Синагога (по-гречески συναγωγή, по-еврейски בית הכנםת, на талмудическо-арамейском языке בי כנשתא). -- С. в древности. Греческое слово С. первоначально обозначало собрание, в особенности собрание для потребностей культа, в каковом смысле это слово употреблялось и у греческих язычников. В позднейшем словоупотреблении под С. подразумевается еврейский молитвенный дом, а в современных языках -- еврейство во всей своей совокупности. Определенный смысл в приложении исключительно к еврейству это слово получило после того, как оно было введено в Септуагинту, где слово עדה всегда переводится συναγωγή; арамейский перевод Пятикнижия слово слово עדה передает словом כנשתא. В древнейшем еврейском языке слово עדה обозначало общину в политическом смысле, а также собрание взрослых мужчин или же старейшин общины (в этом смысл оно употребляется в папирусах Сиены-Элефантины); затем оно стало означать собрание для общей молитвы. Поэтому члены общины на языке Мишны иногда носят название название בני הכנםת (Бехорот, V, 5; Забим, III, 2; ср. Комментарий Маймонида и р. Симсона ad loc.); здесь под этим выражением разумеется местная община. Вся еврейская нация в совокупности на языке Мишны называется כנםת ישראל, израильская община. В позднейшее время слово С. стало означать официальное место молитвенных собраний евреев, чему соответствовало слово הכנםת בית. Кроме молитвенных домов, были еще и особые помещения для изучения Торы כתי מדרשות, в которых принято было также и молиться; и так как С. служили и местом проповеди и поучения, то с течением времени оба понятия слились в одном слове. И в немецко-, и русско-еврейском жаргоне слова Schule, Schul, школа, употребляются и для означения молитвенного дома. С. -- еврейское учреждение довольно раннего периода. Так как культ жертвоприношений должен был ограничиваться одним только местом в Иерусалиме, а молитва уже в давние времена стала обычной формой богослужения, то в городах Палестины (а впоследствии и в самом Иерусалиме) и в городах диаспоры возникли места для совершения общих молитв, первоначально называвшиеся מועדי אל, Божьи места для собраний (Пс., 74, 8). Они появились задолго до Антиоха Эпифана. Возможно, что С. возникла впервые в Вавилонском плену; по возвращении в Иерусалим они сохранили это нововведение и устроили в провинции, вне Иерусалима, много молитвенных домов (см. Вавилонское пленение). Сохранились достоверные сведения существовании С. (πρоσευχαί) в египетской диаспоре во время царя Птолемея III Эвергета (246--222 до Р. Хр.): об этом свидетельствуют многочисленные надписи, найденные в Египте. Уверенность в древности С. побуждает Филона (Vita Mosis, III, 27) и Флавия (Cont. Ap., II, 17) приписать ее основание Моисею. Оба они придают особенное значение тому обстоятельству, что С. является не только местом для совершения богослужения, но и домом, где народ, знакомится с учением Божиим. Согласно Деян. Апост. (15, 21), с давних пор во всех городах (т. е. в Палестине и в диаспоре, где были еврейские общины) каждую субботу читался и проповедовался Моисей (т. е. Моисеев Закон; ср. Марк, 1, 21 и 6, 2; Лука, 4, 16 и 31 и след.; ib. 6, 6 и 13, 10). В Деяниях Апостолов встречаем рассказы о том, как апостолы разъясняли Закон в С. диаспоры -- Антиохии (Деян. Ап., 13, 14 и след.), Филиппах (ib., 16, 13) и Фессалониках (ib., 17, 2). В последнем городе апостол Павел в течение трех последовательных суббот вел диспуты в С. To же в Beroa (ныне Веррия в Македонии) и даже в Афинах (ib., 17, 11 и 17). Во всех этих городах под синагогой разумеется школа, где читают и разъясняют Тору. Наиболее знаменита была по своему значению и внешнему великолепию Александрийская базилика, о которой говорили, "что кто ее не видел, не видел красивого здания" (Сукка, 51б). Она занимала огромное пространство, так что из отдаленных частей ее нельзя было следить за богослужением. Места прихожан были распределены по цехам и профессиям (ib.). И это была не единственная С. в Александрии -- во всех кварталах были С., базилика лишь превосходила все прочие величиной и великолепием (ср. Филон, Leg. ad Gaj., 20, изд. Mangey, 565). Из древнейших С. в Европе надо прежде всего упомянуть С. в Риме. Здесь евреи раздробились на множество синагогальных приходов (подобно нынешним американским). Каждая римская С. имела свое управление, свою герусию. Нельзя установить, является ли эта разбросанность С. по разным кварталам Рима следствием разбросанности еврейского населения в городе или же разделения евреев по землячествам и профессиям. Филон утверждает, что при Августе в Риме было много С. (Leg. ad Gaj., 23, изд. Mangey, стр. 568). Несомненно, что евреи имели С. и в других городах Римской империи.
