- просветитель, автор работ по воспитанию и эстетике. Окончил Греч. гимназию при Артиллерийском кадетском корпусе в Петербурге. Был артиллеристом, после ранения женился на мещанке, отец 4 известных декабристов. В 1789 г. основал (вместе с Пниным) "Санкт-Петербургский журнал", где публиковались его переводы фр. просветителей. С 1800 г. Б. - правитель канцелярии Академии художеств. Сблизился с членами либерально-просветительского кружка будущих реформаторов первых лет царствования Александра I. В 1801 г. встречался с Радищевым. В напечатанной в "Санкт-Петербургском журнале" ст. "О воспитании военном относительно благородного юношества" (5 лет спустя вышла в виде книги) Б. сформулировал программу преобразований в сфере воспитания. Следуя М. Монтеню, фр. просветителям и особенно Дж. Локку, он признавал воспитание решающим фактором развития человека. Цель воспитания - готовить трудолюбивых и полезных об-ву граждан, умеющих подчинить личные интересы государственным. В связи с этим Б. критиковал нек-рые идеи Ж. Ж. Руссо о "естественном воспитании", а общественное воспитание предпочитал частному. Он придерживался мысли о природном равенстве людей и необходимости образовательных учреждений. Одним из первых в рус. мысли Б. подчеркивал роль морали в формировании представлений о гражданских и семейных обязанностях. С этой целью он предлагал курс моральных наставлений; в них рекомендовались соответствующие практические упражнения. Б. считал, что "человек родится в невежестве, но не в заблуждении. Когда он в состоянии принять заблуждение, то в состоянии понять и истину" (Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. С. 427). Поскольку восприятие истины идет параллельно нравственному развитию, то он делал вывод, что человек рождается без расположенности к добру или злу, а цель воспитания - употребить его чувства, нужды, страсти на усовершенствование себя и об-ва. Б. был противником телесных наказаний, поощрял женское образование, ориентированное на "внутреннее украшение разума", а не на внешний блеск. Активно выступал против сословной спеси и предрассудков, противопоставляя им "естественные" законы и добродетели. В образовательных и воспитательных целях Б. считал необходимым обучать "той прекрасной метафизике, которую мы справедливо назовем грамматикою философическою" (Там же. С. 448). Философским духом проникнута и его военная публицистика, а также работы по эстетике.
Сочинения:
Опыт военного воспитания относительно благородного юношества. Спб., 1803; Чтение, нравственность и правила честного Человека. Спб., 1807.
Литература:
Медынский Е. Н. Трактат отца декабристов А. Ф. Бестужева "О воспитании"// Советская педагогика. 1955. No 11.
С. Петербургской журнал / издаваемый И.Пниным. 1798. - СПб. : Тип. И. К. Шнора, [1798]. - 8® см. (Общественно-литературный и философский журнал,издававшийся И.П.Пниным и А.Ф.Бестужевым).
Опыт военнаго воспитания, относительноблагороднаго юношества, начертанный по расположению знаменитаго италианскаго законоискусника Филанжери, писавшаго о науке законодательства. / Дополненный краткими разсуждениями и нужными примечаниями к предмету воспитания касающимися. А. Б.....вым. - В Санктпетербурге : печатано в типографии Шнора, 1803. - [8], 160, [2] с. ; 8® (20 см) см.
Правила военнаго воспитанияотносительноблагороднаго юношества и наставления для офицеров военной службе себя посвятивших. / Дополненныя нужными примерами. А. Бес...вым. - В Санктпетербурге : в типонрафии [!] Ивана Глазунова, 1807. - [2], VI, 279, [9] с. ; 8® (20 см) см.
Учение, нравственность и правила честнагочеловека, содержащия в себе: собрание разсуждений и разныя наставления, взятыя из древних и нынешних писателей, служащия к распространению, как духовных, так и гражданских добродетелей, для каждаго возраста людей и состояния. - В Санктпетербурге : напечатано в типографии Шнора, 1807. - 168, [4] с. ; 8® (22 см) см. (Авт. в книге не указан).
Источник: Каталог Российской Национальной библиотеки.