Цветаев Иван Владимирович
Художественный музей Императорского Московского университета

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Письмо в редакцию).
    Русские ведомости. 1894. 21 марта. No 79.


   И.В.Цветаев -- Ю.С.Нечаев-Мальцов. Переписка. 1897--1912. Т. I.
   М.: Издательство "Красная площадь", 2008.
   

И.В.Цветаев

Художественный музей московского университета

(Письмо в редакцию)

   Небольшое собрание классических древностей, несколько гипсов и нумизматический кабинет нашего Университета, долгое время известные лишь малочисленному кружку специалистов, в последние годы мало-помалу превращаются в настоящий Музей античного искусства. Широкая программа его, составленная по лучшим образцам этого рода, существующим в Западной Европе (South-Kensington Museum в Лондоне, музей Ecole des Beaux-Arts в Париже, великолепный Albertinum в Дрездене, музеи гипсовых слепков в Берлине и Мюнхене), привлекает к нему сочувствие многих любителей искусств в Москве, которые своими значительными жертвами способствуют ее осуществлению {В минувшем году по этому предмету проф. И.Цветаевым была напечатана записка иод заглавием: "Комитет для устройства Музея античного искусства в Москве" (Москва, 1893), которая раздается бесплатно в Кабинете изящных искусств Университета.}. Ряд пожертвований, начатый еще покойным В.П.Боткиным, который завещал этому учреждению 5 250 руб., после был продолжен К.С.Поповым, А.Д.Мейном, К.Т.Солдатёнковым, Л.С.Поляковым, С.В.Лепешкиным6, П.М.Третьяковым, г-жой Алексеевой, И.А.Барановым7, М.Н.Барановой, М.С.Комиссаровым8, З.Л.Габбэ9 из Парижа и М.Ф.Морозовой. В последние недели этот, несомненно крепнущий, новый научно-художественный институт Москвы привлек к себе симпатии С.Т.Морозова, художника В.Е.Маковского, П.И.Харитоненко10 и Н.С.Мосолова; с самого начала организации университетский Музей пользуется живым участием С.И.Мамонтова11.
   Недостаточность газетных известий о росте этого нового учреждения, идея которого несомненно и гораздо ранее привлекла бы живое сочувствие московского общества, была причиной того, что, кроме вышеназванных лиц, приходивших на помощь университету, почти никто не знал ни о предполагаемых размерах этого Музея, ни об его средствах. Лишь за последнюю зиму, время от времени, стали проникать в печать известия об этом предприятии Московского университета.
   Теперь мы можем сообщить, что Университетский Музей античного искусства уже привлек к себе внимание некоторых высокопоставленных лиц, а также сочувствие наиболее видных представителей московского дворянства. Августейший президент Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович прислал университетскому Музею большой транспорт скульптур, который на этих днях уже получен Университетом и в настоящее время распределяется по своим местам.
   В число жертвователей в последнее время вступили генерал М.П.Степанов, князь А.А.Щербатов и Д.Ф.Самарин.
   При таком сочувствии со стороны Москвы, университетский Музей, имеющий сделаться учреждением публичным, открытым для всякого любителя искусств, учреждением, в котором все желающие, без различия звания, возраста и пола, будут свободно и рисовать, и лепить, и изучать искусство по слепкам и по художественным и научным изданиям, -- этот музей обещает быть и богатым по своему составу, и организованным на строго историческом начале.
   Доселе составляются главным образом скульптурный отдел Музея и научно-художественная библиотека. Заказы гипсовых слепков с лучших памятников античной пластики уже сделаны в Неаполе, Риме, Флоренции, Венеции, Брешии, Вене, Мюнхене, Дрездене, Берлине, Кёльне и Париже. Остаются главным образом для заказов музеи Лондона и Афин и новые заказы в Лувре, Кёльне и Берлинском музее.
   Слепки делаются все в величину оригиналов и притом с математической точностью. При составлении московского собрания принято за правило делать заказы гипсовых слепков в тех западноевропейских музеях, где хранятся самые памятники. Оттого эти слепки замечательны и по своей удивительной точности, и по безукоризненной чистоте исполнения. Значительная часть гипсов уже получена Университетом и выставлена во временном, к сожалению, до крайности ветхом и весьма тесном помещении Музея. Музей открыт для всех любителей искусств ежедневно от 9 ч. до 4-х часов, не исключая воскресных и праздничных дней. Вход в него с Никитской улицы, против Шереметевского переулка.

И.В.

Русские ведомости. 1894. 21 марта. No 79. С. 3. За подписью "И.В.".
Авторство Цветаева установлено по кн.: Отчет о состоянии
Императорского Московского университета за 1894 год. М., 1895. С. 74.

Примечания

   6 Лепешкин Семен Васильевых, благотворитель, основатель первого студенческого общежития в Москве; в начале 1894 г. пожертвовал 500 руб. на слепки 11 рельефов, заказанных в Лондоне.
   7 Баранов Иван Александровых (1863--1920-е), крупный московский мануфактурист, благотворитель, в 1898--1917 гг. почетный попечитель Промышленного училища, в дальнейшем сотрудник Исторического музея. В 1894 г. пожертвовал на слепки 1000 руб., впоследствии подарил Музею изящных искусств скрипку Страдивари, переданную Цветаевым в Консерваторию.
   8 Обещанные пожертвования М.Н.Барановой и М.С.Комиссарова (100 и 200 руб.) поступили лишь 3 года спустя, в 1897 г.
   9 Дочь Л.С.Полякова. Пожертвовала деньги на слепок Афродиты Милосской.
   10 Маковский Владимир Егорович (1846--1915), художник-жанрист. Реального участия в делах Музея не принял, в том же 1894 г. переехав в Петербург в связи с избранием на должность профессора Высшего художественного училища Академии художеств. Пожертвование от сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко осталось лишь обещанием.
   11 Мамонтов Савва Ивановых (1841--1918), железнодорожный деятель и знаменитый меценат, сумел оказать Музею поддержку лишь своим именем, вступив в 1898 г. в число членов-учредителей Комитета; в 1899 г. Мамонтов, как известно, был разорен.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru