвычайно характерно для иудаизма то, что всякое духовное и телесное наслаждение еврей сопровождает соответствующим благословением (Берах., 35а), даже в случае несчастия произносится славословие Богу. Получая известие о чьей-либо смерти, произносят: "Да будет благословен Справедливый Судия" (см. Берахот). -- 6) О. при всевозможных событиях семейной жизни, погребальные и в случае траура; обрезание, достижение религиозного совершеннолетия (на Западе -- הוצמ רב, на Востоке -- םנכנ םיאורקה ןינמל). Разнообразные свадебные О. преследуют двойную цель: повысить настроение присутствующих и подчеркнуть этическую сторону брачного союза. Благочестивым делом уже издревле считалось участвовать в церемонии при погребении и утешать осиротевших. Уже в Библии упомянуты многие из этих О. (II Сам., 3, 31--35). Соответственно степени близости родственников установлена и продолжительность срока траура. Более позднего происхождения обычай читать "каддиш" и ежегодное поминание усопшего в день его смерти. На Западе установлены известные поминальные дни по праздникам. Сначала поминали только мучеников и особенно выдающихся людей, но затем вошло в обычай поминать всех родственников. Не без влияния соседей сказался обычай посещать могилы близких лиц. Эти обычаи удержались повсеместно и по сей день, как в Западной Европе, так и в Америке. -- 7) О. ритуальной чистоты удержались отчасти и по сей день. Аарониды стараются не приближаться к покойнику. В известной связи с этими обрядами находится и соблюдение женщинами некоторых правил чистоты после родов и во время menstrua. О. эти гораздо строже соблюдаются у караимов, чем у талмудистов. Еврейская община имеет всегда специальный водоем для омовения женщин (הוקמ). -- 8) О., связанные с домом, например прикрепление "мезузы"; освящение же синагог (תיבה תכונח) -- только обычай. -- 9) Целый ряд О. очень позднего происхождения, скорее обычаев, не признанных даже авторитетами; эти обычаи частью продиктованы одним лишь народным поверьем. Таков на Западе обычай каппарот накануне Иом-Киппура; у восточных евреев, несмотря на все протесты р. Иосифа Каро, он еще более распространен, к нему прибегают часто во время болезни, свадеб и т. п. К числу О., сравнительно недавно укоренившихся, относится и моление над реками и колодцами на первый день Нового года (ךילשת), имеющее символический характер -- погрузить грехи в бездны морские (Миха, 7, 19). Суммируя всю область еврейских О., мы выносим убеждение, что главным образом цель их -- развитие гуманности и нравственности, даже те немногие О. более позднего происхождения, в основу которых легло народное поверье, крайне далеки от чего бы то ни было, противного нравственности.
Ср.: Maimonides, Mischneh Torа и Minian ha-Mizwot; Nachmanides, Minian ha-Mizwot; Bloch, Les 613 lois, Rev. d. Etud. juives, I, 197--211; V, 27--40; Schröder, Satzungen und Gebräuche des Talmud Judenthums. См. Номизм.
С. Бернфельд.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 11: Миддот -- Община, стлб. 913--916