Бодянский Осип Максимович
О времени происхождения славянских письмен. Сочинение О. Бодянского

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   О времени происхожденія славянскихъ письменъ. Сочиненіе О. Бодянскаго. Съ 19-ю снимками. Москва. Въ университетской типографіи. 1855. Въ 8-ю д.л. 381--СXV стр.
   Изъ жизни славянскихъ учителей, Кирилла и Меѳеодія, г. Бодянскій выбралъ предметомъ своего разсужденія одно только обстоятельство, именно изобрѣтеніе письменъ, которое одними приписывается Кириллу. другими -- обоимъ братьямъ вмѣстѣ. Но и это обстоятельство заключается авторомъ въ тѣсныя границы: изслѣдованіе его имѣетъ въ виду указать единственно время событія, рѣшить вопросъ: когда изобрѣтена славянская азбука? Ограничивъ такимъ образомъ свою задачу, авторъ исключилъ всѣ другіе предметы, имѣющіе къ ней болѣе или менѣе близкое отношеніе: онъ не входитъ въ разсужденіе о томъ, были ль у славянъ какія-нибудь письмена до появленія кирилицы, въ какомъ отношенія кирилица находится къ другой славянской азбукѣ -- глаголицѣ, и какая связь обѣихъ азбукъ съ азбуками прочихъ индо-европейскихъ народовъ. Несмотря на предѣлы задачи, рѣзко и тѣсно постановленные, сочиненіе г. Бодянскаго занимаетъ почти пятьсотъ страницъ. Уже по одному этому можно судить, что авторъ серьёзно и тщательно осмотрѣлъ свой предметъ.
   Какъ же рѣшаетъ онъ предложенный вопросъ? Путь его изслѣдованія очень-простъ: сначала разбираетъ онъ источники, содержащіе въ себѣ извѣстія объ изобрѣтеніи кирилловской азбуки, потомъ сортируетъ ихъ по вѣку рукописей и по содержанію, и дѣлаетъ выводы о лицѣ ея составителя и о мѣстѣ составленія; далѣе излагаетъ исторію вопроса -- мнѣнія различныхъ ученыхъ о времени появленія кирилицы; наконецъ представляетъ, какъ результатъ окончательный, собственное рѣшеніе вопроса.
   Источники или свидѣтельства о письменахъ, изобрѣтенныхъ Кирилломъ, г. Бодянскій раздѣляетъ на источники собственно и пособія. Первые -- трехъ родовъ: греческіе, западные и отечественные; вторые -- двухъ: прологи и лѣтописи разныхъ редакцій -- болгарской, сербской и русской. Изъ всѣхъ этихъ свидѣтельствъ нѣтъ ни одного въ строгомъ смыслѣ современнаго, то-есть такого, которое дошло бы до насъ, если не въ подлинникѣ, то, по-крайней-мѣрѣ, въ спискѣ того вѣка, когда явился подлинникъ. Древнѣйшее принадлежитъ посланіямъ папы Іоанна VIII-го, жившаго въ ІХ-мъ вѣкѣ, но они сохранились въ рукописи, писанной во второй половинѣ ХІ-го. По содержанію своему, свидѣтельства, разсмотрѣнныя авторомъ (въ числѣ двадцати-двухъ), дѣлятся на четыре разряда: одни относятся почти къ одному вѣку съ событіемъ, то-есть къ ІХ-му, другіе къ Х-му, третьи къ ХІ-му, четвертые къ XII-му. Свидѣтельства перваго разряда, написанныя на церковно-славянскомъ языкѣ, суть такъ-называемыя Паннонскія Житія, составленныя немедленно, по смерти Меѳеодія, однимъ изъ учениковъ его; Похвалы Кириллу и Меѳодію; Сказаніе объ обрѣтеніи мощей св. Климента, паны римскаго; на латинскомъ: Исторія обращенія хору- танцевъ, сочиненная неизвѣстнымъ зальцбургцемъ, современникомъ Кириллу и Меѳеодію; Посланія паны Іоанна VIII-го; Жизнь Кирилла и Меѳодія, приписываемая Гавдерику. Свидѣтельства втораго разряда, на церковно-славянскомъ языкѣ: Житіе Климента, составленное ученикомъ его; Показаніе пролога Іоанна, эксарха болгарскаго, къ Богословію Дамаскина; Сказаніе черноризца Храбра о письменахъ; Житіе Вячеслава; на латинскомъ: Житіе Вячеслава, составленное по повелѣнію императора Оттона ІІ-го; Житіе бабки его, Людмилы. Свидѣтельства ХІ-го вѣка: Службы Кириллу и Меѳеодію, нѣкоторыя житія въ прологахъ, Житіе св. Владиміра. Свидѣтельства ХІІ-го вѣка: сказаніе Нестора въ его лѣтописи, Сазавскаго и Градиштскаго или Опатовицкаго монаховъ, Дуклянскаго Священника, Охридскаго Апостола.
   Въ третьей главѣ, содержащей въ себѣ исторію вопроса, разсматриваются мнѣнія ученыхъ, русскихъ и иностранныхъ, о времени изобрѣтенія кирилицы. Изъ русскихъ ученыхъ мы видимъ здѣсь Карамзина, митрополита Евгенія, К. Калайдовича, Новицкаго, Максимовича, Шевырева, Макарія, епископа винницскаго, Филарета, еипскопа харьковскаго, Григоровича, Венелина, Срезневскаго; изъ иностранныхъ: Болландиста Геншена, Паджи, Ассемани, Добнера, Добровскаго, Шафарика, Палацкаго, Копитара, Гримма, Миклошича и др.
   Четвертая глава, названная "Царьградъ", представляетъ рѣшеніе вопроса. Всѣ свидѣтельства о времени изобрѣтенія славянскихъ письменъ, равно какъ и мнѣнія о свидѣтельствахъ, образуютъ два главные разряда: одни не опредѣляютъ точнаго времени, другіе назначаютъ извѣстное время. Отзывы, опредѣляющіе точное время, или условны, или безусловны. Условные назначаютъ только пору, но не самый годъ; безусловные указываютъ положительно годъ изобрѣтенія. Тѣ и другіе образуютъ, однако, кругъ времени довольно-значительный, начинающійся правленіемъ греческаго императора Михаила и оканчивающійся въ царствованіе Льва Мудраго. Есть показанія, переходящія за эти двѣ крайнія черты; по ихъ надобно отнести къ грубымъ ошибкамъ. Самое раннее назначеніе времени предлагаетъ черноризецъ Храбръ. "Изобрѣтеніе славянскихъ письменъ (говоритъ онъ) совершилось въ 855-мъ году". Это назначеніе, по изслѣдованію г. Бодянскаго, противорѣчитъ какъ тогдашнему положенію дѣлъ въ славянскомъ и греческомъ мірѣ, такъ и собственнымъ словамъ Храбра. Разсмотрѣвъ подробно обстоятельства дѣла, оцѣпивъ различныя о немъ показанія, авторъ относитъ составленіе кирилловской азбуки къ 862-му году. Такимъ-образомъ начало ея совпадаетъ съ началомъ Русскаго Государства, и черезъ семь лѣтъ совершится тысячелѣтіе тому и другому событію.
   Мы представили краткій обзоръ добросовѣстнаго, почтеннаго изслѣдованія г. Бодянскаго, чтобъ дать о немъ хотя поверхностное понятіе нашимъ читателямъ. Въ отдѣлѣ Критики, въ одной изъ слѣдующихъ книжекъ "Отечественныхъ Записокъ", они встрѣтятъ подробный отчетъ объ этомъ ученомъ трудѣ извѣстнаго нашего филолога.

"Отечественныя Записки", т. 102, 1885

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

какие весы лучше механические или электронные для взвешивания человека
Рейтинг@Mail.ru