"Наука действительно не имеет дела прямо с Истиной, чуждой ей, в этом прав скептицизм прагматизма..." (164).
|
"Наука софийна (к<урсив> а<втора>) -- вот ответ, который можно дать скептицизму и прагматизму. Она чужда Истине... но она -- и дитя Софии, организующей силы, ведущей этот мир к Истине, а потому на ней лежит печать истинности..."
|
"Наукою ли в "чистой логике" установляется бытие, реальность, действительность, или же это лишь логические тени?.." "Жизненно, действительно только непосредственное переживание, прав лишь наивный реализм..." (166). "Известный образ Платона, -- пещера с заключенными в ней узниками, наблюдающими лишь тени вещей и составляющими себе представление о вещах по их теням, -- приложим и для характеристики хозяйственно-научного отношения к миру. Наука с ее инструментальностью и прагматизмом, очевидно, связана как с местоположением узников в пещере, так и с отношением их к источнику света... Вся наука, родившаяся в царстве теней и полутеней, становится ненужной, раз пещера осветилась бы непосредственным светом..." (171--173).
|
"Формально истинность научных положений защищается логикой, имеющей как идеальное, так и реальное значение..." (183). "Действительность логична (к<урсив> а<втора>), она связана, и связь эта тождественна с логическим мышлением, ему раскрывается и отдается" (182).
"Как рудокоп своей киркой высекает из скал новые руды, так и научный работник вызывает из тьмы новое бытие, которое он не творит, но выявляет, как бы освобождает от жизни..." (174).
|
"И знание, и история одинаково есть "дурная бесконечность", не имеющая естественного конца, как справедливо констатирует Кант и особенно неокантианство, эта современная форма философии дурной бесконечности..." (160). "Истина остается запредельна истории" (160).
|
"По содержанию истинность науки обосновывается ее софийностью, она возможна благодаря организующей силе Софии. В ней София овладевает миром. Можно сказать, что в науке выражается пробуждение мирового самосознания, причем с мира спадает постепенно его мертвенное окоченение. Потому в развитии науки совершается действительный, реальный прогресс" (183).
|