С. диаспоры стали центрами общинной жизни, олицетворяя собой живой дух иудаизма на чужбине, в атмосфере язычества; палестинские же синагоги появились во время существования храма и рядом с ним. Даже в самом Иерусалиме было много С. (Деян. Апост., 6, 9), группировавшихся по землячествам. В столице Иудеи жило много еврейских выходцев из других областей, и они имели свои отдельные С.: известно о существовании там С. Киренской, Александрийской, Киликийской и Азиатской (т. е. переселенцев из римской провинции "Азии"). В Деяниях Апостолов упоминается еще о С. "либертинов", т. е. вольноотпущенников, бывших римских рабов. Еврейские источники также сообщают o C. александрийцев (Тосеф. Мег., III) и тарсийцев -- טורםים -- выходцев малоазиатского города Тарса (Мег., 26а). По-видимому, по-гречески говорившие евреи, жившие в большом числе в Иерусалиме (Деяния Ап., 9, 29), много способствовали распространению С. в Палестине. Так как они не знали еврейского языка и молились на родном, греческом (Иер. Сота, VII, 1, 21б), то они вынуждены были иметь свои собственные С. Отчасти к устройству отдельных С. могло побуждать различие в правовом положении, что ясно по отношению к вольноотпущенникам. He только в Иерусалиме, но и в других городах Палестины было множество С.; в Тивериаде было 13 С. (Бер., 8а); каждое селение в Палестине -- не только чисто еврейское, но и языческое со значительной еврейской колонией -- имело по меньшей мере одну С., где молились по субботам и праздникам и слушали соответствующий отрывок из Торы.
С. и все ее достояние составляли собственность общины (Мишна Мег., III, 1). Юридическое право собственности и управление находились в руках членов общины (ib.), а в городах с организованной магистратурой последняя являлась юридической представительницей С. (חנר עיר). Во главе управления стоял "старейшина С." (ראש הכנםת -- архисинагог); такого старшину мы встречаем в самом Иерусалимском храме (М. Сота, VII, 7), в Палестине (ср. Еванг. от Марка, V, 22 и 35; Луки, 8, 49 и 13, 14) и во многих С. диаспоры: Антиохии (Деяния Ап., 13, 15), Киликии (Эпифан, Haer., 30, 11), Смирны (надпись Rez, VII, 101), Коринфа (Деяния Ап., 18, 8 и 17), Рима (CJG., 9906) и др. (ср. Schürer, Gesch., II, 516 и сл.). Архисинагогу помогала коллегия старейшин общины; вот почему в Деяниях Ап., 13, 15 говорится о многих архисинагогах, а в ib., 18, 8 и 17 только об одном. Эта коллегия соответствовала герусии, זקני נית דין иерусалимского храма; архисинагоги диаспоры были также и архонтами, т. е. представители С. были одновременно и представителями общины. Но эти две должности не были тождественны и лишь соединялись, и то не всегда, в одном лице. Иногда титул архисинагога давался только как почетный титул; этот титул принадлежал в некоторых случаях женщинам и детям. На обязанности архисинагога лежало, прежде всего, следить за порядком в С. и за правильным ходом богослужения; он имел право приглашать определенных лиц к чтению проповедей. Его помощником был синагогальный служка (הכנםת חזן), поддерживавший чистоту и порядок в С., следивший за детьми во время молитвы (Шаббат, I, 3) и, кроме того, обучавший детей первоначальной грамоте; он же производил экзекуцию над присужденными к телесному наказанию (М. Маккот, III, 12); синагогальный служка с такими обязанностями имеется и поныне в С. Востока. Когда читался отрывок Торы, он поддерживал свиток; он же трубил в рог (шофар). Служитель с аналогичными функциями был также и при храме (Иома, VII, 1). На папирусе из Среднего Египта, относящемся к 3 веку до Р. Хр., изображен служка еврейской С. (νακόρоς), ведущий судебную тяжбу с египтянкой. Богослужебные функции в С. выполнял "уполномоченный общины" (שליח צנור). Его место было перед кивотом, תינה, где хранятся свитки Торы; он громко читал молитвы, и таким образом все присутствующие одновременно молились, следуя за своим руководителем, а неграмотные могли вслед за ним повторять слова молитвы. Всякий сведущий еврей мог выступить перед кивотом (עונר לפני התינה) и руководить богослужением; требовалось только, чтобы ему было больше 13 лет, чтобы он был благочестивым человеком, имел хорошее произношение (Таанит, 16а); в древние времена, кажется, предоставлялась большая свобода при выборе молитв для чтения (Бер., 34а). Позднее введена должность чтеца молитвы, надевавшего во время богослужения особое облачение; он же должен был громко произносить "шма". Хотя общая