Булгаков Михаил Афанасьевич
Неделя просвещения

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Простодушный рассказ.


Михаил Булгаков.
Неделя просвещения

   Заходит к нам в роту вечером наш военком и говорит мне:
   -- Сидоров!
   А я ему:
   -- Я!
   Посмотрел он на меня пронзительно и спрашивает:
   -- Ты, -- говорит, -- что?
   -- Я, -- говорю, -- ничего...
   -- Ты, -- говорит, -- неграмотный?
   Я ему, конечно:
   -- Так точно, товарищ военком, неграмотный.
   Тут он на меня посмотрел еще раз и говорит:
   -- Ну, коли ты неграмотный, так я тебя сегодня вечером отправлю на "Травиату"!
   -- Помилуйте, -- говорю, -- за что же? Что я неграмотный, так мы этому не причинны. Не учили нас при старом режиме.
   А он отвечает:
   -- Дурак! Чего испугался? Это тебе не в наказание, а для пользы. Там тебя просвещать будут, спектакль посмотришь, вот тебе и удовольствие.
   А мы как раз с Пантелеевым из нашей роты нацелились в этот вечер в цирк пойти.
   Я и говорю:
   -- А нельзя ли мне, товарищ военком, в цирк увольниться вместо театра?
   А он прищурил глаз и спрашивает:
   -- В цирк?.. Это зачем же такое?
   -- Да, -- говорю, -- уж больно занятно... Ученого слона выводить будут, и опять же рыжие, французская борьба...
   Помахал он пальцем.
   -- Я тебе, -- говорит, -- покажу слона! Несознательный элемент! Рыжие... рыжие! Сам ты рыжая деревенщина! Слоны-то ученые, а вот вы, горе мое, неученые! Какая тебе польза от цирка? А? А в театре тебя просвещать будут... Мило, хорошо... Ну, одним словом, некогда мне с тобой долго разговаривать... Получай билет, и марш!
   Делать нечего -- взял я билетик. Пантелеев, он тоже неграмотный, получил билет, и отправились мы. Купили три стакана семечек и приходим в "Первый советский театр".
   Видим, у загородки, где впускают народ, -- столпотворение вавилонское. Валом лезут в театр. И среди наших неграмотных есть и грамотные, и все больше барышни. Одна было и сунулась к контролеру, показывает билет, а тот ее и спрашивает:
   -- Позвольте, -- говорит, -- товарищ мадам, вы грамотная?
   А та сдуру обиделась:
   -- Странный вопрос! Конечно, грамотная. Я в гимназии училась!
   -- А, -- говорит контролер, -- в гимназии. Очень приятно. В таком случае позвольте вам пожелать до свидания!
   И забрал у нее билет.
   -- На каком основании, -- кричит барышня, -- как же так?
   -- А так, -- говорит, -- очень просто, потому пускаем только неграмотных.
   -- Но я тоже хочу послушать оперу или концерт.
   -- Ну, если вы, -- говорит, -- хотите, так пожалуйте в Кавсоюз. Туда всех ваших грамотных собрали -- доктора там, фершала, профессора. Сидят и чай с патокою пьют, потому им сахару не дают, а товарищ Куликовский им романсы поет.
   Так и ушла барышня.
   Ну, а нас с Пантелеевым пропустили беспрепятственно и прямо провели в партер и посадили во второй ряд.
   Сидим.
   Представление еще не начиналось, и потому от скуки по стаканчику семечек сжевали. Посидели мы так часика полтора, наконец стемнело в театре.
   Смотрю, лезет на главное место огороженное какой-то. В шапочке котиковой и в пальто. Усы, бородка с проседью и из себя строгий такой. Влез, сел и первым делом на себя пенсне одел.
   Я и спрашиваю Пантелеева (он хоть и неграмотный, но все знает):
   -- Это кто же такой будет?
   А он отвечает:
   -- Это дери, -- говорит, -- жер. Он тут у них самый главный. Серьезный господин!
   -- Что ж, -- спрашиваю, -- почему ж это его напоказ сажают за загородку?
   -- А потому, -- отвечает, -- что он тут у них самый грамотный в опере. Вот его для примеру нам, значит, и выставляют.
   -- Так почему ж его задом к нам посадили?
   -- А, -- говорит, -- так ему удобнее оркестром хороводить!..
   А дирижер этот самый развернул перед собой какую-то книгу, посмотрел в нее и махнул белым прутиком, и сейчас же под полом заиграли на скрипках. Жалобно, тоненько, ну прямо плакать хочется.
   Ну, а дирижер этот действительно в грамоте оказался не последний человек, потому два дела сразу делает -- и книжку читает, и прутом размахивает. А оркестр нажаривает. Дальше -- больше! За скрипками на дудках, а за дудками на барабане. Гром пошел по всему театру. А потом как рявкнет с правой стороны.... Я глянул в оркестр и кричу:
   -- Пантелеев, а ведь это, побей меня Бог, Ломбард, который у нас на пайке в полку!
   А он тоже заглянул и говорит:
   -- Он самый и есть! Окромя его, некому так здорово врезать на тромбоне!
   Ну, я обрадовался и кричу:
   -- Браво, бис, Ломбард!
   Но только, откуда ни возьмись, милиционер, и сейчас ко мне:
   -- Прошу вас, товарищ, тишины не нарушать!
   Ну, замолчали мы.
   А тем временем занавеска раздвинулась, и видим мы на сцене -- дым коромыслом! Которые в пиджаках кавалеры, а которые дамы в платьях танцуют, поют. Ну, конечно, и выпивка тут же, и в девятку то же самое.
   Одним словом, старый режим!
   Ну, тут, значит, среди прочих Альфред. Тоже пьет, закусывает.
   И оказывается, братец ты мой, влюблен он в эту самую Травиату. Но только на словах этого не объясняет, а все пением, все пением. Ну, и она ему то же в ответ.
   И выходит так, что не миновать ему жениться на ней, но только есть, оказывается, у этого самого Альфреда папаша, по фамилии Любченко. И вдруг, откуда ни возьмись, во втором действии он и шасть на сцену.
   Роста небольшого, но представительный такой, волосы седые, и голос крепкий, густой -- беривтон.
   И сейчас же и запел Альфреду:
   -- Ты что ж, такой-сякой, забыл край милый свой?
   Ну, пел, пел ему и расстроил всю эту Альфредову махинацию, к черту. Напился с горя Альфред пьяный в третьем действии и устрой он, братцы вы мои, скандал здоровеннейший -- этой Травиате своей.
   Обругал ее, на чем свет стоит, при всех.
   Поет:
   -- Ты, -- говорит, -- и такая и эдакая, и вообще, -- говорит, -- не желаю больше с тобой дела иметь.
   Ну, та, конечно, в слезы, шум, скандал!
   И заболей она с горя в четвертом действии чахоткой. Послали, конечно, за доктором.
   Приходит доктор.
   Ну, вижу я, хоть он и в сюртуке, а по всем признакам наш брат -- пролетарий. Волосы длинные, и голос здоровый, как из бочки.
   Подошел к Травиате и запел:
   -- Будьте, -- говорит, -- покойны, болезнь ваша опасная, и непременно вы помрете!
   И даже рецепта никакого не прописал, а прямо попрощался и вышел.
   Ну, видит Травиата, делать нечего -- надо помирать.
   Ну, тут пришли и Альфред и Любченко, просят ее не помирать. Любченко уж согласие свое на свадьбу дает. Но ничего не выходит!
   -- Извините, -- говорит Травиата, -- не могу, должна помереть
   И действительно, попели они еще втроем, и померла Травиата.
   А дирижер книгу закрыл, пенсне снял и ушел. И все разошлись. Только и всего.
   Ну, думаю: слава Богу, просветились, и будет с нас! Скучная история!
   И говорю Пантелееву:
   -- Ну, Пантелеев, айда завтра в цирк!
   Лег спать, и все мне снится, что Травиата поет и Ломбард на своем тромбоне крякает.
   Ну-с, прихожу я на другой день к военкому и говорю:
   -- Позвольте мне, товарищ военком, сегодня вечером в цирк увольниться..
   А он как рыкнет:
   -- Все еще, -- говорит, -- у тебя слоны на уме! Никаких цирков! Нет, брат, пойдешь сегодня в Совпроф на концерт. Там вам, -- говорит, -- товарищ Блох со своим оркестром Вторую рапсодию играть будет!
   Так я и сел, думаю:
   "Вот тебе и слоны!"
   -- Это что ж, -- спрашиваю, -- опять Ломбард на тромбоне нажаривать будет?
   -- Обязательно, -- говорит.
   Оказия, прости Господи, куда я, туда и он с своим тромбоном!
   Взглянул я и спрашиваю:
   -- Ну, а завтра можно?
   -- И завтра, -- говорит, -- нельзя. Завтра я вас всех в драму пошлю.
   -- Ну, а послезавтра?
   -- А послезавтра опять в оперу!
   И вообще, говорит, довольно вам по циркам шляться. Настала неделя просвещения.
   Осатанел я от его слов! Думаю: этак пропадешь совсем. И спрашиваю:
   -- Это что ж, всю нашу роту гонять так будут?
   -- Зачем, -- говорит, -- всех! Грамотных не будут. Грамотный и без Второй рапсодии хорош! Это только вас, чертей неграмотных. А грамотный пусть идет на все четыре стороны!
   Ушел я от него и задумался. Вижу, дело табак! Раз ты неграмотный, выходит, должен ты лишиться всякого удовольствия...
   Думал, думал и придумал.
   Пошел к военкому и говорю:
   -- Позвольте заявить!
   Заявляй!
   -- Дозвольте мне, -- говорю, -- в школу грамоты.
   Улыбнулся тут военком и говорит:
   -- Молодец! -- и записал меня в школу.
   Ну, походил я в нее, и что вы думаете, выучили-таки! И теперь мне черт не брат, потому я грамотный!

---------------------------------------------

   Впервые: Газета "Коммунист", Владикавказ, 1 апреля 1921.
   Печатается по изданию: Юность, 1974, No 7. Публикация Л. Яновской.
   Другие публикаторы дают подзаголовок: Простодушный рассказ. См. М. А. Булгаков. Повести. Рассказы. Фельетоны. СП, М., 1988, с. 148.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru