Бутков, Яков Петрович - писатель (умер в 1856 г.). По происхождению мещанин, самоучка, 20-ти лет прибыл в столицу; его произведения понравились Краевскому , который печатал их в своем журнале. При рекрутском наборе, как непривилегированный, должен был пойти в солдаты, но Краевский счел выгодным купить для него рекрутскую квитанцию с вычетом ссуды из гонорара. Бедный, забитый, застенчивый от природы, Бутков счел себя в кабале у издателя и относился к нему, как и ко всякому другому начальству, с подобострастным почтением, бывая на его вечерах только потому, что боялся гнева издателя. Но особенно Бутков боялся и трепетал перед председателем цензурного комитета Мусин-Пушкиным, который особенно третировал мещанинишку, осмелившегося в одной из своих повестей назвать мелкий чиновный народ людишками. Быт этого мелкого приказного чиновничества Бутков хорошо знал и сам, ютясь на чердаках и мансардах, живо и бойко изображал в "Петербургских Вершинах" (СПб., 1845-1846 годы, 2 части) жизнь "темного человека на Невском проспекте". Белинский признавал в авторе этих произведений ум, наблюдательность, местами остроумие и комизм, видел в очерках Буткова сердце, умеющее сострадать ближнему, надеялся, что автор от подражательности Гоголю сумеет перейти к самостоятельному творчеству. Но небольшое дарование Буткова зачахло, и он умер в бедности, не успев выдвинуться из рядов второстепенных "натуралистов" 40-х годов своими произведениями, а своей личностью затерявшись среди сильно ему импонировавших и даже внушавших ему некоторый почтительный страх "генералов литературы". Наиболее полная личная характеристика Буткова у А. Милюкова , "Литературные встречи и знакомства"; список литературы о нем у Венгерова, "Источники Словаря". С. Ш.
Оригинал здесь - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/14516/%D0%91%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2,
Бутков, Яков Петрович - писатель; ум. 28 ноября 1856 г. Родом из мещан Саратовской губ., Бутков не получил почти никакого образования, но воспитал и развил свой ум самостоятельным чтением. Мещанская обстановка уездного города стала для него тесной, и Бутков решил пробраться в Петербург. Отчасти пешком, отчасти со случайными попутчиками, он достиг столицы и поселился где-то на чердаке. Вскоре ему удалось найти литературную работу и даже обратить на себя внимание своим дарованием. Неожиданное несчастие расстроило его писательское будущее: объявлен был рекрутский набор, и Буткову надо было бы идти в солдаты, если бы его не избавил А. А. Краевский, издатель "Отечественных Записок". Однако Краевский сделал это не бескорыстно: он купил Буткову рекрутскую квитанцию с обязательством выплачивать долг из гонорара за статьи в журнал Краевского. Бутков писал не много, любил обдумывать и вынашивать свои, обыкновенно короткие, повести и поэтому имел очень незначительный заработок; немало мешали ему и цензурные условия, вследствие которых печатание его произведений не только задерживалось, но порой становилось невозможным. Жил он в нужде, порой прямо голодал, ходил в поношенном платье и умер в больнице св. Марии Магдалины. - Содержание повестей Буткова большею частью касается быта мелкого чиновничества и столичной бедноты. Обычное место действия его рассказов - плохенькие трактиры, купеческие конторы, канцелярии, где мелкие служащие дрожат перед начальством. Писал Бутков выразительным языком, "метким и цепким". Темой большинства произведений Буткова служит борьба маленького человека с материальной нуждой. Современники оценили литературный талант Буткова. Выход в свет сборника его рассказов вызвал в критике много толков. Часть ее, враждебная Гоголю, ставила Буткова выше последнего. Белинский, признавая даровитость Буткова, говорит, что талант его более описывающий, чем изображающий предметы, "талант чисто сатирический и нисколько не юмористический. В нем не достает ни глубины, ни силы, ни творчества. Но тем не менее, в авторе видны ум, наблюдательность и, местами, остроумие и много комизма.... сердце, умеющее сострадать ближнему, кто бы и каков бы ни был этот ближний, лишь бы только был несчастен". Лучшей из повестей Буткова Белинский считает "Сто рублей". Недостатки творчества Буткова - "неровность" и погоня за остроумием. Талант Буткова, в силу тяжелых жизненных условий, не развился. Товарищи по перу мало его поддерживали, наоборот - относились к нему как-то свысока, пренебрежительно. Бутков чувствовал себя в их среде приниженным и большинство из них называл "генералами". Оригинальной личности Буткова вполне соответствовала его наружность. Бедное, поношенное, нечищеное платье, большая голова с резко выдающимися скулами, неправильными чертами лица и волосами, остриженными под гребенку. Первое неприятное впечатление сглаживалось кротким выражением умных глаз и мягкими очертаниями красивого рта. - Авторское поприще Бутков начал повестью "Петербургские вершины"; за нею последовали: "Горюн", "Кредиторы", "Новый Год", "Темный Человек", "Невский проспект, или Путешествие Нестора Залетаева" и еще несколько рассказов и повестей в "Отечественных Записках" и "Литературной Газете". "Петербургские Вершины" изданы отдельно, в 2-х томах (СПб., 1845 и 1846 гг.).
А. Милюков, "Литературные встречи и знакомства", СПб., 1890. - Сочинения В. Белинского, ч. X. - Фельетон Булгарина в "Северной Пчеле", 1845 г., No 242. - "Иллюстрация", 1845 г. No 31.
В. Ф.
{Половцов}
Бутков, Яков Петрович - писатель сороковых годов, из самоучек, происхождением мещанин. Явясь из провинции в Петербург, он пристроился к "Отечественным Запискам", и, когда ему пришлись идти в солдатчину, Краевский купил для него рекрутскую квитанцию, которую Б. и отрабатывал в журнале своего патрона. Ведя жизнь полную лишений и нужды, он ознакомился с жизнью чиновничьего пролетариата и вообще бедности, ютящейся по углам чердаков и подвалов. Быт этой части рода человеческого Б. изобразил в ряде повестей: "Новый год", "Темный человек", "Горюн", "Кредиторы, любовь и заглавия", "Невский проспект", "Странная история" и проч. и в сборнике "Петербургские вершины" (2 ч., СПб., 1845-46). † 28 ноября 1856 г.. Как писателю так называемой "натуральной" школы, ему пришлось терпеть притеснения со стороны строгого представителя тогдашней цензуры Мусина-Пушкина, обращавшегося с ним особенно бесцеремонно, как с лицом из низшего сословия. Б. нельзя отказать в таланте и в умении изображать типы избранного им общества, как это признает Белинский ("Сочинения", т. X), но, разумеется, только Булгарин мог ставить его выше Гоголя; см. о Б.: А. Милюков, "Литературные встречи и знакомства" (СПб., 1890).