Быков Петр Васильевич
Современные русские писатели

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А. Ф. Писемский.


СОВРЕМЕННЫЕ РУССКІЕ ПИСАТЕЛИ.

А. Ѳ. Писемскій.

0x01 graphic

   ..."Худо-ли, хорошо-ли, но всегда писалъ то, что думалъ и чувствовалъ, и ни для какихъ внѣшнихъ и суетныхъ цѣлей не ломалъ и не насиловалъ моего пониманія людей и событій и тѣхъ маленькихъ творческихъ способностей, которыя даны мнѣ отъ природы. Единственною путеводною звѣздою для меня во всѣхъ трудахъ моихъ было желаніе сказать странѣ моей, но крайнему разумѣнію, хоть можетъ быть нѣсколько и суровую, но все-таки правду про нее самое..." Такими, вполнѣ искренними словами, сказанными на своемъ двадцати пятилѣтнемъ юбилеѣ, охарактеризовалъ свою литературную дѣятельностьсамъ Писемскій,-- одинъ изъ наиболѣе крупныхъ и выдающихся, послѣ Тургенева и Гончарова, представителей современной русской литературы, весьма умный и даровитый беллетристъ реальной школы, создавшейся подъ прямымъ и сильнымъ вліяніемъ критики Бѣлинскаго и высокохудожественныхъ типовъ безсмертнаго Гоголя.
   Алексѣй Ѳеофилактовичъ Писемскій происхожденія дворянскаго, родился 10 марта 1820 г., въ деревнѣ Раменьѣ, Чухломскаго уѣзда, Костромской губерніи. Первые годы дѣтства провелъ онъ въ маленькомъ уѣздномъ городкѣ Ветлугѣ, гдѣ отецъ его служилъ городничимъ. Необыкновенно живой, бойкій и смышленный мальчикъ съ самыхъ раннихъ лѣтъ выказывалъ большія способности и много любознательности и имѣлъ удивительно впечатлительный, воспріимчивый характеръ. До четырнадцатилѣтняго возраста онъ воспитывался въ родительскомъ домѣ и только въ 1834 году, когда ему минуло тринадцать лѣтъ, его опредѣлили во второй классъкостромской гимназіи. Въ эту пору, въ юношѣ все болѣе и болѣе развивалась любовь къ изящнымъ искусствамъ, такъ что съ перваго же года поступленія своего въ гимназію. Алексѣй Ѳеофилакт. сталъ самымъ рьянымъ, постояннымъ участникомъ, устраивавшихся гимназистами, любительскихъ спектаклей, гдѣ онъ, между прочимъ, исполнилъ однажды, не безъ успѣха роль пана Прудіуса, въ старинной пьесѣ "Казакъ-Стихотворецъ". Съ переходомъ же въ старшіе классы гимназіи, Писемскій почувствовалъ призваніе къ литературѣ; помимо классныхъ сочиненій,-- на заданныя тэмы, -- всегда болѣе или менѣе удачныхъ, онъ писалъ небольшіе разсказы и сценки, а незадолго предъ окончаніемъ курса, написалъ даже двѣ, сравнительно большія повѣсти: "Чугунное кольцо" и "Черкешенка", которыя однако-же не попали въ печать.
   Въ 1840 г. Алексѣй Ѳеоф. поступилъ въ московскій университетъ на 2-е отдѣленіе филологическаго, или какъ онъ тогда назывался, философскаго факультета. И здѣсь онъ продолжалъ заниматься литературой, много читалъ, а также участвовалъ въ студенческихъ спектакляхъ: на послѣднемъ курсѣ онъ рѣшительно произвелъ фуроръ исполненіемъ роли Подколесина, въ "Женитьбѣ" Гоголя. Вотъ какъ передаетъ объ этомъ Б. Н. Алмазовъ: "въ 1844 году, наше, тогда еще младшее поколѣніе прослышало, что въ Долгоруковскомъ переулкѣ, въ меблированныхъ комнатахъ, живетъ какой-то студентъ московскаго университета, 2-го отдѣленія философскаго факультета, который читаеть своимъ пріятелямъ Гоголя и читаеть такъ, какъ никто еще до того времени не читывалъ... Но намъ, школьникамъ, было слишкомъ недоступно общество студентовъ, а студенты философскаго факультета однимъ своимъ наименованіемъ наводили на насъ священный страхъ. Вдругъ доходить до насъ слухъ, что на одномъ, такъ называемомъ благородномъ театрѣ, будетъ даваться "Женитьба" Гоголя, и что въ ней роль Подколесина будетъ играть Писемскій. Съ трудомъ мы пробрались на этотъ спектакль; конечно, не мы были судьями надъ Писемскимъ, но были свидѣтелями того изумленія, съ какимъ избранное московское общество смотрѣло на игру Писемскаго; въ то время Подколесина игралъ на императорскомъ театрѣ великій нашъ комикъ Щепкинъ; но кто ни взглянулъ на Писемскаго, всякій сказалъ, что онъ лучше истолковали этотъ характеръ, чѣмъ самъ Щепкинъ..."
   Окончивъ университетскій курсъ въ 1844 году, Алексѣй Ѳеоф. поступилъ на службу въ костромскую палату государственныхъ имуществъ, но въ слѣдующемъ, 1845 году, перевелся въ московскую палату. Къ этому году относится его первый серьезный литературный трудъ,-- и по мысли, и по исполненію -- превосходная повѣсть "Боярщина". Но произведеніе это, отосланное имъ въ "Отеч. Записки", въ то время не могло появиться въ печати, но такъ называемымъ "независящимъ отъ редакціи обстоятельствамъ", и было напечатано лишь спустя тринадцать лѣтъ, въ январьской и февральской книжкахъ "Библіот. для Чтен." 1858 года. "Боярщина" долго ходила по рукамъ въ рукописи и обратила на себя серьезное вниманіе многихъ знакомыхъ автора, между которыми было немало людей вполнѣ интеллигентныхъ, большихъ знатоковъ литературы; вотъ эти-то знакомые значительно повліяли на Писемскаго, предсказывая ему несомнѣнный успѣхъ въ литературѣ и совѣтуя обратить серьезное вниманіе на свое дарованіе. Алексѣй Ѳеоф. оставилъ службу и рѣшился окончательно посвятить себя литературнымъ занятіямъ; однако неудача, постигшая его первую повѣсть, значительно охладила въ ея авторѣ стремленіе къ литературной дѣятельности и особенно послѣ того, когда въ 1848 г., неудача, иного рода, постигла и второе его произведеніе, -- разсказъ "Нина", появившійся въ "Сынѣ Отеч." 1848 г., издававшагося Жернаковымъ, подъ редакціей K. П. Масальскаго; редакція настолько изуродовала этотъ разсказъ, что авторъ совсѣмъ не узналъ своего дѣтища и даже отрекся отъ этого перваго печатнаго труда своего, не включивъ его ни въ одно изъ изданій своихъ сочиненій. Разсказъ "Нина" прошелъ почти незамѣченнымъ, и Алексѣй Ѳеоф., послѣ такихъ неудачъ, намѣревался-было совсѣмъ бросить литературу; въ томъ же, 1848 году, онъ снова опредѣлился на службу, чиновникомъ особыхъ порученій, при костромскомъ военномъ губернаторѣ и женился на дочери извѣстнаго въ свое время писателя и основателя "Отеч. Записокъ". Павла Петровича Свиньина.
   Несмотря на то, что Писемскій вслѣдъ за "Боярщиной" написалъ новую повѣсть "Тюфякъ", онъ, разочарованный, не хотѣлъ ее печатать и упорно молчалъ вплоть до 1850 г., когда друзья его, своими настоятельными и неотступными просьбами, заставили его нарушить это молчаніе и послать названную повѣсть въ печать; "Тюфякъ" появился въ "Москвитянинѣ" (1850 г. NoNo 19, 20, 21) и имѣлъ необыкновенный успѣхъ. Литература и общество отнеслись съ большимъ сочувствіемъ къ этому первому дебюту молодаго писателя, осыпая его похвалами, горячо привѣтствуя новый, замѣчательный талантъ. Поощренный такимъ успѣхомъ. Писемскій съ этихъ поръ всецѣло посвящаетъ себя литературѣ и съ каждымъ новыми шагомъ на этомъ поприщѣ завоевываетъ себѣ извѣстность и любовь публики, имя его начинаетъ появляться на страницахъ личшихъ нашихъ изданій того времени: "Москвитянина". "Современника", "Отечеств. Записокъ" и пріобрѣтаетъ большее и большее число поклонниковъ и почитателей его свѣжаго, симпатичнаго дарованія, отличительными качествами котораго являются: наблюдательность, легкость и живость разсказа, бойкій, добродушный юморъ и трезвый, честный взглядъ на окружающія явленія.
   Послѣ повѣсти "Тюфякъ" Алекс. Ѳсоф. въ теченіи 1851--1853 гг. помѣстилъ въ "Москвитянинѣ": повѣсть "Сергѣй Петровичъ Хазаровъ и Мари Ступицына. Бракъ по страсти", (1851 г. NoNo 3--7), разсказы: "Питерщикъ," (1852 г.), "Комикъ" (1851 г. No 21), повѣсть "Monsieur Батмановъ" (1852 г. NoNo 17 и 18), комедію "Ипохондрикъ" (1852 г. No 1; отрывокъ изъ нея былъ сперва помѣщенъ въ сборникѣ Сушкова "Раутъ" 1851 г.), которую долго не разрѣшали къ постановкѣ на сцену, и въ "Современникѣ": романъ "Богатый женихъ" (1851 г. NoNo 10--12 и 1852 г NoNo 1--5), комедію "Раздѣлъ" (1853 г. No 1) и разсказъ "Лѣшій" (1853 г. ноябрь). Въ 1853 г. вышло первое отдѣльное изданіе "Повѣстей и разсказовъ А. Ѳ. Писемскаго", вызвавшее нѣсколько рецензій, единогласно относившихся о немъ съ самой лучшей стороны и привѣтствовавшихъ въ авторѣ несомнѣнно высокій талантъ;такъ, напримѣръ, рецензентъ "Библ. для Чтен."" (Дружининъ), признавая въ Писемскомъ всю силу и независимость дарованія, говоритъ, что "Писемскій, въ изображеніи простонародной жизни, далеко обогналъ всѣхъ своихъ сверстниковъ по этой части..." Писемскій продолжалъ прогрессивно идти впередъ; его талантъ крѣпнулъ, образы и типы, создаваемые имъ, носили на себѣ печать истиннаго художества, являясь плодомъ многосторонняго и добросовѣстнаго изученія русской жизни, при вполнѣ безпристрастномъ отношеніи къ ней. Въ 1853 г. Ал. Ѳеоф. переселился на жительство въ Петербургъ. Съ 1854 по 1856 г., онъ напечата.гьслѣдующія произведенія: "Фанфаронъ. Одинъ изъ нашихъ снобсовъ" ("Соврем." 1854, авг.), повѣсть "Виновата-ли она?" (Ibid. 1855, февр.), небольшую народную пьесу "Ветеранъ и новобранецъ") (1854 г. "Отеч. Зап." ноябрь; поставлена въ томъ же-году на сцену) "Плотничья артель. Деревенскія записки". (Ibid. 1855. сентяб.) и критическую статью о "Сочиненіяхъ Н. В. Гоголя, изданныхъ послѣ его смерти" (Ibid. 1855, октябр.) Въ 1856 г. Писемскій собралъ свои очерки и издалъ ихъ отдѣльно подъ заглавіемъ "Очерки изъ крестьянскаго быта", которые были встрѣчены съ прежнимъ сочувствіемъ и обществомъ, и критикой; послѣдняя дала нѣсколько дѣльныхъ статей по поводу названной книги, изъ которыхъ лучшія принадлежали Н. Г. Ч--вскому, А. В. Дружинину и С. С. Дудышкину. Для примѣра, приведемъ здѣсь отзывъ Дружинина: "разсматривая въ общей сложности -- говорить критикъ -- три простонародныхъ очерка ("Питерщикъ", "Лѣшій", "Плотничья артель"), подаренныхъ русской литературѣ г. Писемскимъ, мы, прежде всего, видимъ въ нихъ опредѣленную и правильную систему, съ которой нашъ авторъ подходить къ своей трудной, даже чрезвычайно трудной задачѣ. Ни въ одномъ очеркѣ г. Писемскій не скрывается самъ отъ читателя, ни на одной страницѣ не заставляетъ онъ своихъ крестьянъ дѣйствовать отъ себя самихъ, то есть какъ отдѣльно созданныя лица, совершенно объективныя въ своемъ значеніи... Писемскій, какъ художникъ замѣчательной силы, слишкомъ хорошо знаетъ на сколько важны въ дѣлѣ искусства объективность образовъ. свободное изображеніе типовъ, совершенно отрѣшенныхъ отъ авторской личности, но онъ знаетъ еще болѣе, гдѣ объективность творчества должна находить свой предѣлъ и гдѣ ей предстоитъ полное безсиліе передъ недоступной тэмой... Сила г. Писемскаго не только въ его системѣ разсказовъ, но въ чистотѣ воззрѣнія, въ глубокомъ знаніи простонародной жизни, въ легкости и прелести творчества, присущей лишь трудамъ однихъ сильныхъ и независимыхъ художниковъ... Его "Очерки" съ первыхъ страницъ производятъ на читателя какое-то неуловимое, свѣжее, бойкое впечатлѣніе. Г. Писемскій оказался... человѣкомъ, полнымъ таланта и знанія, бытописателемъ и слѣдователемъ, на котораго можно положиться съ увѣренностью. Столичный житель, незнающій народнаго быта, мыслитель, по неволѣ сидящій всю жизнь въ своемъ кабинетѣ, юноша, еще не извѣдавшій разнообразія русской жизни, умная женщина, по своему положенію, неимѣющая возможности изучать многое -- всѣ эти лица могутъ знать навѣрное, что авторъ, названный нами, не обманетъ ихъ любознательности, не увлечетъ ихъ въ міръ сантиментализма, не смѣшаетъ жизни призрачной съ жизнью дѣйствительною...""
   Алекс. Ѳеофил. снова поступилъ въ 1856 г. на государственную службу и былъ командированъ отъ морскаго министерства въ Астраханскую губернію для этнографическо-статистическихъ изслѣдованій; результатомъ этой поѣздки, явился цѣлый рядъ путевыхъ очерковъ, печатавшихся частію въ "Морскомъ Сборникѣ", частію въ "Библіот. для Чтен.", 1857--1860 гг., подъ заглавіемъ: "Астрахань", "Астраханскіе армяне", "Татары", "Калмыки", "Бирючья коса", "Баку", "Тюкъ-Караганскій полуостровъ", и "Тюленьи острова"". Возвратясь изъ упомянутой командировки, Ал. Ѳеоф. принялъ дѣятельное участіе въ редактированіи "Библ. для Чтен."", гдѣ въ 1857--58 гг., кромѣ названныхъ очерковъ, напечаталъ: разсказъ "Старая барыня" (1857. февр.), повѣсть "Боярщина" (1858, янв. и февр.) и нѣсколько рецензій. Въ 1858 г. въ "Отеч. Запискахъ"" явился новый его романъ "Тысяча душъ", который произвелъ большую сенсацію въ публикѣ и возбудившій въ литературѣ столько разнообразныхъ толковъ. Всѣ тогдашніе, болѣе или менѣе извѣстные критики: гг. Н. В. Анненковъ, А. В. Дружининъ, С. С. Дудышкинъ, Е. Н. Эдельсонъ, М. П. де-Пуле и др., отозвались о романѣ, какъ о самомъ яркомъ, выдающемся литературномъ явленіи того времени, и посвятили ему обстоятельные критическіе разборы, наполненные единодушными, восторженными похвалами высоко-даровитому автору, съ такимъ удивительнымъ мастерствомъ и умѣньемъ воспроизведшему многіе типы романа, взятые изъ голой дѣйствительности.
   Во второй своей статьѣ о Писемскомъ, покойный Дружининъ, объяснивъ подробно все значеніе и особенности таланта Писемскаго, практичность и дѣловую сторону этого дарованія и его преимущества, говорить слѣдующее: "г. Писемскій, во всѣхъ своихъ лучшихъ произведеніяхъ, оставался и остается совершенно вѣрнымъ тому самому воззрѣнію, какое вложилъ онъ въ уста одного изъ дѣйствующихъ лицъ романа "Тысяча душъ". Въ этомъ отношеніи его произведенія составляютъ какъ бы противоположный полюсъ съ произведеніями Гончарова и Тургенева, по большей части основанными на поэтическихъ особенностяхъ нашего существованія, заимствованныхъ изъ жизни меньшинства русскихъ людей, изъ жизни, обильной топкими наслажденіями и страстными порывами къ идеалу. Въ лучшихъ трудахъ г. Писемскаго напрасно станемъ мы искать идеальныхъ сторонъ, тонкаго психологическаго анализа, поэтическаго воспроизведенія высокихъ страданій и высокихъ радостей. У него все просто и подчасъ жостко, какъ жостка и самая дѣловая дѣйствительность. Его герои мало занимаются любовью, рѣдко думаютъ о глубокихъ вопросахъ, набѣгающихъ на душу людей избранныхъ и богато одаренныхъ: для всего этого у нихъ много своей насущной заботы. Имъ некогда жить внутренними ощущеніями и созерцаніями... Многостороннее знаніе жизни,-- вотъ главная заслуга г. Писемскаго въ нашей словесности, и, вмѣстѣ съ тѣмъ, основаніе успѣха, которымъ его романъ пользуется. Безъ сомнѣнія, сказанное знаніе извлекаетъ всю свою силу изъ того обстоятельства, что человѣкъ, имъ обладающій, вмѣстѣ съ тѣмъ обладаетъ и многими качествами писателя-художника; и, однакоже, не однимъ достоинствомъ художественнаго произведенія богатъ романъ "Тысяча душъ"... Романъ... открываетъ намъ доступъ въ области, до сихъ поръ мало кѣмъ описанныя, ставитъ предъ нами десятки лицъ изъ разнообразнѣйшихъ слоевъ общества и безъ усилія принуждаетъ насъ жить жизнью этихъ лицъ, интересоваться ихъ интересами. Подобнаго романа (съ точки зрѣнія практически-житейской) мы на русскомъ языкѣ не встрѣчали. Не одинъ изъ лучшихъ нашихъ писателей превышаетъ г. Писемскаго способностью видѣть и изображать поэзію человѣческаго существованія, но ни одинъ изъ сверстниковъ нашего романиста не рискнетъ вступить въ тѣ области, по которымъ онъ смѣло ходитъ, какъ хозяинъ и распорядитель..."
   Нѣсколько позднѣе о томъ же романѣ, покойный Д. И. Писаревъ, между прочимъ, выразился, что "по обилію и разнообразію явленій, схваченныхъ въ этомъ романѣ, онъ стоитъ положительно выше всѣхъ произведеній нашей новѣйшей литературы. Характеръ Калиновича задуманъ такъ глубоко, развитіе этого характера находится въ такой тѣсной связи со всѣми важнѣйшими сторонами и особенностями нашей жизни, что о романѣ "Тысяча душъ" можно написать десять критическихъ статей, не исчерпавши вполнѣ его содержанія и внутренняго смысла..." Въ томъ же году романъ "Тысяча душъ" вышелъ отдѣльнымъ изданіемъ, а впослѣдствіи переведенъ на многіе иностранные языки, причемъ заслужилъ самые лестные отзывы и серьезные разборы въ западно-европейской прессѣ.
   Вслѣдъ за романомъ "Тысяча душъ", Алекс. Ѳеоф. написалъ драму "Горькая судьбина" ("Библ. для Чтен." 1859 г.) или какъ она первоначально была названа. "Роковая доля". И это замѣчательное произведеніе, удостоенное первой Уваровской преміи, принято съ восторгомъ нашей журналистикой и публикой; поставленная вскорѣ на сценѣ, она имѣла громадный успѣхи, благодаря вполнѣ современному своему сюжету и истинному драматизму, чуждому какихъ бы то нибыло натяжекъ или ловко подобранныхъ эфсктовъ. Рѣдкому писателю-художнику удается воспроизвести, съ такой поразительной вѣрностью, реальную сторону жизни, какъ съумѣлъ сдѣлать это, въ своей драмѣ. Писемскій, такъ замѣчательно глубоко, уразумѣвшій тѣ неестественныя, ненормальныя отношенія, которыя, порою, такъ сильно путаютъ нити нашей жизни. "Мы не знаемъ произведенія" -- говоритъ М. Л. М--ловъ, въ своей бѣглой рецензіи этой драмы,-- "въ которомъ съ такой глубокой, жизненной правдой были бы воспроизведены существеннѣйшія стороны русскаго общественнаго положенія. Представить такую, поражающую своей наглядной дѣйствительностью, картину горькихъ явленій нашего быта. могі. только художникъ. весь проникнутый народною силой и сознаніемъ этой силы..." "Горькая судьбина" вышла отдѣльнымъ изданіемъ въ 1860 году и выдержала многое множество представленій, въ особенности на провинціальныхъ сценахъ, гдѣ и до сихъ поръ не сходить съ репертуара.
   Въ 1860 г. былъ основанъ журналъ "Искусство" -- и Писемскій объявленъ редакторомъ литературнаго отдѣла этого журнала, который, впрочемъ, просуществовалъ недолго. Въ 1861 г. Ал. Ѳеоф. окончательно принялъ на себя редакцію "Библ. для Чтен." и помѣстилъ въ этомъ журналѣ свою повѣсть "Старческій грѣхъ" (1861 г. No 1, перепечатана потомъ въ "Русскомъ Мірѣ") и выступилъ въ немъ же, какъ фельетонистъ, подъ псевдонимами дѣйств. ст. сов. Салакушки и Никиты Безрылова. И "Записки Салакушки" и "Фельетоны Никиты Безрылова", въ которыхъ авторъ слишкомъ неловко коснулся многихъ прогрессивныхъ явленій современности. многихъ уважаемыхъ личностей, глумясь надъ тѣми и другими,-- произвели крайне непріятное впечатлѣніе на публику, которая рѣшительно неузнавала своего любимца, спустившагося до такихъ ничтожныхъ и... странныхъ фельетоновъ, вызвавшихъ со стороны многихъ писателей коллективный протестъ, напечатанный въ одной изъ газетъ. Съ этого времени, публика начинаетъ холоднѣе относиться къ автору "Тысячи душъ", его имя уже не производитъ прежняго обаянія... Такъ что, когда въ февральской книжкѣ "Русскаго Слова", появился его новый разсказъ "Батька", -- весьма интересный во всѣхъ отношеніяхъ и чрезвычайно талантливо написанный, не уступающій другимъ превосходнымъ произведеніямъ Писемскаго,-- то журналистика и публика встрѣтили это новое произведеніе почти равнодушно. Алексѣй Ѳеоф. пробовалъ оправдываться, помѣстивъ "Обличительное письмо изъ ада" ("Библ. для Чтен." 1862, янв.) и "Отвѣтъ Никиты Безрылова своимъ врагамъ" (Ibid.), но это не повело ни къ чему... Въ это же время Писемскій принималъ нѣкоторое участіе въ "Русскомъ Мірѣ" и "Гудкѣ"", А. С. Гіероглифова, помѣстивъ тамъ, между прочимъ, обличительный разсказъ "Завѣщаніе нѣкоего Павла Круглополова своимъ сыновьямъ", затрогивавшій нѣкоторыя личности и весьма непонравившійся публикѣ. Въ самомъ концѣ 1862 г., Ал. Ѳеоф. сложилъ съ себя званіе редактора "Библ. для Чтен."", и переѣхалъ на жительство въ Москву. До сихъ поръ Писемскій заявилъ себя какъ очень даровитый художникъ-реалистъ, съ большимъ умѣньемъ и искусствомъ рисовавшій картины обыденной дѣйствительности и касавшійся тѣхъ сторонъ нашей жизни и нашего общества, которыя путемъ долгаго и обстоятельнаго наблюденія, ему удалось изучить въ совершенствѣ: провинціальная сѣренькая жизнь съ ея будничными, мелкими интересами, крестьянскій бытъ, чиновничья или помѣщичья среда,-- вотъ тотъ районъ, которымъ ограничивалась дѣятельность Писемскаго, какъ замѣчательнаго повѣствователя, этнографа; въ этомъ районѣ онъ былъ полновластный хозяинъ. Въ его романахъ такъ полно и вѣрно отражались картины реальнаго міра, и замѣчался совершенно трезвый, спокойный взглядъ на жизненныя явленія; чуждый пошлаго сантиментализма, авторъ, выказывалъ всегда, въ своихъ произведеніяхъ теплое сочувствіе народу; его отношенія къ женщинѣ отличались удивительной гуманностью,-- вообще, до сихъ поръ, въ дѣятельности Писемскаго нельзя было подмѣтить ни одной фальшивой ноты. "Стоить раскрыть", -- говорить Писаревъ -- "любую повѣсть или драму, любой романъ Писемскаго, чтобы силою непосредственнаго чувства убѣдиться въ томъ, что выведенныя въ нихъ личности, живые люди, выражающіе собою особенности той почвы, на которой они родились и выросли..."" Но съ 1863 года Писемскій вступаетъ въ новый фазисъ своей дѣятельности; не довольствуясь скромной ролью хорошаго нравоописателя, онъ хочетъ идти далѣе и заявить себя на поприщѣ публицистическаго романа; онъ пытается, вслѣдъ за другими беллетристами подобнаго направленія, внести "злобу дня" въ свои произведенія, отразить въ нихъ картину современнаго положенія общества, которое, въ ту пору, только-что начинало просыпаться и стремилось возродиться, начать иную, новую жизнь... Очевидно Писемскій не понялъ этихъ стремленій; онъ недовѣрчиво отнесся къ молодому поколѣнію и въ новой жизни старался видѣть однѣ дурныя. непривлекательныя стороны; по единичнымъ, микроскопическимъ явленіямъ онъ судилъ о цѣломъ, огуломъ осудивъ прогрессивныя стремленія, молодежи и все тогдашнее направленіе общественной жизни и литературы. Результатомъ такого ошибочнаго взгляда и непониманія сути дѣла, явился романъ Ал. Ѳсоф. "Взбаламученное море"" ("Русскій Вѣстн." 1863 г.),-- произведеніе крайне слабое; вполнѣ фельетоннаго характера, неимѣвшее ничего общаго съ прежними произведеніями даровитаго беллетриста. Мы не станемъ распространяться объ этомъ злополучномъ романѣ, отъ котораго всѣ мыслящіе люди отвернулись съ негодованіемъ; мы позволяемъ себѣ только замѣтить, что и литература и публика черезъ-чуръ строго отнеслись къ автору этого романа, который, можетъ статься, написанъ Писемскимъ подъ вліяніемъ личнаго раздраженія за тѣ, часто беззастѣнчивыя, нападки и глумленія, которымъ онъ подвергался. Литература словно позабыла прежнія, далеко немаловажныя заслуги своего талантливаго писателя и стала относиться къ нему съ тѣхъ поръ слишкомъ холодно. неуважительно, записавъ его въ разрядъ отсталыхъ...
   Въ 1864 г. Ал. Ѳеоф. не печаталъ ничего и лишь въ слѣдующемъ году помѣстилъ рядъ интересныхъ весьма недурныхъ очерковъ, подъ общимъ заглавіемъ: "Русскіе лгуны", въ "Отеч. Запискахъ" (NoNo 1. 2, 4). Съ 1867 по 1869 г., послѣ годоваго молчанія. Писемскій посвятилъ себя исключительно драматургіи, написавъ нѣсколько трагедій историческаго характера, изъ которыхъ двѣ пьесы: "Бойцы и выжидатели" и "Птенцы послѣдняго слета" не могли появиться въ печати, а остальныя три напечатаны во "Всемірномъ Трудѣ": "Самоуправцы" и "Поручикъ Гладковъ" въ февральской и мартовской книжкахъ 1867 г., а драма въ трехъ актахъ "Бывые соколы" -- въ 1869 г. Всѣ эти пьесы не представляютъ ничего замѣчательнаго; "Поручикъ Гладковъ"" не былъ разрѣшенъ къ представленію, а "Бывые соколы" явились въ свѣтъ совсѣмъ не въ томъ видѣ, въ какомъ они написаны. Въ 1869 г. въ "Зарѣ" Кашпирева былъ помѣщенъ новый, большой романъ Писемскаго: "Люди сороковыхъ годовъ", послѣ котораго Ал. Ѳсоф. не печаталъ ничего вплоть до 1871 г., когда въ московскомъ журналѣ "Бесѣда"", изд. С. А. Юрьевымъ (NoNo 1--6) появился его покуда послѣдній романъ -- "Въ водоворотѣ", гдѣ затрогивается "женскій вопросъ"" въ смыслѣ протеста противъ ограниченія круга дѣятельности женщины одними семейными дѣлами. Послѣ названнаго романа до настоящаго времени дѣятельность Писемскаго ограничивается исключительно одними драматическими произведеніями, такъ сказать, обличительнаго характера, въ которыхъ онъ вооружается противъ современнаго общественнаго недуга, противъ обуявшей всѣхъ, "страсти къ наживѣ", завзятаго меркантилизма и т. п. Таковы его пьесы: "Подкопы",-- комедія ("Гражданинъ" т. 2. 1873 г.) не пропущенная на сцену, драма "Ваалъ", ("Русск. Вѣстн." 1873 г.), комедія "Просвѣщенное время" ("Русск. Вѣстн." 1875. янв.) и наконецъ четырехактная комедія "Финансовый геній" ("Газета" Гатцука 1876 г. NoNo 3 и 4). Не смотря на значительныя уклоненія отъ того пути, по которому всегда честно шелъ Писемскій,-- писатель безспорно искренній, хотя и впадавшій иногда въ ошибки,-- онъ пріобрѣлъ полное право на уваженіе за свою полезную, плодотворную дѣятельность, за свой замѣчательный, симпатичный талантъ; Писемскій постоянно, такъ или иначе, старался ратовать противъ всякой лжи и фальши, и поклоненія золотому тельцу... Вообще, никто не станетъ отрицать заслуги этого писателя, путь котораго былъ не легокъ. Вотъ почему и общество, и литература отнеслись весьма сочувственно къ намѣренію Общества Любителей Россійской Словесности, почтить двадцатипятилѣтнюю литературную дѣятельность Алексѣя Ѳеофилактовича,-- юбилеемъ, который и состоялся въ Москвѣ, 19 января 1875 года.
   Въ настоящее время Писемскому 56 лѣтъ; онъ живетъ постоянно въ Москвѣ, по выходѣ въ 1871 г. въ отставку.
   Кромѣ повѣстей, очерковъ изъ крестьянскаго быта и романовъ, о которыхъ мы уже упоминали, сочиненія Алекс. Ѳеоф. изданы Стелловскимъ, подъ заглавіемъ: "Полное собраніе сочиненій русскихъ авторовъ". T. I--III и XI. Сочиненія А. Ѳ. Писемскаго. Съ портретомъ автора. Спб. 1861--1868. In. 4о. Затѣмъ существуютъ отдѣльныя изданія слѣдующихъ его произведеній: "Ветеранъ и новобранецъ. Драматич. случай изъ 1854 г.". Спб. 1854.-- "Ипохондрикъ". Комедія. Спб. 1853.-- "Горькая судьбина". Драма въ 4 д. Спб. 1860. Изд. Кожанчикова. 12о.-- "Взбаламученное море". Романъ въ 3 ч. и 6 книг. М. 1863 г. 8о.-- "Въ водоворотѣ". Романъ въ 3 ч. М. 1872 г. Изд. бр. Салаевыхъ. 8о. и "Драматическія произведенія". М. 1874 г. Изд. самого автора.

П. В. Быковъ.

"Живописное Обозрѣніе", NoNo 24--25, 1876

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru