ВЕЧНЫМ искателем" назвал К. Федин выдающегося немецкого драматурга и режиссера Бертольта Брехта.
В эти дни ему исполнилось бы шестьдесят лет. Брехт не дожил до них, смерть настигла художника врасплох. Но его исключительное по богатству и яркости мыслей творческое наследие живо, и уже без него знаменитый "Берлинер ансамбль" Брехта завоевал себе тысячи поклонников и среди московских зрителей. В спектаклях, показанных им, раскрылась вся многогранность Брехта -- драматурга и режиссера.
"На рубеже 1918--1919 годов, вскоре после начала так называемой германской революции, -- вспоминает Лион Фейхтвангер, -- в мою мюнхенскую квартиру явился очень молодой человек, худощавый, плохо выбритый, небрежно одетый. Он жался к стенке, разговаривал на швабском диалекте, написал пьесу, звался Бертольтом Брехтом. Пьеса называлась "Спартак"... Персонажи рукописи разговаривали языком, не подчинявшимся нынешней моде, -- диким, крепким, красочным языком, не вычитанным из книг, а подслушанным из уст народных".
Так начинал Брехт-драматург. В его первых пьесах прослеживается тема протеста против современного писателю капиталистического общества, высказывается мысль о гибели .этого общества, угнетающего и калечащего человека. Имя Брехта, выступающего и с поэтическими произведениями, становится широко известным после написания им ряда статей по теории театра и создания пьесы "Трехгрошовая опера" (1928 год), обошедшей десятки сцен различных стран мира. Теоретические работы Брехта, и поныне возбуждающие активный интерес и вызывающие немало споров, теснейшим образом связаны со стремлением Бертольта Брехта приблизить театр к народным массам, знакомить их со злободневными проблемами действительности.
В конце двадцатых годов драматург сближается с Коммунистической партией Германии, что сыграло важную роль в его творчестве. Он обращается теперь к проблемам классовой борьбы пролетариата, пишет ряд пьес и среди -- них "Мать" -- по повести М. Горького. В творческом облике Б. Брехта все четче обрисовываются черты художника, сознательного борца за прогресс. В 1933 году в связи с приходом гитлеровцев к власти он покидает Германию, чтобы вернуться обратно только через пятнадцать лет,
Брехтом написано много стихов, "Трехгрошовый роман" и драмы: "Матушка Кураж и ее дети", "Жизнь Галилея", "Кавказский меловой круг", "Господин Пунтила и его слуга Матти" и другие. Для пьес немецкого драматурга, содержательных и злободневных, характерны герои из народа, люди, олицетворяющие лучшие человеческие качества. Нельзя не видеть также жизнеутверждающей, социальной проблематики брехтовских драм, несущих высокие гуманистические идеалы.
Через три года после окончания войны Бертольт Брехт вернулся на родину. Он живет в Германской Демократической Республике, его деятельность и настроения этого периода лучше всего выражают строки из стихотворения "Песня стройки":
Дружно за дело!
Стройка, поднимайся ввысь!
На руинах новый мир мы строим смело.
Кто там встал на пути?
Берегись!
Вместе с женой, известной драматической актрисой Е. Вайгель, Б. Брехт создает коллектив "Берлинер ансамбль", вскоре снискавший широкую популярность. Творческую работу Б. Брехт сочетает с общественной деятельностью борца за мир. Он избирается членом Всемирного Совета Мира, активно выступает против ремилитаризации Западной Германии, за мирное объединение своей родины.
В своем выступлении в связи с присуждением ему международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" Бертольт Брехт сказал: "Что бы им ни внушали, народы знают: мир -- это альфа и омега, жизненная основа всякой деятельности, направленной ко благу человечества, всякого творчества, всех искусств, в том числе и искусства жить".