Публикуется по: Болотов А. Т. О душах умерших людей. СПб.; Алетейя, 2006.
--------------------
РАЗГОВОР 1 О БЕССМЕРТИИ ДУШ
Внук.
Как теперь у нас свободное время, то не можно ли, дедушка, вам одолжить меня и поговорить со мной что-нибудь о душах умерших людей и удовлетворить в том мое любопытство?
Старик.
Хорошо, мой друг! Я сие удовольствие тебе и сделаю, благо нам никто теперь не мешает. Итак, садись-ка, мой друг, и скажи мне, что же такое тебе об них наиболе знать хотелось?
Внук.
Извольте, дедушка! Я расскажу вам все, что хотелось бы мне об них знать и о чем у вас порасспросить.
Во-первых: хотелось бы мне знать: подлинно ли они бессмертны и не умирают вместе с телом, так как многие из нашей братьи думают? И будь в самом деле бессмертны, то чем бы сие неверующим доказать и их в том переуверить было можно?
Во-вторых: в случае бессмертия оной, в каком образ, виде и состоянии они при умирании людей из тела их выходят?
В-третьих: куда они деваются? В мире ли здешнем подле нас остаются или куда в иное место переходят, переносятся или препровождаемы бывают?
B-четвертых:: подлинно ли некогда будет воскресение мертвых, и буде подлинно будет, то что с ними до того времени происходит, покуда они при общем воскресении всех мертвых соединятся они с прежними телами своими?
В-пятых: не бывает ли с состоянием их в течение сего времени каких-либо перемен или не бывает?
В-шестых: что с ними воспоследует при воскресении мертвых и после оного?
В-седьмых: чем судьба и участь каждой из них, наконец, кончится?
Старик.
О мой друг! Ты обо многом меня вдруг спрашивать собираешься: и если все твои вопросы удовлетворять, то придется нам употребить к тому разве несколько вечеров -- а в один пересказать всего не можно.
Внук.
Ну! Что за беда, дедушка, за нами никто не гонит! И мы хотя несколько вечеров к тому употребим, а была бы только ваша милость и вы удовлетворили бы во всем мое любопытство.
Старик.
Но ну! Если в рассуждении некоторых из них учинить того я буду не в состоянии? Ибо скажу тебе предварительно, мой друг, что на множайшие из них не могу я отвечать тебе с полным удостоверением и совершенно удовлетворить твое любопытство! Однако я расскажу тебе, по крайней мере, все, что только относительно до каждого твоего вопроса с некоторою имоверностию мыслить, заключать и предполагать можно.
Внук.
Я и тем буду очень доволен.
Старик.
Итак, начнем с первого. Тебе хочется знать, подлинно ~И душа человеческая бессмертна и продолжает ли жить и существовать после смерти нашей, и не уничтожаются ли души наши в самом деле, как многие сумасброды думают?
Внук.
Точно так, дедушка!
Старик.
На сие скажу тебе, мой друг, и уверяю наитвердейшим образом, что все неверующие бессмертию души истинно сумасбродничают и что все то, что они ни вымышляют о смертности душ и на чем мнения свои и утверждают, суть не что иное, как сущие бредни, которые недостойны ни малейшего уважения, и что все доказательства бессмертию душ человеческих утверждается на таких твердых и непоколебимых основаниях, что их никак и ничем опровергнуть не можно.
Внук.
Хорошо, дедушка! Этому я верю, и нимало в том не сомневаюсь: но любопытно бы знать: с чего же они такие нелепые заключения берут и что их к тому побуждает?
Старик.
Нелепые мысли и заключения такие имеют происхождение свое от того, что все такие умники или паче глупцы никогда пристально обо всем том не помышляли и не помышляют, что ты вскоре услышишь, и им всего того и на ум не приходит: а побуждают их к тому две важные причины.
Во-первых то, что им охотно бы хотелось, чтобы они уничтожились совокупно И телом и душою, и чтоб не было никакой будущей жизни, и в оной никакого ни за добрые и за худые дела воздаяния; и хотелось бы для того, что они ведут дурную и столь многими беззакониями преисполненную жизнь, что никакого добра и блаженства в будущей жизни им желать и льститься тем по своим делам не можно. И потому они будущей жизни страшатся и охотно хотели бы, чтобы ей не было. Во-вторых, как сомневаться в том не можно, побуждаются они к тому злоковарными хитростями злых духов, таящихся повсюду в множестве и ищущих везде себе добычи, и старавшихся их в том уверить, дабы тем надежнее можно было им притащить в адское сообщество и сделать их на всю вечность злосчастными: ибо в том находили они всегда и находят и поныне величайшее свое одно удовольствие, чтоб отвлекать людей всеми возможностями от веры в Христа и от верования самому Богу, ибо в сем случае уверены они, что не верящие бессмертию души человеческой предаются в жизни своей без всякого спасения и боязни всем беззакониям и порокам и живут иногда хуже самых бессмысленных скотов, а для них такие люди и надобны и приятны, поелику, как ты после услышишь, они никогда соделаются их сотоварищами, а сие самое и побуждает их доводить людей до неверия бессмертия душ человеческих, и они охотно б хотели, что б и все люди тому, так же и собственному их существованию в свете не верили, а почитали все сие выдумками и бреднями.
Внук.
Да, дедушка! Все это легко статься может: и не от того множество людей, не стерпя каких-нибудь досад и неудовольствий жизни, сами себя разными образами лишат жизни, и души свои дают дьяволам без задержания тащить в челюсти ада?
Старик.
А сие доказывает, какие плоды проистекают от сего неверия и до какой погибели оное людей доводит, а особливо в нашем простом и глупом народе.
Внук.
Ну, хорошо это! И в рассуждении сих вывели вы меня из недоумения, но теперь покорно прошу сказать мне что-нибудь и о доказательствах бессмертия душ и на чем более оснуется верование оному?
Старик.
Доказательств сих, мой друг, много, и было бы почти излишним делом, естьли бы хотеть все их тебе пересказывать: а коснусь я только до наиважнейших, или тех, которых ничем оспорить не можно. Во-первых, скажу тебе, что все сии доказательства наиглавнейшие суть двух или паче трех родов. И одни оснуются на одних только заключениях ума и здравого рассудка нашего. Другие -- на откровенном нам Слове Божием -- а третьи на некоторых исторических событиях и случаях бывших в мире.
Внук.
Какие же первого рода? Расскажите мне об оных, дедушка.
Старик.
К числу сих принадлежат, во-первых, оснующиеся на свойствах и совершенствах божеских, на том, что Богу, как имеющему в себе всевозможнейшие совершенства, и, напротив того, не имевшему в себе ничего такого, что несовершенным или каким-нибудь недостаточным почесться может. Нельзя было создать человеков для единой только нынешней и такой кратковременной жизни, и вродить во все души человеков неутушимое желание к беспрерывной жизни, и оставить желание сие без всякого удовлетворения оного. Ибо в сем случае произвел бы он тщетное, безрассудное и всем божественным его свойствам и совершенствам несообразное дело, и какое ему производить никак нельзя, понимаешь ли ты это?
Внук.
Как не понять! Понимаю, сударь! Однако почему же бы можно было признавать делание таковое врожденным от Бога? И не происходит ли оно и не рождается ли во время жизни, так вы мне изволили сказывать: что в душе человеческой многие желания родятся уже во время их жизни?
Старик.
Потому, мой друг, что с самого начала света даже до нынешнего времени не было никакого народа в свете и в оном ни одного человека, который бы не любил жизни и не чувствовал бы в себе желания жить беспрерывно.
А сие всеобщее желание у всех человеков не доказывает ли само по себе, что оное с ними родится и что вложено в них оное самим Богом уже до рождения их. А как оное всеобщее у всех желание в нынешней жизни не удовлетворяется и все люди и умирают с сим желанием, то не доказывает ли само собой, что надобно быть будущей жизни, в которой си желание удовлетворится и что Бог не по пустому и не безрассудно в человеков вродил оное, а с великим и святейшим намерением.
Внук.
Да! Это доказательство трудно поколебать и едва ли можно оспорить.
Старик.
Далее доказывает существование будущей жизни много что: что все народы издревле и поныне имели и имеют помышления о будущей жизни, хотя иные и странные и нелепые об ней имеют мысли, но все наверное полагают, что она будет. И нет никакого идолопоклонного народа, который бы при всем своем сумасбродстве не воображал бы себе какой бы то ни было жизни после смерти.
Внук.
Да! И это уже многое доказывает и заставляет думать, что и самые мысли о том едва ли также не врождены Богом в души при создании оных.
Старик.
Некоторого замечания достойно и то, что человек как бы в жизни своей ни был счастлив и доволен, но чувствует всегда, что ему чего-то не достает, пока еще чего-то он желает. А сие так же некоторым образом доказывает, что желание его имеет целью своей не что иное, как жизнь будущую: и сама натура равно как вещает, что сие неведомое даже самим людям делание может удовлетворяться только в будущей жизни.
Внук.
И это в самом деле нечто особливое доказывает.
Старик.
Далее, несообразно также с бесконечной божеской премудростию и его благостию любовию и милосердием, чтоб тварей, одаренных такими превосходными свойствами и силами, каковы человеки, могущих мыслями своими летать не только по всей Вселенной, но воспарять даже за пределы всех созданных вещей, а действия воли своей простирать даже на отсутственные и за несколько тысяч верст отдаленные вещи и дела, создать ему единственно для такой кратковременной жизни, какова наша, да и той преисполненной более только трудами, заботами, беспокойствами, болезнями, несчастиями, горестями и всякого рода прискорбиями и неудовольствиями, нежели приятными и веселыми днями и часами! А что того еще удивительнее, то из всех родящихся, когда не более так целая третья доля умирает во младенчестве и не пользуясь еще приятностями от жизни. А такожде часть умирает в наилучшем своем возрасте и не дожив далеко до старости обыкновенной? Принимая же все сие в рассуждение, можно подумать, чтоб благий Бог про извел людей для единой только сей малозначущей и такой жизни, которую более несчастной, нежели счастливой назвать можно. И не доказывает ли и сие уже обстоятельство, что созданы и назначены люди не для сей, а для иной и долговременнейшей и лучшей жизни?
Внук.
Кажется, что так этому быть должно.
Старик.
Но сего еще не довольно, а есть и еще одно обстоятельство, по которому заключать наверное можно, что надобно быть по смерти иной жизни, именно: известное то дело, что из всех живших и живущих на свете людей была всегда и находится и ныне самая малая часть таких, которые бы вели жизнь добрую и более или менее богоугодную, а несравненно большая часть бывала и ныне состоит из таких, которые ведут жизнь совсем богонеугодную и производят такие дела, которыми они мерзят и гнушаются, и кои живут по делам своим даже во всегдашней вражде с ним, а иные даже в такое нечестие погружены, что даже не верят бытию Бога и всему откровенному нам слову Божию, и не только не уважают нимало веру христианскую, но ей смеются, ее поношают и не совестятся и не стыдятся оказывать себя явными врагами Христу: умалчивая уже о слепотствующих идолопоклонниках и о прельщенных Магометом. За сим известно далее и самая опытность доказывает, что в жизни сей далеко не все люди за добрые свои дела и хорошее поведение награждаются и получают достойное воздаяние, а из беспокойных и нечестивых не подвергаются достойному за злые дела их наказанию, но остаются и умирают не наказанными. А когда все сие неоспоримо, то можно ли, судя по свойствам Божеским, и помыслить о том, что б дело на том и оставилось, и все, делавшие добро не получали от правосудного Бога никакого воздаяния, а делавшие зло оставались без всякого наказания, и особливо самые явные враги Божия и порицатели его святого закона и веры христианской и сообразно ли с здравым разумом то, чтоб всемогущий, величайший и правосуднейший Бог мог терпеть и оставлять без наказания таких ничтожных тварей, каковы суть человеки, дерзавшие в жизнь свою самого Его отвергать и порицать, и дал бы им волю шутить даже над собой как им угодно. Ну, подумай, мой друг, сам. Можно ли сему быть и можно ли сие и думать.
Внук.
Да, дедушка, конечно же можно! А посему и выходит что все, делавшие дела добрые и богоугодные, получат мзду и воздаяние в жизни будущей, а злы я получат в оной свое наказание, и что жизни сей и в оной награждениям и наказаниям быть непременно должно. А иначе Бог был бы неправосуден: а такому Богу быть никак не можно.
Старик.
Точно так! И заключение твое справедливо и основательно. А всех сих доказательств, оснующихся на заключениях здравого рассудка, не довольно ли уж к уверению нас. Что души наши никак не умрут вместе с телом, а оставшись живыми перейдут только в жизнь новую и иного уже рода?
Внук.
Как же не так, дедушка! А теперь скажите же мне и о доказательствах, основанных на откровенном нам слове Божием.
Старик.
Под сим разумею я все так называемое Священное или Святое Писание Ветхого и Нового Завета, и все написанное в оном по внушению самого Святого духа пророками и другим благочестивыми писателями, а паче всего евангелистами и апостолами, и все упоминаемое ими о бывших в свете верных происшествиях, относящихся до веры и закона христианского. Все они наполнены бесчисленными свидетельствами и уверениями, что души наши будут существовать и иметь жизнь и по смерти нашей. А из всех упоминаний о том наивернейшими почитаемы быть должны слова самого Христа, Спасителя нашего, уверявшего ясно, что некогда он паки придет и будет судить живых и мертвых и что всем добрым назначена жизнь вечная и блаженная, а злым вечное наказание. А из сего и следует само собой, что всем неверующим бессмертию души надобно наперед опровергнуть все исторические события и доказать, что ни Христа ни Еврейского народа, и ничего того не бывало и что о всех происшествиях с оными в книгах Священного Писания упоминается, коего они со всеми напряжениями своих умов учинить никак не в состоянии находятся, и не могут, и если б и вздумали опровергать и почитать все по словам их баснями и выдумками, так существующие поныне еще и в том точно положении находящийся еврейской или жидовской народ, какое предсказано в книгах Священного Писания, заградили бы им уста и против хотения молчать заставили.
Внук.
В самом деле, дедушка, это кажется так! И поэтому еврейской народ служит истинам упоминаемым в Священном Писании, неоспоримым и непреоборимым доказательством.
Старик.
И так! Когда им никак не можно того оспорить, что Христос был, то таким образом не могут они никак оспорить и того, что он был, напротив, и не обыкновенный человек, а по всем отношениям происходивший во всем обыкновенную человеческую натуру, производивший чрезвычайные чудеса, повелевавший даже самой натурой, а при всем том наимудрейший, добродетельнейший, никакой лжи и неправды не говоривший и никакого зла не сделавший, но беспримерную любовь во всем человекам оказывавший и, наконец, самопроизвольно передавши себя нечестивцам, страдал и умерщвлен был и, наконец, воскресши из мертвых вознесшийся при всех учениках своих и многих других на небо, словом был не простой, а богочеловек, которого сам всемогущий Творец несколько раз называл своим возлюбленным и единородным сыном, и что ученики его видевшие самолично его страдание и смерть и по воскресении опять живым с ним говорившим и потом вознесшимся на небо, были во всем том так удостоверены, что уверяя в том всех людей, запечатлели сии уверения сим собственною своею страдальческою смертию, и учениями произвели то, что бесчисленное множество иных людей тому верить стали, и столь твердо в том удостоверены были, что наивысочайшие претерпеваемые ими мучения и страдания не могли их преклонять к отречению от веры во Христа, и они истину оной охотно запечатлевали своею кровию и смертию, и чрез самое то произвели, что многие народы обратились в веру христианскую, существующую и поныне и столь твердо укоренившуюся, что сколько Сатана со всеми своими прислужниками и любимцами не старался и не старается ее уничтожить и подкопать, но учинить того не в состоянии был и будет. Итак, число всех бывших до сего и ныне существующих христиан простирается до несметного количества, и все они, бессомненно, верят бессмертию душ и будущей жизни, в надежде на которую столь многие тысячи мучеников подвергали себя смерти. Ты подумай, мой друг! Неужели все сии несметные тысячи людей были все сумасброды и глупее нынешних господ умников, или прямее сказать, сущих безумцев и глупцов, не верящих бессмертию души и будущей жизни? И неужели все они верили, и верят мечтам и небылицам, и верование их не имело никакого основания?
Внук.
Что о том и о сих безумцах много говорить! И одного довольно было бы к уверению их в истине сей, что Христос, говоривший столь ясно о будущей жизни, по всем его божественным свойствам никак не мог быть лжецом и сказывать неправду. И не должны ли они, будь есть в них сколько-нибудь здравого рассудка, признаться, что они по бредням своим не достойны звания христиан, которое они на себе носят, и наносят собою стыд и позор всему просвещенному обществу человеческому? Им не только собратиев своих христиан, но самых магометан и даже самых идолопоклонников, а не менее им самих себя и даже самых бесчувственных стен истинно стыдится надлежало.
Старик.
Хвалю тебя, мой друг, за твою ревность и усердие: и желал бы, чтобы ты всегда бы такого мнения о сих лжеумниках и удален бы был от подражания им.
Внук.
Этого никогда и не будет! А теперь скажите мне уже и о последнем роде доказательств бессмертия души, оснующихся на исторических событиях.
Старик.
К сим относятся только те немногие события, которые случалися изредка и на удивление в самые нынешние последние времена, и равно как бы нарочно для уверения многих не верящих бессмертию душ и существованию оных после смерти нашей. А именно, бывшие явления умерших людей их родным, друзьям и знакомым, и говоривших даже с ними и уверивших их о своем существовании и по смерти.
Внук.
Но правда ли все то, что о том говорят?
Старик.
В совершенной достоверности того, хотя ручаться я тебе и не могу, но сколько мне о том читать случалось, то кажется, что многим из сих историй не можно быть совсем выдуманным и затеянными, а особенно истории о покойном короле Августе Втором!, приходившем по смерти человеческой своей к прусскому фельдмаршалу Грумкову и с ним говорившему. Так же о профессоре Вецеле, видевшем недавно и два раза умершую жену свою, приходившую к нему, по условию, бывшему у него с нею за несколько времени до ея смерти и уверявшая его, как неверовавшего бессмертию душ в подлинности, что она существует и по смерти и что ей не дурно. Но о сем равно и о нескорых других подобных тому странных и удивительных происшествиях может быть дойдет у нас впереди речь и ты услышишь о том более. А теперь окончу я соответствие мое на твой первый вопрос так: что в бессмертии душ наших и в существовании будущей иной жизни нам никак сомневаться не можно, почему советую и тебе, мой друг, быть в том совершенно уверенным и никому не верить, кто б стал тебя уверять в противном и чем бы ни старался тебе то доказать, а наверное предполагать, что всех их господ сам Сатана побуждает бессмертию души не верить, дабы так легче и удобнее было ему приклонять их, прилипать ко всем злодеям и делам их богопротивным и для них пагубным.
Внук.
О, дедушка! В этом прошу в рассуждение меня не сомневаться и быть спокойным. Никогда я бредням их не верил и впредь верить не буду, да и не усматриваю, какая бы польза и выгода могла от того неверия проистекать, и не лучше бы питать себя надеждою блаженной вечной жизни.
Старик.
Конечно так, мой друг! Но сим приходится нам и кончить наш сегодняшний разговор и за соответствие прочих твоих вопросов приняться В завтрашний уже вечер.
Внук.
Очень хорошо, дедушка, а мне дозвольте поблагодарить вас за сегодняшний ваш труд и удовлетворение моего любопытства.
РАЗГОВОР 2 О СОСТОЯНИИ, В КАКОМ ВЫХОДЯТ ДУШИ ИЗ УМИРАЮЩИХ ЛЮДЕЙ
Старик.
Ну, мой друг! Теперь станем мы говорить о предметах, относящихся до второго твоего вопроса. Тебе хотелось знать о том, в каком состоянии выходят души из тел умерших людей?
Внук.
Точно так, дедушка! И желал бы очень о том знать.
Старик.
На сие скажу тебе, мой друг. Во-первых, что предметом сего вопрошания твоего может быть либо внешнее, или наружное, их состояние, либо внутреннее. Относительно до первого любопытно бы всем нам знать, в каком, например, виде, образ фигуре и величине она переходит в новую и вечную жизнь? А относительно до второго любопытно также знать, с таким ли внутренним состоянием своим душа переходит в иной мир, в каком была она в жизни нынешней, или с какою-нибудь переменою против нынешнего ея внутреннего состояния?
Внук.
Да, дедушка! И подлинно, предлежат нам два совсем особые предмета к рассмотрению, но что же скажете вы мне о первом, или внешнем, состоянии оных?
Старик.
А то, что мы об оном с точной достоверностию ничего не знаем, а можем судить о том только гадательно, оснуясь на некоторых иллюзорных предположениях.
Внук.
Но что же такое можем мы о том хотя гадательно думать и предполагать?
Старик.
А вот то, что не зная и ныне ничего о ее образе, виде и фигуре, не можем мы ничего верного предполагать и о тогдашнем о внешнем состоянии: вкоренилось только у всех, но неизвестно почему-то мнение, что выходит она в невиданном хотя нам, но в виде образа и фигуре человеческом, подобной той, какую имеет человек, умирающий от свой жизни. Но так ли это или иначе, как того верно мы не знаем. А сколько кажется, то едва ли не имеет она такого человеческого вида и фигуры. Ибо какова бы она и была, но все надобно иметь ей какой-нибудь образ и фигуру, по которой могла б она отличаться от прочих ей подобных душ, а одинаковым им всем быть и никакого отличия одним пред другими не иметь не можно, а когда сие необходимо, то не приличнее ли всего иметь ей фигуру, образ и вид самого того умершего человека, из тела которого она вышла, и удержать на себе даже все отличия, которыми один человек от всех других в жизни своей по премудрому Божескому устроению столь удивительным образом разнится и отличается. Гадательное сие предположение подкрепляет некоторым образом и то мнение некоторых людей, что души наши при создании своем и при зарождении человека обличены были в некое особое и небезызвестное нам наитончайшего устроения духовного и до непостижимой мализны сжатого тела, имевшего уже тот образ и вид, какой должен иметь человек при совершенном своем возрасте, и что сия наитончайшего устроения фигура по зарождении человека в утробе матерней от втекавших в нее разных стихиальных частиц со дня на день и до тех пор разжимается, покуда вся она до рождения и после рождения ими наполнится. И что от самого того человека и все части и члены его не более и не длиннее вырастают как до такой только величины, какая придана и назначена ему от Творца при создании, и не инако уже и образуется, как пред назначенным уже образом. Итак, ежели мнение сие основательно, то легко статься может, что душа при умирании человека и выходит из вещественного его тела с сим при родным ее и может быть неподверженным никакому разрушению духовному телом, которое никак от нее не отделяется и не разрушатся. Следовательно, может она удержать и самой тот образ, вид и фигуру, какую человек имел в жизни. А во-вторых, подкрепляет гадательное предположение сие и те явления умерших людей друзьям и родным своим, о коих носятся в мире рассказы и повествования, ибо как уверяют, то видели люди души сих умерших своих друзей и родных и знакомых точно в том виде, в котором они были живые, и так, что их тотчас узнавать было можно.
Внук.
Да! Ежели предположения, сии основательны, то легко все сие статься может. -- Но о величине души что вы мне скажите?
Старик.
Достоверного также и об оной не могу я тебе ничего сказать, потому что нам верного о величине ее ничего не известно, так как и обо всем, что касается до мира духов, все понятия наши ничего не значат и мы, наверное, ничего предполагать не можем. Но какова бы душа человеческая, преходящая в мир духов и будучи сама духом ни была, но как ей быть не можно беспредельной величины, ибо таковую имеет один только Бог, как вездесущее существо, -- то непременно надобно ей иметь какую-нибудь ограниченную и всегда уже одинакую или может быть переменяющуюся величину.
Внук.
Как это? И каким образом переменяющуюся?
Старик.
Я разумею под сим то, что величина ее может быть переменяющаяся, и они более или менее могут становиться, так как то мы знаем о всех эластических, или так называемых упругих вещах, из каковых весь свет составлен.
Итак, почему знать! Может быть, и духовные существа имеют таковое свойство и могут, сжимаясь, становиться меньше, а разжимаясь, расширяться, распространяться и увеличиваться до определенной и предназначенной им величины, более которой они уже увеличиться не могут. И будто сие свойство нельзя иметь самим душам по их духовному существу, то буде мнение о оболочке их эфирным тонким телом основательно, то, по крайней мере, сему приписывать сие эластическое свойство уже удобнее.
А поскольку тому и не мудрено, что души наши со времени создания своего и до того времени, как человек зачинается и оживотворяется в утробе матерней, находились с эфирными их телишечками, чрезвычайными все понятия наши превосходящим образом сжатыми, а с той минуты, как человек зачнется и оплодотворится, начнет мало-помалу раздуваться и расширяться до величины, какую имеют рождающиеся младенцы, а по рождении продолжает тоже расширяться до совершенного возраста человека. А таким же образом, может быть, и души при выходе из тел умирающих людей удерживают в себе сие свойство, и легко статься может, что даже по произволению своему могут сжиматься и уменьшаться и, наоборот, разжиматься и увеличиваться. И может быть, и очень много, что все, однако, нам нимало не известно, и ничего мы наверное полагать не можем. Таким же образом не знаем мы и того, не имеют и души наши такового природного им свойства, какое имеют ангелы, кои могут принимать на себя такой вид и фигуру, какая им когда почему-нибудь надобна и нужна, и составлять оные из веществ стихийных и натуральных: как то известно нам из Священного Писания, что они делались иногда видимыми живым людям, в образе и совершенном подобии человеческом, так что их от натуральных человеков отличить и распознать бывало не можно. И тем паче, что они с живыми людьми даже хаживали, говорили и с ними едали вместе, но с тем, однако, преимуществом, что могли в один миг делаться опять невидимыми.
Внук.
Да! Когда и наши души составляют таковые духовные существа, как и ангелы, то не мудрено иметь к приниманию на себя разных видов такую же способность, какую имеют и ангелы; а того легче может статься, что они таковым свойством и силой не одарены от Творца, а преимущество сие предоставлено одним только ангелам и то, может быть, не всем, а знаменитейшим из них, как, например, архангелам.
Старик.
Да, это вероятней! Но что имеют они способности, когда не в ином каком принятом на себя, а в своем собственном виде делаться живым людям видимыми и паки в един миг исчезать и делаться невидимыми, то гадательные о сем предположения некоторым образом подкрепляют и помянутые бывавшие в разные времена явления умерших людей живым, их друзьям и знакомым точно в таком возрасте, какое имели они, находясь еще в жизни. А при сем некоторым образом и то замечания достойное и удивительное обстоятельство, что являлись они не только очень редко, но и по каким-нибудь особенным к тому побуждениям и обстоятельствам, но не иначе как только тем одним людям, до которых имели они дело. И видеть их могли только те люди, коим они себя показать хотели, а другие люди, хотя тут же бывшие, никак их не видывали, а таким образом не слыхивали они и слов, говоренных сими душами тем, кому они себя показывали, а сии могли их явственно слышать. Что все и подало повод некоторым людям заключать, что не все люди могут видать таковые души умерших, а имеющие к тому природную способность, а они таким только и являются, и что по самому тому и бывают такие явления очень редко.
Внук.
Сии обстоятельствы в самом деле достойны особенного замечания.
Старик.
А не менее достойны замечания и относящиеся до движения их и применения своих мест обстоятельства, о которых также в помянутых повестях о явлении душ умерших людей упоминается, а именно, что они имеют способность к чрезвычайно скорому движению и к премещению себя с одного места на другое, ибо, казалось, что они в один почти миг могли переноситься за несколько сот верст, как то из повести о помянутом польском короле Августе втором означается, которого душа по выходе из умершего тела в Варшаве в тот же самый почти миг явилась прусскому фельдмаршалу Грумкову, лежавшему тогда больным за несколько сот верст от Варшавы в замке на границе земель прусских, и сказавшему ему, что он в самую ту минуту умер в Варшаве, -- это так оказалось после в самом деле. А то же самое известно и из других многих тому подобных примеров.
Внук.
Все это весьма удивительно, дедушка! И всему тому немудрено статься и неужели все такие повести совсем выдуманные и не имевшие никакого основания? Но, оставя оные, скажите мне, что по крайней мере вообще о величине душ наших и фигуре их в народе думают? И правда ли то, что мне случалось слыхать о воображении их многими в виде маленьких и равно как бы свитых младенцев, и как изображается душа богоматери на иконах, изображающих святое ея успение?
Старик.
Что так многие себе ее воображают, с тем не спорю, скажу только, что мнение и воображение такое не имеет ни малейшего основания, и с чего вздумали так ее себе воображать и на иконах изображать, мне неизвестно А мы и того еще в полной достоверности не знаем, во всем ли она нашем теле имеет свое пребывание и все части оного собою проницает, или имеет свое пребывание в одной только голове нашей, да и в той еще не во всей, а только в одном угле мозга нашего в особом устроенном для нее месте, так как то наиболее и с довольною вероятностию предполагают господа психологи или философы, писавшие о душах человеческих. Но как бы то ни было, мне теперь кажется, что мы уже обо всем переговорили, что относится до внешнего или наружного ее состояния, а пора нам поговорить и о внутреннем состоянии оной.
Внук.
Очень хорошо, дедушка! Я охотно хочу и о том все слышать.
Старик.
Что касается до сего ея, то есть внутреннего состояния, то об одном можем мы уже с множайшею имоверостью многое заключить и предполагать. Во-первых то, что душа при исшествии во время умирания человека из тела выходит точно в том состоянии, в каком она в рассуждении всех своих внутренних действий находилась в последние дни и время нашей временной нынешней жизни, а именно со всей способностью мыслить, рассуждать, заключать, памятовать и воображать, и со всеми бесчисленными бывшими и действовавшими в ней в жизни и на время засыпавшими мыслями, с тою только, как все с основанием и наверное полагают, разностию, что все, находившиеся когда-либо в душе и отнюдь не уничтожившиеся, а только равно как засыпавшие мысли, вдруг тогда все проснутся и будут продолжать свое действие, а самая память усовершенствуется так, что душа вспомнит тогда все, что с нею было и что она мыслила, хотела и производил а в действо, и произойдет сие оттого, что мыслям и памяти не будет уже тогда ничто мешать производить свои действия так, как то делается во время нынешней жизни от действий на нее посредством телесных чувств наружными и вещественными разными и ощущаемыми всеми ея чувствами предметы, а так же и самое тело и бывемые в нем внутренние происшествия. Чего всего тогда уже не будет.
Заметь сие, мой друг, для своей памяти.
Внук.
Очень хорошо! Дедушка! Я сие и сделаю, тем паче, что сие было мне до сего неизвестно.
Старик.
Далее сомневаться в том не можно, что таким же образом остается в душе и вся способность к разным хотениям и желаниям. И как сих во время жизни находилось в душе несметное множество разных и они действовали в душе посменно то те, то другие и между тем, когда одни начинали действовать, другие до того действования равно как засыпали и по временам, опять просыпаясь, начинали действовать, и многие из них от многого и часто повторяемого действия увеличивались до того, что составляли из себя так называемые страсти, стремительства, вожделения и привычки, то при смерти и остаются сии в такой величине своего действия, в какой застанет их смерть наша. А легко статься может, что и от действовавшия некогда желания и стремительства вдруг также все проснуться и будут продолжать свое действие. Заметь также и сие обстоятельство, мой друг! Оно очень важно.
Внук.
Не позабуду его, дедушка!
Старик.
Далее скажу тебе, что самая сия способность души к помышлениям и хотениям и продолжение действия обоих главных сил души нашей, разума и воли, а особливо той силы ума нашего, по действию которой имеем мы сведения о самих себе и о существовании своем на свете и которая придает нам бесконечное преимущество пред скотами и другими животными сведения о самих себе и той силы не имеющими. Самое сие, говорю, и составляет собственно жизнь души нашей, почему и остаемся мы по смерти нашей точно такими, как были, и не будем почти ощущать и чувствовать того, что мы умерли, а казаться будет нам, как бы мы скинули только с себя нас отягощающую и во многом нам мешающую одежду, или чувствовать себя равно как свободными из какой тесной, скучной и темной тюрьмы и отпущенными насовсем и надолго.
Внук.
Но что же произойдет с нынешними нашими телесными чувствами, то есть с зрением, слышанием, обонянием, вкусом и осязанием? Не останется ли что-нибудь из них при душе нашей?
Старик.
Что нынешние наши телесные чувства уничтожатся и действия их пр есечется. Это мы видим в умерших и знаем из опытности. Но станется и что из них при душах наших, о том с точностию судить не можем, а с некоторой вероятностию заключать можем, что нечто подобное им и душа наша иметь будет, как, например, зрение, слышание и не который особый род осязания. Ибо ей, как кажется, нельзя без того, чтобы не могла она видеть, слышать и ощущать прикосновение к себе каких-либо посторонних вещей.
Но каким образом все сие происходить будет и так ли она видеть будет, как мы все ближние и отдаленные предметы, или инако как, и зрение ее не усовершенствуется ли несравненно против нынешнего более, пока не одни вещественные предметы, но и самых духов видеть в состоянии будет. А так же какого рода будет ее слышание и далеко ли простираться; о том обо всем ничего мы с точностью не знаем и судить не можем.
Внук.
Да! Любопытно бы очень знать, будет ли душа по исшествии из тела оставших в жизни видеть, равно как и самое погребение тела своего чувствовать и все про исходящее притом слышать или не будет?
Старик.
Что касается до ощущания ее чего-нибудь по примеру нашего осязания, о том того меньше мы знаем и знать можем. Так равно и о движении оной, которое непременно она иметь станет и какого рода оное будет, не знаем мы ничего, да и узнать о том не можем, а узнаем все сие по нашей смерти.
Внук.
А на третий мой вопрос о том, куда души умерших людей делаются и тут ли на нашем земном шаре в атмосфере его остаются или куда в иное место преселяются или отводимы бывают? Что вы мне скажете, дедушка?
Старик.
То же самое! Тоесть: что мы о том с достоверностию ничего не знаем и знать не можем, потому что мы о существе и всех обстоятельствах мира духов не имеем никакого понятия или имеем, но столь малое, что оное ничего почти не значит, а можем делать одни только предположения и догадки и то весьма неверные, как, например, по некоторым обстоятельствам предполагать, что, может быть, души наши по исшествии своем из тела на несколько времени и, например, недель на шесть, остаются в атмосфере, окружающей наш земной шар, а иные по каким-либо причинам и долее, а потом уже переводятся в места, назначенные им по разбору и различию качеств их, для пребывания до всеобщего воскресения всех мертвых. Но все сие предполагание так же недостоверно. А где оные, назначенные им для пребывания места, и на нашем ли земном шаре, или на каких-либо планетах, или в ужасной и непостижимой для нас отдаленности за пределами всего мироздания, или так называемом небе находятся, о том ничего не знаем и предполагать не можем. А столь же мало знаем мы с достовернстию и о том, имеют ли они в сих местопребываниях своих какие-нибудь сведения о происшествиях в сем мире после их или не имеют?
Внук.
Да! О сем очень бы любопытно было знать. Дело иное, если они находятся вблизи подле земли нашей и могут все про исходящее видеть, или покуда они находятся вблизи. В сем случае можно бы еще предполагать, что они может быть все видят и слышат и узнавать могут, но ну! Если они не находятся вблизи, а препровождаются в ужасную от нас отдаленность на какую-нибудь планету или в самое так непостижимое от нас отдаленное небо и пребывание свое имеют там, то мудрено им оттуда все видеть и слышать и обо всем том знать, что здесь в мире происходит! Неужели они делаются всеведущими? Но уже можно ли им таковыми делаться?
Это совершенство имеет и может иметь единый только Бог, а разве узнавать они могут обо всем происходящем в мире от приходящих вновь туда душ, из умиравших после их людей на свете, и могущих им обо всем рассказать? Но и тут встречается еще с мыслями вопрос, имеют ли все души умерших людей между собою сообщения и свидания и говорят ли между собою, или каким-нибудь неизвестным нам образом сообщают взаимно один другим свои мысли и чувствования, или не имеют?
Старик.
Все сие хотя нам совершено неизвестно, но по крайней мере думать и предполагать можно, что таковому взаимному сообщению мыслей и чувствований между душами быть, как кажется, необходимо надобно.
Многие обстоятельства заключать и предполагать сие убеждают. Но вот вопрос, до того ли им там бывает, чтобы разговаривать между собой о наших здешних происшествиях и расспрашивать и узнавать о всех наших суетностях мирских? Верно все они для нас не так интересны и занимательны там, как нам здесь. А не в какой ли душе нужнее будет там о самой себе мыслить и заботиться, а не о здешних пустяках и ничтожностях. К тому Ж и самое отлучение одного от других и, может быть, в места другие и совсем отдаленные, не допустят иных водиться со своими вновь приходящими знакомцами и оных обо всем расспрашивать. Что же касается до всеведения подобного божескому, то сие приписывать им едва ли можно. И разве одарены бывают от Творца некоторые и, например, только из их, которые удостоятся там от Господа отличной и особой милостию, да и то не всеведением, а не которою только разве степенью и частичкой оного, которою пользуясь может быть они каким-нибудь образом и узнают о происшествиях здешних.
Внук.
Уже можно ли, дедушка, предполагать сие последнее с некоторою вероятостию?
Старик.
Есть, мой друг, обстоятельство, которое подкрепляет таковое предполагание. Сам ты знаешь, что все мы последующие наидревнеишему греческому исповеданию христианской веры воссылаем ко многим умершим уже давно святым угодникам и любимцам божеским моления наши и верим, что они сии моления наши слышат и по просьбам нашим Господа Бога об нас молят, и просим их, чтобы они молились об нас Всемогущему и оказали нам всякое какое им можно вспоможение. Но как бы нам сие делать, естьли б не уверены мы были, что они моления наши слышат и иные каким бы то образом ни было до сведения их доходят. И неужели древние святые отцы и наиглавнейшие церковные учители, делавшие все до религии относящееся установления, и сами делали тоже и нам предписали, без всякого основания и не будучи сами в том чем-нибудь удостоверены?
Внук.
Да! .. Это в самом деле великого замечания и уважения достойно, и подает повод к вероятному предполаганию, что так это бывает.
Старик.
А ежели присовокупить к тому И то известное обстоятельство, что многим молящимся святым И угодникам оказываются по прошениям их разные пособия, то сие не подкрепляет ли еще и более имоверость сего предполагания. Однако как все это может относиться до душ особенных любимцев божеских, а далеко не до всех душ умерших людей, то, оставя говорить о сем, как и о прочих неизвестных нам обстоятельствах относящихся до состояния душ умерших людей, поговорим теперь о твоем четвертом вопросе или вообще о том, в каком состоянии души умерших людей сами по себе находились до сего, находятся ныне и находиться будут впредь до наступления времени всеобщего надо всем Судилища Христова.