молитва в С. с давних пор высоко ценилась, но гораздо большее значение придавалось публичному чтению из Торы и Пророков. Каждую субботу читался отрывок из Торы в последовательном порядке, а в праздник -- отдел из Торы, соответствующий значению данного праздника. К древнейшим синагогальным обычаям относится и чтение гафторы (см.); когда введена была гафтора, Агиографы не были еще включены в канон, чем объясняется их отсутствие в гафторах. К более позднему периоду относится обычай чтения отрывка из Торы -- но не из Пророков. Но и этот обычай относится к дохристианскому времени. Он был введен для сельского населения, приходившего по понедельникам и четвергам в город для продажи своих продуктов, и для них-то совершались особые богослужения в эти базарные дни. Чтение Торы и гафторы сопровождалось объяснением прочитанного. Начало этого обычая восходит ко временам Эзры (Нехем., 8, 1--8), и, вероятно, он зародился в Вавилоне. Толкователи прочитанного назывались מנינים (ib., 8, 3, 9). Так как священные книги даже в Палестине не были уже более понятны простонародью на языке оригинала, то за чтением следовал перевод. Переводчик (מתורגמן) принадлежал к должностным лицам С. Что касается чтения отрывков из Библии во время богослужения в С., то оно могло предоставляться всякому умеющему, даже детям моложе 13 лет (Мег., IV, 5--6). Гомилетическое наставление иногда следовало за чтением Пятикнижия и гафторы. К древнейшим обычаям надо отнести разделение субботнего отрывка Торы на несколько частей, от 3 до 7, последовательно читаемых קרואים, т. е. приглашенными к чтению архисинагогом; читавший последнюю часть прочитывал также и гафтору. Позднее к кивоту стали приглашаться и лица, не умеющие читать; вместо них читал другой. Еще позднее всех приглашенных стал заменять специальный чтец, чтобы не подвергать публичному осмеянию неграмотных; этот обычай существует и теперь во всех С. Запада, тогда как в С. Востока господствует еще прежний обычай чтения отдельными лицами.
Внешнее и внутреннее устройство С. Выше упомянуто о великолепии александрийской С., построенной наподобие базилики и разделенной колоннами на две залы (она поэтому и называлась "двойной", דיופלוםטון, םטיו לפנים מםטיו); эта форма позаимствована была у греков и послужила образцом для строителей христианских церквей. Очень прост стиль синагог, недавно открытых в Галилее. Главный фасад на северной стороне, где находились главный и боковые входы; в некоторых галилейских С. можно заметить, что они разделялись двумя рядами колонн на три части. В С. селения Телль-Хум над средней частью возвышались хоры, служившие, вероятно, женским отделением; следы подобных возвышений заметны и в других синагогах Галилеи. С. в Кефр-Бириме имела спереди прихожую, откуда входили в главное помещение. В стиле галилейских С. несомненно заметно влияние греко-римской архитектуры, но по существу он специфически еврейский и вполне соответствует назначению самого здания. Своеобразна была и орнаментировка С., зачастую богатая и даже чрезмерная (как, напр., С. в Телль-Хуме). Замечательно, что в орнаментике мы встречаем мотивы из животного царства, изображения львов, ягнят, орлов. Подобная же богатая орнаментика найдена в одной С. в Северной Африке (в Хаман-Лиф, близ древнего Карфагена) -- на мозаичном каменном полу имеются изображения многочисленных видов животных. Эти раскопки отвергают басню об отрицательном отношении древних евреев к искусству. Некоторые указывают, что С. в Иудее, в противоположность С. в Галилее, лишены были всяких украшений, но это утверждение не доказывается никакими данными; не доказано также, что С. в Палестине или диаспоре не имели крыш, подобно тогдашним театрам. -- Каждая С. имела шкаф, кивот (תינה), где хранились свитки Закона; он же служил как бы пультом для руководителя богослужения, для чтеца Библии и проповедника. Александрийская С. имела посередине трибуну (נימה; см. Алмемар). Позднее такие же трибуны были введены и в С. Палестины и служили преимущественно местом для проповедников и толкователей Закона, тогда как руководитель богослужения и чтецы Торы имели свое место при Кивоте. В последнем, в особом отделении (תיק), хранились свитки Торы, трубы (שופר) и другие принадлежности богослужения. Протяжным трубным звуком в пятницу под вечер извещал служка С. народ о наступлении субботы и таким же звуком в субботу вечером -- об окончании субботнего отдыха (Хуллин, 1, 7; Toc. Сукка, IV, Шаббат, 35б). Позднее по заключении Мишны сделаны были некоторые изменения во внутреннем устройстве С. Кивот перестал быт пультом для чтения молитв и Торы, а служил исключительно для хранения священных свитков под названием ארון הקדש, или просто הקדש. Он стоял у стены, против входной двери, а против него, посередине помещения и ближе к двери, стоял пульт (Toc. Мег., IV, 21). Moлящиеся могли сидеть, и только некоторые молитвы произносились и выслушивались стоя (руководитель молитвами и чтец Торы все время стояли). На Востоке еще в Средние века молящиеся сидели в С. на полу, устланном коврами (Маймонид, Jad, Hilchot Tephillah, I, 5). Насупротив входа у стены сидели наиболее видные члены общины, ученые и старейшины; они сидели спиной к стене и лицом к общине, тогда как все прочие -- спиной к двери и лицом к задней стене (Toc. Мег., IV; cp. Еванг. от Матф., 23, 6; от Марка, 12, 39, и Луки, 11, 43). Нигде ясно не указано, чтобы женщинам в древности отводились особые помещения в С. Хоры в С. Галилеи вызывают предположение, что они служили отделением для женщин. Но, с другой стороны, известно, что за особые заслуги женщинам предоставлялись места в привилегированном переднем ряду. Вероятно, в диаспоре возник обычай отделять женщин от мужчин в С., но и там этот обычай не скоро привился. Известно из Деяния Апостолов, что женщины наравне с мужчинами принимали участие в жизни общины и присутствовали на религиозных собраниях. Набожные члены общины часто жертвовали драгоценные вещи своим С. Такими дарами блистали С. в Антиохии (Флавий, "Иуд. B.", VII, 3, 3), Александрии (Филон, Leg. ad Gaj., § 20). В передней комнате С., на столбах и досках, украшенных золотыми венками, часто делались надписи в чью-либо честь; такого почета удостаивались лица, оказавшие особые благодеяния своей общине, или римские императоры, иногда и римские правители, заступавшиеся за евреев. В С. Фокеи находилась надпись в честь женщины, построившей синагогу на собственные средства; надпись свидетельствует, что ей разрешено сидеть в переднем ряду.
2.
От начала христианства до конца Средних веков. Разрушение второго Храма в 70 г. после Р. Хр. сыграло крупную роль в истории дальнейшего развития С. Существование С. у общин Палестины и диаспоры ослабило силу удара, нанесенного еврейской нации в 70-м году. В течение нескольких веков народ привык к свободному от жертвоприношений культу, что в то время было неслыханным в религиозном мире. Еврейство приучилось таким образом к мысли, что благочестивая молитва и изучение божественного Закона заменяют жертвоприношения (Бер., 26б) и что нет ничего выше благочестивого настроения и обращения к Богу, исходящего из сердца (Таанит, 2а). Бесчисленное множество этических изречений на эту тему приведено в Талмуде. Каждая С. и каждый дом, где изучается религия, становятся храмом в миниатюре (Мег., 29а); даже руины С. не должны подвергаться осквернению (ib., 28б). Запрещалось поблизости С. строить дома большей высоты, чем С. (Шабб., 11a). С тех пор теснее слились оба понятия, молитвенный дом и школа. В С. происходили и другие, нерелигиозные собрания, и у простонародья она называлась עם כית, -- народным домом (Шабб., 32а), что, конечно, считалось достойным порицания. В смутные времена в С. происходили и политические собрания (Иосиф Флавий, Vita, 54). По евангельским сказаниям, в С. (или, вернее, в прихожих С.) приводились в исполнение приговоры над виновными членами общины (Матф., 10, 17 и 23, 34; Деян. Ап., 22, 19 и 26, 11). Средства, необходимые для С., взимались иногда и принудительно (Тосефта Б. Б., цитируется у Маймонида, Hilchot Tephilla, XI, 1). Принято было строить С. в направлении от запада к востоку: вход с запада, а священный кивот со свитками Торы ставился у восточной стены; в сторону Иерусалима и храма становились и молящиеся. По-видимому, этот обычай очень древнего происхождения: в Галилее направление С. с севера на юг, т. е. к Иерусалиму, хотя в древности строили С. подобно Иерусалимскому храму, в направлении с востока на запад (Тосефта Мегила, IV, 22). Запрещалось разрушить С. -- хотя бы с целью поставить на ее месте новую; предварительно надо было построить новую на другом месте (Мег., 26б). Можно было превратить синагогу в школьный дом, но не наоборот. См. Профанация. С. по талмудическому праву, как общественная собственность, не может быть отдана в наем или отдаваться в залог (Мег., 26б).
Законодательство в древности и в Средние века. С усилением христианства в Палестине и вообще на Востоке началась во многих общинах борьба из-за обладания С., на которые притязали христиане. При римском господстве правительство часто оказывало покровительство С. При Клавдии (49--50 г.) евреям запрещено было в Риме публичное богослужение. Это запрещение было, впрочем, вскоре отменено. Император Веспасиан установил принудительный налог на посетителей С., но он руководствовался при этом скорее фискальными целями; этот налог был отменен Юлианом Апостатом (361--363). Когда христианство стало государственной церковью, то на первых порах было издано много постановлений в защиту синагог. Император Валентиниан запретил военные постои в С., которые были объявлены "religionum loca" (368). Этот указ был повторен Валерием (царствовал до 378 г.). Однако вопреки указам неприкосновенность С. стала все чаще и чаще нарушаться. 30 сентября 393 года имп. Феодосий I приказывает наказывать тех, кто разрушает или грабит С. Подобные постановления в защиту С. издали в 396 и 397 гг. император Гонорий для Западной и император Аркадий для Восточной Римской империи. Указ от 6 августа 412 г. карает за поджог или повреждение С. В 473 г. этот указ повторяется и грозит за его нарушение суровой карой. Но уже в 417, 423 и 439 г. имп. Феодосий II под угрозой штрафа в 50 фунтов запрещает постройку новой С.; разрешался лишь ремонт существовавших. В Римской империи были еще живы остатки прежней политической традиции, по которой государство должно подавлять всякие проявления религиозного фанатизма. В новых государствах, основавшихся на развалинах прежнего Рима, эта идея окончательно замерла, и религиозный фанатизм принял отвратительные формы. Теодорих Великий довольствовался сохранением существовавших ограничений; в его государстве запрещалось строить новые С., разрешалось лишь ремонтировать те, "которым грозило падение". Этот закон вошел в "Lex Romana Visegathorum". Той же политики держалось и папство. Александр III (1159--81) подтвердил закон Теодориха, а за ним повторили это подтверждение и некоторые соборы. Этот закон повторяется в сборнике Кастильских законов (Partida VII, Titel 24, Leg., 11). В законе, изданном Генрихом III Английским (январь 1253 г.), евреям запрещается громко молиться в С. Король Эдуард I также запретил евреям строить новые С. (12 апреля 1287 г.). Однако несомненно, что эти законы не строго соблюдались. Фанатические священники часто жаловались, что евреи нарушают закон (ср. Aronius, Regesten, 90). Иногда евреям давались специальные привилегии, подтверждавшиеся папой, на устройство С. С другой стороны, нередки бывали случаи экспроприирования С. и обращения их в церкви. Аналогичные запрещения строить новые С. (а также и церкви) издавались и халифами. Однако и в странах ислама было построено много красивых С., в числе их знаменитая С. в Толедо, впоследствии обращенная в католический собор. В Средние века часто бывали случаи, что С. обращались в церкви после изгнания местных евреев. Годы гонений привели к тому, что еврейские общины перестали строить большие и красивые С. Убоги и незаметны стали С.; они помещались в глубине дворов, среди других построек, отчасти ввиду преследования закона, отчасти во избежание ненависти нееврейского населения. К концу Средних веков и в последующее время красивая, свободно построенная С. становится редкостью. -- Ср.: Zunz, Gottesdienstl. Vorträge, p. 101 и 344, Herzog, Realencyclop., XV, 96--100; 299--314; XIX, 223--26; Hamburger, Realencyclop., II, s. v. Synagoge, III, s. v. Sabbathgottesdienst und Synagogegottesdienst; Loew, Der Synag. Ritus (Monatsschr., 1848); Leopold Löw, Gesam. Schr., IV, 1--71; V, 21--36; Bacher в Hasting's Dictionnary of the Bible, IV, 636--43; J. E., XI, 619--628; Brunner, ibid., 631--640; Schürer, Gesch., 4-е изд., II, 497--536; III, 81--84; Scherer, Rechtsverhälnisse d. Juden etc., I, 9 и след.
С. Бернфельд.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 14: Сараево -- Трани, стлб. 254--273