Опредѣляя различіе между обыкновеннымъ человѣкомъ и поэтомъ, Гёте въ уста Тассо влагаетъ слѣдующій стихъ:
"Und wenn der Mensch in seiner Qual verstummt,
Gab mir ein Gott, zu sagen was ich leide".
Такое необычное въ своей несложности и сжатости опредѣленіе прежде всего выясняетъ субъективную сторону творчества, и притомъ, именно, лирическаго; изъ него ясно вытекаетъ основательность того требованія, которое обыкновенно предъявляетъ критика къ лирикамъ,-- требованіе искренности въ процессѣ творчества, а слѣдовательно и цѣльности человѣка въ этотъ моментъ.
Слѣдовательно, расширяя рамки міросозерцанія поэта, вводя в его внутренній, болѣе или менѣе фантастическій міръ явленія дѣйствительной жизни, какъ матеріалъ, онъ гарантируетъ поэту, что эта жизнь, этотъ кусокъ, такъ сказать, ея, захваченный въ огромность поэтическаго творчества, станетъ "интереснымъ" въ возвышенномъ значеніи слова.
Какъ именно совершается этотъ процессъ претворенія дѣйствительности въ художественное произведеніе -- давно и напрасно стараются выяснить критики всѣхъ вѣковъ и народовъ. Существуетъ множество опредѣленій, болѣе или менѣе удачныхъ или неудачныхъ, самое внимательное разсмотрѣніе которыхъ никогда не приводило въ ясному пониманію сущности творческаго процесса; тѣмъ болѣе безплодными оказывались всѣ попытки построить теорію искусства такъ, чтобы путемъ простой дедукціи можно было установлять рядъ руководящихъ правилъ, годныхъ для поэтовъ и ихъ, критиковъ. Въ самомъ дѣлѣ, что можно въ этомъ смыслѣ вывести для первыхъ или вторыхъ даже изъ приведенной выше общей формулы, шире другихъ охватывающей изслѣдуемый нами процессъ: "дѣятельность поэта сводится въ непосредственному воспріятію жизни и затѣмъ въ отраженію въ произведеніи того общечеловѣческаго содержанія и значенія ея, которому онъ далъ въ произведеніи искусства новую самостоятельную жизнь"? И однако, выучить этому чуду никого нельзя; это настолько же невозможно, насколько немыслимо указывать человѣку въ его безсознательной психической дѣятельности въ тѣхъ глубинахъ, куда не достигаетъ сознаніе, тѣ или другіе рецепты мышленія или чувствованія.
Тѣмъ не менѣе, поэтъ не можетъ не творить, а настоящій критикъ тоже удовлетворяетъ живущей въ немъ глубокой потребности духа, изслѣдуя критически художественное произведеніе. Разумѣется, какъ и въ древнія времена, такъ и нынѣ чудо искусства совершается двумя путями: наитіемъ и подражаніемъ. Поэтъ, съ одной стороны,-- прорицатель, вдохновленный свыше, съ другой стороны -- воспроизводитель наблюденнаго. Онъ говоритъ, потому что долженъ высказать то, что въ немъ назрѣло, что запало въ его душу изъ жизни, и высказываетъ это тонами, цвѣтами и формами этой жизни. Но именно то же и такъ же дѣлаетъ критикъ, для котораго въ большинствѣ случаевъ художественное произведеніе или самъ поэтъ -- только отправный пунктъ.
Это подобіе, въ геометрическомъ смыслѣ слова, творчества какъ поэта, такъ и художественнаго критика, за невозможностью рецептовъ, съ особой силою указываетъ на необходимость для той и другой дѣятельности одного основного условія. Это условіе -- искренность.
Искренность воспріятія, искренность переживанія, искренность воспроизведенія. Вотъ три фазиса всякой художественной дѣятельности. Вотъ почему Тассо, какъ и всякій поэтъ, умѣя выразить свое горе, находитъ одновременно утѣшеніе и наслажденіе въ творческомъ процессѣ: эта способность умиротворять и давать одновременно наслажденіе сообщаетъ глубокій интересъ той сѣрой дѣйствительности, которою овладѣлъ поэтъ или критикъ на радость читателю и цѣнителю.
I.
