Б. Н. Чичеринъ. Политическіе мыслители древняго и новаго міра. Выпускъ I. (XIV+469 стр.). Выпускъ II (433 стр.). Москва 1894. (Библіотека для самообразованія). Цѣна за оба выпуска 3 руб. 50 коп. "Библіотека для самообразованія" уже настолько зарекомендовала себя, что отъ каждаго новаго выпуска ея всегда ожидаешь существеннаго вклада въ нашу популярно научную литературу. Два выпуска, принадлежащіе перу г. Чичерина, несомнѣнно восполняютъ весьма ощутительный пробѣлъ въ этой литературѣ. Политическія воззрѣнія древняго и новаго времени обыкновенно излагаются либо въ курсахъ исторіи, либо въ книгахъ, посвященныхъ исторіи философіи; но ни въ томъ, ни въ другомъ случаѣ политическія ученія не излагаются съ достаточной полнотой: историка интересуютъ преимущественно такія политическія воззрѣнія, которыя такъ или иначе отразились на историческомъ ходѣ событій; а исторія философіи интересуется, главнымъ образомъ, общимъ міросозерцаніемъ философа. Такимъ образомъ отсутствіе болѣе или менѣе систематическаго изложенія политическихъ ученій чувствовалось довольно сильно.
Книга Чичерина восполняетъ этотъ пробѣлъ только отчасти. Политическія ученія новѣйшаго времени здѣсь вовсе не затронуты. Это произошло оттого, какъ заявляетъ въ предисловіи самъ авторъ, что его книга представляетъ "извлеченіе изъ болѣе обширнаго сочиненія" того же автора "Исторіи политическихъ ученій", еще не доведеннаго до конца. Тѣмъ же обстоятельствомъ объясняется и отрывочность изложенія: это не исторія политическихъ ученій, а изложеніе наиболѣе важныхъ политическихъ теорій, расположенныхъ въ хронологическомъ порядкѣ. Само собою разумѣется что при такомъ изложеніи связь и преемственность этихъ теорій можетъ быть выянена только отчасти. Этой задачей авторъ въ сущности и не задавался. Каждую теорію онъ старается объяснить общимъ философскимъ міросозерцаніемъ ея творца и потому, прежде чѣмъ излагать собственно политическія воззрѣнія автора, онъ излагаетъ его философское ученіе. Главное вниманіе г. Чичеринъ обращаетъ на точное изложеніе политическихъ взглядовъ даннаго мыслителя и критикуетъ ихъ, главнымъ образомъ, на основаніи его же собственнаго міросозерцанія, отмѣчая непослѣдовательности и противорѣчія, въ которыя онъ впадалъ. Такимъ образомъ изложеніе отличается достаточной степенью объективности. Но это же обстоятельство еще болѣе замыкаетъ каждую теорію въ самой себѣ.