О времени происхожденія славянскихъ письменъ. Сочиненіе О. Бодянскаго. Съ 19-ю снимками. Москва. Въ университетской типографіи. 1855. Въ 8-ю д.л. 381--СXV стр.
Изъ жизни славянскихъ учителей, Кирилла и Меѳеодія, г. Бодянскій выбралъ предметомъ своего разсужденія одно только обстоятельство, именно изобрѣтеніе письменъ, которое одними приписывается Кириллу. другими -- обоимъ братьямъ вмѣстѣ. Но и это обстоятельство заключается авторомъ въ тѣсныя границы: изслѣдованіе его имѣетъ въ виду указать единственно время событія, рѣшить вопросъ: когда изобрѣтена славянская азбука? Ограничивъ такимъ образомъ свою задачу, авторъ исключилъ всѣ другіе предметы, имѣющіе къ ней болѣе или менѣе близкое отношеніе: онъ не входитъ въ разсужденіе о томъ, были ль у славянъ какія-нибудь письмена до появленія кирилицы, въ какомъ отношенія кирилица находится къ другой славянской азбукѣ -- глаголицѣ, и какая связь обѣихъ азбукъ съ азбуками прочихъ индо-европейскихъ народовъ. Несмотря на предѣлы задачи, рѣзко и тѣсно постановленные, сочиненіе г. Бодянскаго занимаетъ почти пятьсотъ страницъ. Уже по одному этому можно судить, что авторъ серьёзно и тщательно осмотрѣлъ свой предметъ.
Какъ же рѣшаетъ онъ предложенный вопросъ? Путь его изслѣдованія очень-простъ: сначала разбираетъ онъ источники, содержащіе въ себѣ извѣстія объ изобрѣтеніи кирилловской азбуки, потомъ сортируетъ ихъ по вѣку рукописей и по содержанію, и дѣлаетъ выводы о лицѣ ея составителя и о мѣстѣ составленія; далѣе излагаетъ исторію вопроса -- мнѣнія различныхъ ученыхъ о времени появленія кирилицы; наконецъ представляетъ, какъ результатъ окончательный, собственное рѣшеніе вопроса.
Источники или свидѣтельства о письменахъ, изобрѣтенныхъ Кирилломъ, г. Бодянскій раздѣляетъ на источники собственно и пособія. Первые -- трехъ родовъ: греческіе, западные и отечественные; вторые -- двухъ: прологи и лѣтописи разныхъ редакцій -- болгарской, сербской и русской. Изъ всѣхъ этихъ свидѣтельствъ нѣтъ ни одного въ строгомъ смыслѣ современнаго, то-есть такого, которое дошло бы до насъ, если не въ подлинникѣ, то, по-крайней-мѣрѣ, въ спискѣ того вѣка, когда явился подлинникъ. Древнѣйшее принадлежитъ посланіямъ папы Іоанна VIII-го, жившаго въ ІХ-мъ вѣкѣ, но они сохранились въ рукописи, писанной во второй половинѣ ХІ-го. По содержанію своему, свидѣтельства, разсмотрѣнныя авторомъ (въ числѣ двадцати-двухъ), дѣлятся на четыре разряда: одни относятся почти къ одному вѣку съ событіемъ, то-есть къ ІХ-му, другіе къ Х-му, третьи къ ХІ-му, четвертые къ XII-му. Свидѣтельства перваго разряда, написанныя на церковно-славянскомъ языкѣ, суть такъ-называемыя Паннонскія Житія, составленныя немедленно, по смерти Меѳеодія, однимъ изъ учениковъ его; Похвалы Кириллу и Меѳодію; Сказаніе объ обрѣтеніи мощей св. Климента, паны римскаго; на латинскомъ: Исторія обращенія хору- танцевъ, сочиненная неизвѣстнымъ зальцбургцемъ, современникомъ Кириллу и Меѳеодію; Посланія паны Іоанна VIII-го; Жизнь Кирилла и Меѳодія, приписываемая Гавдерику. Свидѣтельства втораго разряда, на церковно-славянскомъ языкѣ: Житіе Климента, составленное ученикомъ его; Показаніе пролога Іоанна, эксарха болгарскаго, къ Богословію Дамаскина; Сказаніе черноризца Храбра о письменахъ; Житіе Вячеслава; на латинскомъ: Житіе Вячеслава, составленное по повелѣнію императора Оттона ІІ-го; Житіе бабки его, Людмилы. Свидѣтельства ХІ-го вѣка: Службы Кириллу и Меѳеодію, нѣкоторыя житія въ прологахъ, Житіе св. Владиміра. Свидѣтельства ХІІ-го вѣка: сказаніе Нестора въ его лѣтописи, Сазавскаго и Градиштскаго или Опатовицкаго монаховъ, Дуклянскаго Священника, Охридскаго Апостола.
Въ третьей главѣ, содержащей въ себѣ исторію вопроса, разсматриваются мнѣнія ученыхъ, русскихъ и иностранныхъ, о времени изобрѣтенія кирилицы. Изъ русскихъ ученыхъ мы видимъ здѣсь Карамзина, митрополита Евгенія, К. Калайдовича, Новицкаго, Максимовича, Шевырева, Макарія, епископа винницскаго, Филарета, еипскопа харьковскаго, Григоровича, Венелина, Срезневскаго; изъ иностранныхъ: Болландиста Геншена, Паджи, Ассемани, Добнера, Добровскаго, Шафарика, Палацкаго, Копитара, Гримма, Миклошича и др.
Четвертая глава, названная "Царьградъ", представляетъ рѣшеніе вопроса. Всѣ свидѣтельства о времени изобрѣтенія славянскихъ письменъ, равно какъ и мнѣнія о свидѣтельствахъ, образуютъ два главные разряда: одни не опредѣляютъ точнаго времени, другіе назначаютъ извѣстное время. Отзывы, опредѣляющіе точное время, или условны, или безусловны. Условные назначаютъ только пору, но не самый годъ; безусловные указываютъ положительно годъ изобрѣтенія. Тѣ и другіе образуютъ, однако, кругъ времени довольно-значительный, начинающійся правленіемъ греческаго императора Михаила и оканчивающійся въ царствованіе Льва Мудраго. Есть показанія, переходящія за эти двѣ крайнія черты; по ихъ надобно отнести къ грубымъ ошибкамъ. Самое раннее назначеніе времени предлагаетъ черноризецъ Храбръ. "Изобрѣтеніе славянскихъ письменъ (говоритъ онъ) совершилось въ 855-мъ году". Это назначеніе, по изслѣдованію г. Бодянскаго, противорѣчитъ какъ тогдашнему положенію дѣлъ въ славянскомъ и греческомъ мірѣ, такъ и собственнымъ словамъ Храбра. Разсмотрѣвъ подробно обстоятельства дѣла, оцѣпивъ различныя о немъ показанія, авторъ относитъ составленіе кирилловской азбуки къ 862-му году. Такимъ-образомъ начало ея совпадаетъ съ началомъ Русскаго Государства, и черезъ семь лѣтъ совершится тысячелѣтіе тому и другому событію.
Мы представили краткій обзоръ добросовѣстнаго, почтеннаго изслѣдованія г. Бодянскаго, чтобъ дать о немъ хотя поверхностное понятіе нашимъ читателямъ. Въ отдѣлѣ Критики, въ одной изъ слѣдующихъ книжекъ "Отечественныхъ Записокъ", они встрѣтятъ подробный отчетъ объ этомъ ученомъ трудѣ извѣстнаго нашего филолога.