Достаточно этихъ бѣглыхъ замѣчаній, чтобы понять неизбѣжность и справедливость того строгаго запроса, который особенно настойчиво предъявляется въ поэту-лирику, какимъ былъ Некрасовъ,-- того требованія отъ него искренности и цѣльности въ данный творческій моментъ, которое съ такой настойчивостью ставилось ему при жизни и постоянно выдвигается вотъ уже 25 лѣтъ послѣ его смерти, какъ только ставится вопросъ о значеніи его поэзіи, какъ поэзіи. Не легко сразу указать на другого поэта, относительно котораго въ такой степени, какъ это было по поводу Некрасова, раздѣлялись бы мнѣнія и современниковъ, и потомковъ. Не прошло восьми лѣтъ послѣ смерти поэта, какъ очень напоминавшій Бѣлинскаго своей горячностью философъ-публицистъ Вл. С. Соловьевъ, перечитывая "Послѣднія пѣсни" Н. А. Некрасова, произнесъ въ частномъ письмѣ стихотворный ему приговоръ, нашедшій себѣ затѣмъ мѣсто въ собраніи сочиненій Соловьева:
"Восторгъ души -- разсчетливымъ обманомъ
И рѣчью рабскою -- живой языкъ боговъ,
Святыню музъ -- шумящимъ балаганомъ
Онъ замѣнилъ и обманулъ глупцовъ".
Не такъ смотрѣли на Некрасова его современники, пережившіе его поэты, такіе же дѣятели шестидесятыхъ годовъ, какъ и онъ. Восторженный поклонникъ "доблестнаго подвига", Плещеевъ посылаетъ Н. А. на Новый годъ привѣтъ, адресованный имъ:
"Всѣмъ врагамъ неправды черной,
Возстающимъ противъ зла,
Не склоняющимъ покорно
Передъ пошлостью чела".
Полонскій, вспоминая время болѣзни Некрасова, когда онъ говорилъ съ трудомъ,--
"Когда, гражданству насъ уча,
Онъ словно вспыхивалъ и таялъ, какъ свѣча",
-- отмѣчаетъ, что "передъ дверями гроба" онъ былъ бодръ, невозмутимъ,--
..."Глядѣлъ бойцомъ, а не рабомъ.
И вѣрилъ я ему тогда,
Какъ вѣщему пѣвцу страданій и труда!"
-- прибавляетъ Полонскій. Престарѣлый Яковъ Петровичъ слышалъ шумъ молвы, кричавшей о дѣятельности почившаго поэта, "что это были все слова -- слова -- слова"; что онъ только "тѣшился" кодырпой литературною игрою; что двигателями Некрасова были "то зависть жгучая, то ледяной разсчетъ",-- рѣшительно выступаетъ на защиту его.
"Предъ запоздалою молвой,
Какъ вы, я не склонюсь послушной головой;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Молва и слава -- два врага;
Молва мнѣ не судья, и я ей не слуга"...
-- вотъ общая формула независимаго мнѣнія, о непреложности которой "ужъ столько разъ твердили міру", и тѣмъ не менѣе до сихъ поръ многіе и многіе продолжаютъ при имени Некрасова черпать изъ "запоздалой молвы" самыя недостовѣрныя, хотя и безразличныя въ сущности свѣдѣнія, чтобы, осуждая человѣка, попасть въ поэта. Мы не займемся опроверженіемъ такихъ "личныхъ" обвиненій, недостойныхъ памяти поэта. Ставя на первый планъ, по приведеннымъ выше основаніямъ, а не съ точки зрѣнія защиты Некрасова, искренность его какъ поэта и его цѣлостность какъ дѣятеля на этомъ поприщѣ, мы несомнѣнно должны считаться со сложными и многообразными вліяніями, среди которыхъ протекала эта дѣятельность. Некрасовъ пережилъ сознательно, и уже работая въ литературѣ, 40-ые, 50-ые, 60-ые и 70-ые годы. Высоко подняла его на широкомъ хребтѣ волна 40-хъ годовъ еще на чужомъ кораблѣ, подъ управленіемъ опытнаго кормчаго, "неистоваго Виссаріона"; повиснувъ, въ слѣдующій за ними историческій моментъ, надъ разверзшейся черной глубиною, онъ самъ схватился за руль и вновь на шумящемъ и пѣнистомъ гребнѣ 60-хъ годовъ плылъ уже самостоятельно! сквозь буруны и между камней, къ берегу, усмотрѣнному имъ вдазв. Здѣсь, на твердой почвѣ, въ 70-хъ годахъ, наблюдаетъ онъ ту русскую сумятицу, которая вѣчно бьется о берегъ,--
"Какъ волны объ утесъ".
Стоитъ себѣ представить ясно и наглядно эти условія, въ которыхъ развивался и творилъ Некрасовъ, чтобы понять невозможность предъявляемыхъ къ нему требованій не цѣльности только, но какой-то монолитности. Онъ не былъ жрецомъ чистаго искусства, какъ Аполлонъ Майковъ, и не съ Парнасса смотрѣлъ на жизнь; не уходилъ онъ также отъ нея въ поэтически-мечтательную даль, изъ которой доносятся до насъ созерцательныя формулы Полонскаго. Трудно было Некрасову, находясь въ центрѣ горячей борьбы, давать Тургеневскій эпически-спокойный откликъ мятущейся жизни; не мудрено, что въ темный, опасный періодъ реакціи 50-хъ годовъ, когда ему приходилось спасать отъ бури "Современникъ", двадцать лѣтъ, благодаря Некрасову, бывшій маякомъ русской журналистики, мудрено и невозможно было ему сохранять гармоническую неподвижность античной статуи; а между тѣмъ такой цѣлостности, близкой къ мраморности, требуютъ отъ него люди, недостаточно ясно представляющіе себѣ ужасную обстановку тогдашней активной реакціи,-- иначе нельзя выразиться,-- во время той темной грозовой ночи, которая покрывала Россію въ 50-хъ годахъ. Нѣкоторое только понятіе объ этомъ могутъ дать стихотворенія Аксакова, въ которыхъ онъ восклицалъ: "Пусть гибнетъ все" -- и, не обинуясь, пояснялъ со свойственной ему прямотою:
"Сплошного зла стоитъ твердыни,
Царитъ безсмысленная ложь".
Наступилъ разсвѣтъ, поднялась заря, взошло солнце реформъ, ее сряду же недовѣріе къ нимъ со стороны коснаго вліятельнаго большинства надолго помрачило открывшійся-было день: наступило смѣшеніе языковъ; реакціонеры-радикалы величали себя консерваторами, сторонники введенныхъ уже реформъ -- настоящіе консерваторы -- назывались либералами и оказывались, будто бы, въ союзѣ съ нигилистами-радикалами. Послѣдніе, недовольные въ своемъ радикализмѣ даже титуломъ Базарова, не хотѣли признавать суроваго климата нашей родины и въ лицѣ даже лучшихъ представителей своихъ нападали на тѣхъ, кто еще сохранялъ способность ясно видѣть и опредѣленно называть вещи сбоями именами.
Среди этого "царюющаго зла", Полонскій, въ своихъ "Письмахъ къ музѣ", замѣчалъ:
"Если пѣснь моя туманна,
Значатъ, жизнь еще туманнѣе,
Значитъ, тамъ и эти не видно,
Гдѣ былъ виденъ парусъ раннііі".
А какъ "влились" на него, за правдивыя барометрическія показанія въ его пѣсняхъ, тѣ, которые не находили удобнымъ "нужнымъ, чтобы былъ "такъ вѣренъ этотъ градусникъ Свободы"; много "градусниковъ" въ это смутное, "туманное" время намѣренно и ненамѣренно показывало неправду:
"Эти градусники лгали
До того, что мы въ морозы
Нараспашку выбѣгали
Поглядѣть,-- растутъ ли розы?.."
Въ лирикѣ Некрасова сквозитъ необыкновенный въ своей проницательности и смѣтливости умъ, который ясно понималъ, что не только морозная погода или климатъ, какъ нѣчто внѣшнее, мѣшаютъ расцвѣсти розамъ,-- онъ видѣлъ причины внутреннія, такъ сказать:
"Захватило насъ трудное время
Неготовыми къ трудной борьбѣ"...
-- пишетъ онъ въ 1860 году въ "Рыцарѣ на часъ", и кратко-безотрадно опредѣляетъ судьбу современниковъ:
"Суждены вамъ благіе порывы,
Но свершить ничего не дано".
Еще ранѣе этого суроваго приговора, въ 50-хъ годахъ, онъ, скорбитъ о томъ, что "убилъ подъ тяжестью труда -- праздникъ жизни, молодости годы"; этотъ трудъ мелкаго издателя, мелкаго сотрудника всякихъ журналовъ, сблизивъ Некрасова съ литературнымъ міромъ еще въ началѣ сороковыхъ годовъ, въ то же время укрѣпилъ жившаго въ немъ практичнаго ярославца; за- тѣмъ, ставъ богатымъ человѣкомъ, онъ всю жизнь, однако, чувствовалъ на плечахъ гнетъ этой, вошедшей въ его плоть и кровь, практической философіи; вслѣдствіе этого, въ самыя патетическія творческія минуты, онъ, несомнѣнный поэтъ, "скептически относится къ своему призванію:
"Нѣтъ въ тебѣ поэзіи свободной,
Мой суровый, неуклюжій стихъ!"
-- и какъ бы мирясь съ тѣмъ, что въ немъ нѣтъ "творящаго искусства", онъ твердо заявляетъ (1855 г.), что въ немъ --
"Торжествуетъ мстительное чувство,
Догорая теплится любовь".
Это скептическое отношеніе къ самому себѣ, ко времени 70-хъ годовъ, выростаетъ уже не въ гражданскую скорбь только, а въ пессимизмъ, благодаря которому Некрасовъ надѣется на успѣхъ реформъ среди неготовыхъ въ трудной борьбѣ, стоящихъ лицомъ къ лицу съ "безличными" врагами, "со стонами ликующихъ, праздно болтающихъ, обагряющихъ руки въ крови".
Не напрасно именно въ виду этого даетъ Полонскій Некрасову титулъ вѣщаго: мы знаемъ, что борьба противъ упроченія великихъ реформъ идетъ до сихъ поръ, и что правъ былъ Некрасовъ, говоря о любви, "что добрыхъ прославляетъ и клеймитъ злодѣя и глупца", что эта любовь:--
"...вѣрномъ терновымъ надѣляетъ
Беззащитнаго пѣвца".
Къ 70-мъ годамъ, и въ сознаніи общественномъ, и въ поэзіи Некрасова, этотъ скептицизмъ,-- питаемый безконечнымъ рядомъ поправокъ, постепенно подрывавшихъ судебное, земское, печатное, городское дѣло,-- окончательно окрѣпъ и особенно полно выразился въ длинной сатирической поэмѣ, постепенно выходившей въ свѣтъ въ началѣ семидесятыхъ годовъ, подъ заглавіемъ: "Кому на Руси жить хорошо".
Было бы странно, еслибы на пространствѣ четырехъ десятилѣтій литературной дѣятельности, въ теченіе которыхъ смѣнялись самыя противоположныя вѣянія, Некрасовъ остался неизмѣннымъ, хотя бы и на этой симпатичной ступени, на которую поставило его близкое общеніе съ людьми сороковыхъ годовъ: и время мѣнялось, и человѣкъ долженъ былъ рости.
Въ этомъ случаѣ требованіе цѣлостности отъ художника можетъ сводиться только къ тому, чтобы, отражая въ своихъ произведеніяхъ дѣйствительную жизнь, онъ не подчинялся при оцѣнкѣ ея вѣяніямъ, не столько ошибочнымъ, можетъ быть, сколько противорѣчащимъ его общему направленію. Въ этомъ смыслѣ даже такія уклоненія, примѣры которыхъ въ жизни Некрасова общеизвѣстны и которые онъ называлъ "паденіями" и "позорными пятнами", не имѣютъ никакого отношенія къ вопросу о цѣльности его поэтической личности; эти уклоненія, имѣющія почти исключительно эпизодическій характеръ въ жизни Некрасова, какъ журналиста, ни разу не раздвоили лирика, пѣвца какъ освобожденія и счастія народнаго, съ одной стороны, такъ и его горя и бѣды -- съ другой. Въ этой области Некрасовъ былъ всегда однимъ и тѣмъ же, цѣльнымъ дѣятелемъ; однако, именно здѣсь недостаточно внимательное изученіе его произведеній вводило иныхъ критиковъ въ ошибки. До самого Некрасова не разъ доходили, повторяемыя порой и нынѣ, обвиненія его въ томъ, что, по отмѣнѣ рабства, онъ все еще пѣлъ о немъ, и что вообще онъ громитъ то, что громить уже стало ненужнымъ и безопаснымъ. Не нужно, однако, забывать, что недюжинный умъ Некрасова не могъ не видѣть изнанки своеобразнаго русскаго прогресса, не могъ не ратовать противъ того, что --
-- то и наступила для до-реформенной Россіи пора,--
"Гдѣ не покорность нѣмая,
Дружная сила нужна"...
И вдругъ оказалось, что --
"Краснорѣчивымъ воззваньемъ
Не разогрѣешь рабовъ,
Не озаришь пониманьемъ
Темныхъ и грубыхъ умовъ.
Поздно! Народъ угнетенный
Глухъ передъ общей бѣдой.
Горе странѣ разоренной!
Горе странѣ отсталой"!..
Когда это пессимистическое настроеніе, оправданное впослѣдствіи исторіей, въ наступившія затѣмъ десятилѣтія,-- внушило Некрасову недостаточно понятую во время ея появленія сатирическую поэму: "Кому на Руси жить хорошо", и критика напала на поэта за то, что онъ, будто бы, тянетъ старую ноту о голодѣ, холодѣ и цѣпяхъ,-- Некрасовъ, въ "Элегіи", написанной въ 74-мъ году, отвѣтилъ очень кратко и убѣдительно:
"Я видѣлъ красный день: въ Россіи нѣтъ раба,
И слезы сладкія я пролилъ въ умиленьѣ...
"Довольно ликовать въ наивномъ увлеченьѣ!'
Шепнула Муза мнѣ! Пора идти впередъ:
Народъ освобожденъ, но счастливъ ли народъ?"
Пѣвецъ крестьянскаго горя, рельефными чертами изобразившій передъ горожанами сельскую страду, въ правѣ былъ спросить: "сноснѣе ли она стала*? Тотъ, кто предположилъ о русскомъ народѣ, что онъ "создалъ пѣсню подобную стону и духовно навѣки почилъ", въ правѣ былъ дальше спросить себя о томъ, внесла ли, наконецъ, свобода, пришедшая " на смѣну рабству долгому", перемѣну --
"Въ народныя судьбы, въ напѣвы сельскихъ дѣвъ?
Иль такъ же горестенъ нестройный ихъ напѣвъ?"
Вотъ почему и заспорившіе Некрасовскіе мужики-странники пошли по Руси въ чаяніи встрѣтить и посмотрѣть на того, "Кому на Руси жить хорошо".
Соблазняла ихъ на пути и "сытая попова пчела", и круглое брюшко помѣщика, и удалое притоптываніе солдата; однако, счастливаго такъ и не нашлось; махнули они рукой на счастье женское, "ключи къ которому затеряны у Бога самого", и кончилось все пѣніемъ "Соленой" и пѣснею о той торной дорогѣ, гдѣ "мысль смѣшна" --
"О жизни искренней,
О цѣли выспренней".
Эта пѣснь ангела милосердія, который "души сильныя зоветъ на честный путь", указала мальчику Гришѣ "иные -- чистые -- пути тернистые", указала быть тамъ,--
"Гдѣ трудно дышится,
Гдѣ горе слышится",
-- стать пѣвцомъ освобожденія не именно крестьянъ, а вообще "униженныхъ, обиженныхъ"; на первый разъ Гришѣ удалась только пѣсенка съ риторическимъ концомъ о "сопутницѣ дней славянина, которая --
..."въ семействѣ, покуда, раба,
Но мать уже вольнаго сына".
Некрасовъ заканчиваетъ поэму пѣснью, подъ заглавіемъ: "Русь", стараясь поднять духъ "вахлачковъ", но надо признать, что поэтъ намѣренно даетъ неудачную въ этомъ смыслѣ попытку, такъ какъ и въ началѣ, и въ концѣ этой пѣсни ясно звучитъ злая иронія въ парадоксальномъ припѣвѣ:
"Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь"!
И вотъ уснулъ Гриша, во снѣ услаждали слухъ его гвуки "благодатные",--
"Звуки лучезарные гимна благороднаго,
Пѣлъ онъ воплощеніе счастія народнаго"...
Этой пѣсни Некрасовъ не далъ, а подписалъ прозаически: "Октябрь 1876 г. Ялта".
Это было за годъ до его смерти, и въ теченіе этого года онъ не захотѣлъ написать эту пѣсню, или, вѣрнѣе, не дождался воплощенія этого счастья.
II.
Ходячее представленіе о Некрасовѣ, какъ о человѣкѣ двойственномъ, въ значительной степени обязано своимъ происхожденіемъ тому, что современники его въ шестидесятыхъ годахъ никакъ не могли отрѣшиться отъ оцѣнки его дѣятельности съ точки зрѣнія чисто сословной. Онъ все представлялся имъ помѣщикомъ, пишущимъ о мужикѣ. Съ другой стороны, люди послѣдующихъ поколѣній почти до нашихъ дней знакомились съ родной литературой исключительно по хрестоматіямъ, благодаря чему въ общественное сознаніе Некрасовъ вошелъ, собственно говоря, только своими народническими произведеніями. Не только вся проза его (до трехсотъ печатныхъ листовъ), но и сложная боевая литературная дѣятельность въ качествѣ редактора оставались и остаются почти въ сторонѣ.
Какъ поэтъ, онъ, разумѣется, наиболѣе ярокъ въ произведеніяхъ, посвященныхъ крестьянскому быту; но было бы большою ошибкою понимать его узко, въ качествѣ какъ бы спеціалиста, "пѣвца народнаго горя". Только съ такой точки зрѣнія, только приписывая Некрасову ограниченный кругозоръ его эпигоновъ-народниковъ, можно было судить его не только по поводу отдѣльныхъ поступковъ, очевидно выходившихъ за предѣлы такой спеціальности, но даже за стиль и идею литературныхъ работъ въ родѣ, напримѣръ, "Медвѣжьей охоты", и рядъ удачныхъ и неудачныхъ сатиръ на современниковъ, гдѣ онъ говоритъ, разумѣется, не какъ пѣвецъ вообще и въ частности не какъ пѣвецъ крестьянства. Не слѣдуетъ забывать, что долгое и близкое общеніе съ литературными кружками, начиная съ середины сороковыхъ годовъ, близость къ такимъ лицамъ, какъ Бѣлинскій, Тургеневъ, Достоевскій и Аполлонъ Майковъ, не могли не отразиться на Некрасовѣ, пропитавшемся европейскими вліяніями, на которыхъ воспитались петрашевцы. Скорѣе слѣдуетъ удивляться тому, что въ то время, какъ образованная Россія сороковыхъ и шестидесятыхъ годовъ жила въ лицѣ представителей землевладѣльческихъ классовъ чуждыми русской жизни крохами, перепадавшими къ ней съ европейскаго стола, Некрасовъ, можно сказать, первый ребромъ поставилъ въ литературѣ вопросъ о крестьянахъ, какъ людяхъ, о мужикѣ, какъ о человѣкѣ. Краснорѣчивымъ доказательствомъ справедливости моей оцѣнки этого времени могъ бы служить хотя бы тотъ фактъ, что публицистъ Писаревъ совсѣмъ не интересовался въ своихъ работахъ русскимъ крестьянствомъ. Нѣтъ никакого сомнѣнія въ томъ, что уже Бѣлинскій къ концу жизни, спускаясь съ высотъ гегельянства, сдѣлалъ первые шаги на томъ пути, на которомъ затѣмъ такъ твердо стоялъ мало жившій и много сдѣлавшій Добролюбовъ. Это былъ путь раскрытія правды жизни, жизни дѣйствительной, повседневной. Въ этомъ направленіи шла вся литературная работа Некрасова. Съ одинаковой любовью передаетъ онъ въ "Кому на Руси жить хорошо" и скорбныя рѣчи попа, и неровное, порывистое повѣствованіе толстенькаго барина, рисуетъ времяпровожденіе Послѣдыша, наконецъ поетъ и "Бурлацкую", и "Соленую". Съ большой высоты посмотрѣлъ онъ на современную жизнь и, чуждый всякихъ сословныхъ предразсудковъ, видѣлъ, какъ --
"Порвалась цѣпь великая,
Порвалась, разскочилася,
Однимъ концомъ по барину,
Другимъ по мужику"...
Въ самомъ началѣ своей дѣятельности, въ первомъ своемъ стихотворномъ сборникѣ "Мечты и Звуки", семнадцатилѣтній Некрасовъ романтически-высоко опредѣляетъ призваніе поэта --
Много спустя, во вступленіи въ "Пѣснямъ" 1876--77 годовъ, почти наканунѣ смерти, онъ такъ вспоминаетъ свою музу, своего "друга" въ теченіе всей жизни:
"Ты силу чудную дала, въ колючій тернъ вплетая розы,-- ты пытку вынесть помогла"...
"Приди на мой послѣдній зовъ!" -- восклицаетъ онъ. И въ этомъ прощальномъ уже настроеніи не оставляетъ его глубоки вѣра въ свое поэтическое призваніе, и звучатъ въ немъ тѣ же мотивы мести и печали, которыми онъ началъ свое литературное поприще:
"Могучей силой вдохновенья
Страданья тѣла побѣди,
Любви, негодованья, мщенья,
"Зажги огонь въ моей груди!"
Какъ онъ глубоко понималъ типъ Рудина, переданный имъ, одновременно съ Тургеневымъ, въ поэмѣ "Саша"; и несомнѣнно скептическое отношеніе къ этому пустоцвѣту не мѣшало ему, однако, находить въ томъ же лагерѣ людей, которыхъ онъ чтніъ и которыхъ вспоминаетъ въ "Медвѣжьей охотѣ", говоря о "либералѣ-идеалистѣ ".
"Честенъ мыслью, сердцемъ чистъ", съ "безпредѣльной печатью унынья на челѣ", рисовался ему этотъ разъѣзжавшій по Европѣ верхоглядъ, картинно позировавшій затѣмъ у себя на родинѣ: "
"Грозный дѣятель въ теоріи,
Безпощадный радикалъ,
Онъ на улицѣ исторіи
Съ полицейскимъ избѣгалъ".
И однако, поэтъ любилъ ихъ даже такими и требовалъ къ нимъ уваженія во имя прошлаго ихъ:
"Но кто твое держалъ когда-то знамя,
Тѣхъ не пятнай!
Не предали они, они устали
Свой крестъ вести,
Покинулъ ихъ духъ Гнѣва и Печали
На полпути"!
Въ самый блестящій періодъ своего творчества, когда появились уже всѣ пьесы, создавшія ему славу, Некрасовъ спѣшитъ, въ "Медвѣжьей охотѣ", "добромъ помянуть тогдашнюю литературу", вспоминаетъ Бѣлинскаго, Грановскаго, Гоголя, и прибавляетъ, что "еще найдется славныхъ двое, трое,-- у нихъ тогда училось все живое". Именно здѣсь говоритъ онъ въ прочувствованныхъ строкахъ о Бѣлинскомъ, называя его учителемъ, прокладывавшимъ новыя стези:
"Въ тѣ дни, какъ все коснѣю на Руси,
Дремля и раболѣпствуя позорю",--
"Едва-ль не первый,-- обращается онъ къ памяти своего учителя,-- ты заговорилъ о равенствѣ, о братствѣ, о свободѣ
Этими строками нашъ поэтъ чрезвычайно рельефно выдѣляетъ общее направленіе того, кто въ "святомъ недовольствѣ"шелъ въ жизни "волнуясь и спѣша", и отличіе его отъ не менѣе свѣтлаго образа Грановскаго, котораго, называетъ "другомъ Истины, Добра и Красоты".
Въ этой поэмѣ, имѣющей въ значительной степени такъ называемый гражданскій характеръ, и почему неохотно читаемой, находится, однако, кромѣ приведенныхъ трогательныхъ воспоминаній, чисто публицистическія по содержанію строки. Строки эти полны такого лиризма и глубины настроенія, что могутъ служить прекраснымъ образцомъ спеціально Некрасовскаго стиля, который я назвалъ бы стилемъ лирической публицистики: