Цветаев Иван Владимирович
Художественный музей Императорского Московского университета

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Московские ведомости. 1893. 24 декабря. No 354; 1894. 15 января. No 15; 1894. 29 марта. No 87.


   И.В.Цветаев -- Ю.С.Нечаев-Мальцов. Переписка. 1897--1912. Т. I.
   М.: Издательство "Красная площадь", 2008.
   

Проф. И. Цветаев

Художественный музей Императорского Московского университета

   Императорский Московский университет, приступая четыре года тому назад к более обширной организации своего художественного музея, который должен заключать в себе гипсовые слепки с лучших образцов восточной, греческой и римской скульптуры, собранные и расположенные в порядке исторического ее развития, модели главнейших памятников античного зодчества, наиболее ценные научные и художественные пособия по истории древних, нумизматический кабинет и собрание предметов домашнего и общественного быта греков и римлян, питал надежду, что важность такого учреждения для эстетического образования нашей молодежи будет признана московским обществом и что оно придет к нему на помощь в этом деле, сложном по своей природе и требующем общих, соединенных усилий. И эта надежда наш Университет не обманула. Москва и здесь доказывает свою особую любовь к родному ей Университету, это почтенное чувство, столь выгодно отличающее ее от всех других наших университетских городов.
   Идея и цель университетского Художественного музея, который должен будет служить интересам не одних только наших профессоров и студентов, но всех и каждого ищущих эстетического образования, который будет открыт для публики, мало-помалу стали проникать в разные слои московского населения; с разных сторон, от представителей различных классов и профессий послышались голоса искреннего сочувствия этому предприятию Университета; с разных сторон начали поступать и заявления о желании содействовать пополнению художественных коллекций материально. О приношениях этого рода, полученных нашим университетом до весны текущего года, мы писали на страницах "Московских ведомостей" в свое время. Обогащение нашего Музея продолжалось за лето и за минувшую осень, продолжается оно и в настоящие дни. Новые поступления относятся к отделению гипсовых слепков античной скульптуры и к нумизматическому кабинету.
   

I

   В течение осенних месяцев был получен большой транспорт гипсовых слепков с памятников греческого и римского ваяния, принадлежащих Мюнхенской глиптотеке. Всё лучшее этого замечательного музея Москва имеет теперь в превосходных гипсовых копиях, сделанных в натуральную величину оригиналов под непосредственным наблюдением директора Глиптотеки и профессора Мюнхенского университета, знаменитого археолога Геинриха Брунна. Многие из этих скульптур переехали нашу границу впервые и являются, таким образом, единственными экземплярами по всей России.
   Этот ценный дар принесен Московскому университету К.Т.Солдатёнковым.
   В нижеследующем перечне мы будем держаться исторического порядка. 1) Так называемый Аполлон Тенейский -- один из лучших типов изображения мужских, молодых обнаженных фигур в пору еще грубого архаизма греческой скульптуры, 2--16) пятнадцать статуй Эгинских фронтонов, высокое значение которых для истории греческого ваяния до-фидиевского периода -- факт общепризнанный; 17) голова Афины, стоявшей в центре группы востогного Эгинского фронтона, 18) Голова юноши -- бронза, некогда находившаяся на Villa Albani в Риме и весьма интересная в стилистическом отношении, 19) портретный бюст греческого воина, 20) Атлет, наливающий себе масло на руку перед началом гимнастических упражнений, -- статуя, получившая важное значение в истории греческой скульптуры со времен открытия Гермеса Праксителя в Олимпии в 1877 году, 21) Эйрэнэ и Плутос, превосходная мраморная группа, представляющая копию бронзовой группы Кефисодота, отца Праксителя, 22) знаменитая статуя Афродиты, считаемая за одну из лучших копий Книдской Афродиты Праксителя, 23) голова Пана, бывшая некогда во владении Винкельмана, 24) статуя Диомеда, относящего Палладий из Илиона, 25) голова мраморной статуи Александра Великого, 26) большой горельефный фриз с изображением свадьбы Посейдона и Амфитриты, превосходное произведение эллинистической эпохи, составляющее одно из лучших украшений Мюнхенской глиптотеки; 27) так называемая Медуза Ронданини, одно из характерных изображений Горгоны в эллинистическом духе; 28) голова греганки -- весьма изящной работы; 29) большой посвятительный рельеф с изображением женщины, ногою развертывающей скатанную ткань перед гермою Диониса; 30) голова, прежде неправильно называвшаяся портретным изображением Сенеки-философа и теперь определяемая портретом неизвестного старика-римлянина, экземпляр замечательный своим реализмом; 31) весьма характерный бюст римлянина II столетия до Р.Хр.; 32) бюст, долго считавшийся портретным изображением Мария; 33) статуя, восстановленная в образе Цереры.
   Весь этот дар в настоящее время расставлен в залах Музея на своих местах, на особых постаментах. Группы Эгинских фронтонов потребовали постамента в 24 аршина длины.
   Со внесением этих скульптур, помещение Музея стало тесным и неудобным в световом отношении, не говоря уже о ветхости здания, заставившей университетского архитектора, профессора архитектуры К.М.Быковского, категорически воспретить нам дальнейшие внесения сюда каких бы то ни было новых предметов.
   Отныне возникает для нашего Университета нелегкий вопрос о возведении нового здания для Художественного музея. О проектируемом месте для этого сооружения, о греческом стиле его и размерах, требуемых программой, которой принято следовать при организации этого учреждения, мы скажем в другое время.
   
   19 декабря 1893.
   

II

   В каждом хорошо организованном западноевропейском музее классических древностей есть особое отделение бюстов, представляющих богов, мифических героев и исторических деятелей на поприще политики, науки, литературы и искусств.
   Близкое знакомство с этим родом скульптурных произведений является неизбежным для всякого интересующегося историей классических народов. Изучение сюжетов мифологии здесь вводит нас в сферу того, как древние понимали, как представляли себе идеальные образы божеств, которые пользовались их поклонением, или лиц хотя бы и смертных, но наделенных народною фантазией особыми, сверхъестественными силами. А степени этого понимания и формы их пластических изображений в разные эпохи исторической жизни были весьма различные. Знакомство же с портретными изваяниями исторических деятелей закрепляет в нашей памяти их внешний образ, которого никогда не составишь на основании лишь одних литературных указаний. Так, например, Перикл и Александр Македонский, Сократ и Платон, Геродот и фукидид, Эсхил, Софокл и Эврипид, Лисия и Исократ, Эсхин и Демосфен, никогда не будут забыты теми, кто имел случай видеть и изучать их наиболее верные изображения, подобно тому как навсегда у них останутся образы Сципиона, Гортензия, Цицерона, Цезаря, Августа и целой плеяды римских императоров и видных деятелей императорской эпохи.
   Эти отделения бюстов в западноевропейских музеях всегда возбуждают большой интерес посетителей и всегда имеют гораздо большую публику, чем другие отделы, требующие более специальных познаний.
   Художественный музей, устраиваемый Московским университетом, также озабочен организацией собирания гипсовых бюстов мифологического и иконографического характера. Составляемый на жертвы частных лиц, наш Музей нашел и в этом отделе своего особого пособника. Действительный статский советник А.Д.Мейн, некогда бывший преподавателем всеобщей истории, уполномочил управление университетского Музея приобрести за его счет слепки главнейших портретных изображений классических народов, а равно и лучшие экземпляры бюстов из области греческой и римской мифологии.
   Число мраморных и бронзовых бюстов, унаследованных Западной Европой от греков и римлян, чрезвычайно обширно и разнообразно. Многие исторические деятели представлены здесь в значительном количестве экземпляров, имеющих при этом весьма различное достоинство. При прежнем состоянии классической иконографии, в обычном употреблении масса таких бюстов получила наименования неправильные и совершенно произвольные. За весьма многими из них, в силу простой традиции, укрепились имена видных и знаменитых исторических деятелей безо всяких к тому уважительных причин. Это обстоятельство, по отношению далеко не ко всем западноевропейским музеям устраненное новейшими разысканиями ученых, заставляет быть осторожным в выборе бюстов. Чтобы не наполнять собрание изображениями недостаточно заверенными или достоинства второстепенного, Московский университет предварительно сносится с администрацией главнейших европейских музеев, прося указать те экземпляры в отделе античных бюстов, которыми данный музей имеет право гордиться пред всеми другими музеями. Справки этого рода начаты с Британского музея и некоторых частных галерей Лондона; затем следовали сношения с Лувром, музеями Берлина, Дрездена, Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя и Афин. Этим способом Московский университет надеется собрать в непродолжительном времени наиболее важный материал вышеуказанной категории. Первый заказ был сделан и превосходно исполнен в Лондоне. Он включает в себя следующие изображения:
   1) Так называемый Лполлон Пурталес -- голова мраморной статуи, прежде находившаяся в музее древностей Pourtalès, откуда происходит и ее условное название. Это превосходное изображение Аполлона, имеющее много общего по своей прическе с Аполлоном Бельведерским, принадлежит эллинистической эпохе. Лишенное простоты и тихого величия прежнего времени, это изваяние полно внешнего блеска и производит сильное, импонирующее впечатление.
   2) Так называемый Асклепий Блат -- колоссальная мраморная голова, найденная на острове Милосе и из собрания герцога Blacas поступившая в Британский музей. Ученые в определении имени божества, здесь изображенного, доселе не пришли к одному решению; но все признают здесь превосходное произведение греческого резца времени начиная с IV века.
   3) Бог сна (`Υπνοζ) -- голова бронзовой статуи, найденная в Этрурии. Основанием точного названия ее послужили здесь крылья на висках -- атрибут, обозначающий тихое, беззвучное парение этого бога. С маковым стеблем, символом усыпления, в одной руке и рогом, как бы изливающим сон на природу, в другой руке не раз изображается он в произведениях античного искусства.
   4) Периандр Коринфский, один из семи мудрецов, которому греческая древность приписывала изречение: μελεϑη παν (всё обдумай) -- мраморный бюст Британского музея. Определение имени объясняется сходством этого бюста с одною гермой, носящею надпись Периандра, сына Кипселова. Портретных изображений из времени жизни Периандра (668--584 гг. до Р.Хр.) не дошло ни одного, да их в ту эпоху и не делали. Наш бюст принадлежит позднейшей поре, когда художники стали с особенною любовью воспроизводить образы знаменитых людей, особенно ученых, философов, поэтов. Это такой же идеальный портрет, как Гомера, Эзопа и другие, которые любопытны лишь тою формой, в которой древние представляли образы их на основании народных преданий и по другим данным.
   5) Перикл. От классической древности дошло до нас несколько скульптурных изображений этого великого государственного человека. Наиболее известны из них герма Ватиканского музея и герма Британского музея. Первенство по художественности исполнения принадлежит этому последнему {Превосходный художественно-научный анализ этого бюста представлен в только что вышедшем роскошном труде профессора фуртвэнглера Meisterwerke der griechischer Plastik. Kunstgeschichtiche Untersuchungen von Adolph Furtwängler. Leipzig -- Berlin 1893, стр. 270 и след.}. Перикл представлен со шлемом на голове, в звании стратега, которое он занимал в течение целого ряда лет и которое давало ему такую силу для всей остальной его политической деятельности. Мало поэтому вероятно другое толкование, по которому художник, делавший портретное изображение Перикла, прибег здесь к шлему с целью прикрыть антиэстетический недостаток головы его, отличавшейся, по преданию, чрезмерною длиной. Лицо Перикла -- образец красоты человека средних лет; только напрасно стали бы мы искать здесь признаков его несокрушимой воли, его железного характера: художник выставил на вид лишь его идеальные стремления и, может быть, нежные движения его сердца. Печатью какой-то меланхолической думы или глубокого внутреннего сосредоточения отмечено это лицо. По стилю наш бюст принадлежит V ст. до Р. Хр. и, как полагают, представляет собою копию портрета, деланного в эпоху Фидия Кресилом (Κρεσιλαζ). Этот портрет имел форму также гермы; остаток базы и надписи с именами Перикла и художника недавно найден на Афинском акрополе.
   6) Софокл. Известна всем знаменитая статуя этого великого трагика, принадлежащая Латеранскому музею в Риме. В этом величавом образе ученые видят не одно только портретное изображение поэта, но и воплощение художником в мраморе того общего образа, который навеян был характером его произведений. Этот мрамор считается свободной копией бронзовой статуи, воздвигнутой Софоклу Ликургом и поставленной в театре Диониса в Афинах. Наш мраморный бюст, найденный в Лациуме и принадлежащий ныне Британскому музею, исполнен более просто, без того идеализирования личности, которое так ярко выступает в латеранской статуе, и потому полагают, что здесь мы имеем изображение, ближе подходящее к действительности. Ученые ставят этот бюст в более тесную связь с вышеуказанною портретною статуей Афинского театра.
   7) Эсхин -- знаменитый оратор и политический противник Демосфена, в скульптуре известный нам всего более по мраморной статуе Неаполитанского музея (прежде так называемый "Аристид") {Слепок с этой статуи в натуральную величину оригинала приобретен для Университетского музея проф. К.К.Герцем на средства покойного В.П.Боткина. То же следует сказать и об имеющейся у нас копии с латеранской статуи Софокла.}. Наш бюст снабжен надписью ΑΙΣΧΙΝΗΣ; как это обстоятельство, так сходство черт изображенного здесь лица с другими изображениями этого оратора уполномочивают ученых видеть здесь портрет его.
   8) Демосфен. Среди многочисленных скульптурных изображений Демосфена, дошедших до нового мира от классической древности, выше всех стоит знаменитая ватиканская мраморная статуя. Здесь великий оратор и пламенный патриот представлен в позе человека или обдумывающего свою речь или же предающегося глубокому размышлению о печальных судьбах его родины. Это изваяние считается копией бронзовой статуи, поставленной ему в Афинах вскоре после его смерти и сделанной художником Полиевктом. Совсем иное настроение Демосфена выражается в нашем бюсте: в его глазах, в этих полуоткрытых устах, в складках его чела видно сильно возбужденное состояние. Это или момент его горячего препирательства с врагами или минута произношения пламенной речи. Мы нарочно приобрели этот бюст, чтобы иметь возможность сопоставлять эти изображения двух различных душевных состояний одного и того же лица. 9) Александр Великий. В различных европейских музеях хранится немалое количество изображений Александра Македонского, но между ними нет ни одного, которое можно было бы назвать современным великому завоевателю. Существует известие, что Александр позволял отливать из бронзы свои портреты только Лисиппу, как такою же привилегией его пользовались Апеллес в отношении живописи и Пирготелес в деле изображений его на резных камнях. Но ни одно из этих изображений не сохранилось до нового мира. Все изваяния его принадлежат позднейшим эпохам. Самыми близкими по времени должны считаться рельефные изображения его на так называемом "Большом Сидонском саркофаге", чудном произведении греческого резца, открытом в Сайде в 1887 в удивительной сохранности и составляющем теперь, вместе с целою серией других саркофагов Сидона, тогда же и там же найденных, завидную собственность Константинопольского музея {Дорогое по цене и роскошное по внешности издание сидонских саркофагов, принадлежащее трудам турецкого ученого Гамди-Бея и Теодора Рейнака (Les sarcophages de Sidon par О. Hamdy Bey et Théodore Reinach, Paris. 1893 и след.) получается библиотекой Университетского художественного музея.}. Здесь Александр представлен и в пылу ожесточенного боя с персами и в критический момент охоты на львов. Но то обстоятельство, что каждое из этих изображений носит свои специальные особенности, заставляет предположить, что художник, украшавший изваяниями этот саркофаг, не имел в виду точности портретного изображения. Это лишь свободная передача образа Александра. Надписью заверена одна мраморная герма Луврского музея; но сохранность этого мрамора очень плохая. Бюст Британского музея, переданный нашим гипсом, в общем напоминает образ Александра: то же наклонение головы влево, то же сокращение шейных жил и мускулов, обусловливаемое физическим недостатком его шеи, тот же взгляд, направленный вверх, та же характерная форма волос. Но при всем том, это изображение не представляет нам оправдания того величавого образа, которое невольно составляешь себе об этом гении войны. Бесконечно выше в художественном отношении изваяние его на одной из сторон упомянутого выше нами сидонского саркофага. В нашем Музее собирается несколько слепков, относящихся к портретным изображениям Александра; но, к сожалению, этот чудный саркофаг, благодаря сохранению его первоначальной раскраски, не может быть воспроизводим ни в каких отливах.
   10) Юлий Цезарь. Среди большого числа статуарных произведений, воспроизводящих личность Цезаря и рассеянных по всей Западной Европе, мраморный бюст Британского музея занимает одно из первых мест. Оттого-то гипсовые слепки с него распространяются по университетским и академическим музеям. Цезарь представлен здесь в годы уже преклонной старости; черты лица его -- черты человека, живущего глубокими думами, высшими интересами, и твердого характера. Портрет этот отличается реальностию и совершенно далек от того официального величия, какое присуще многим его изображениям, в том числе особенно колоссальному бюсту Неаполитанского музея, представляющему нам истинный тип надменного римского сановника.
   11) Август. Лучшее изображение Августа представляет собою великолепная ватиканская мраморная статуя, найденная в 1863 году в Prima Porta, невдалеке от Рима. Гипсовый слепок с нее, в натуральную величину оригинала, исполняется для нашего Музея в настоящее время в Риме, и потому мы будем говорить о ней по прибытии этой копии в Москву. Дая собрания бюстов, по примеру лучших западноевропейских музеев, мы избрали мраморный бюст Британского музея, хорошей работы, живо представляющий Августа в период от 45 до 50 лет.
   12) Нерон. Насчитывается свыше сорока статуарных портретных изображений этого императора, сохранившихся до нового мира, не говоря о рельефах, резных камнях и монетах. Он изображался во все периоды своей недолгой, но обильной злодействами жизни. Здесь мы видим его и ребенком, и юношей, и молодым человеком с густо поросшими бакенбардами, позднее с густою бородой, то опять снова безбородого, но уже сильно ожиревшего и обрюзгшего от постоянных и чрезмерных излишеств. Разные атрибуты власти и его сценических увлечений имеют место на многих его изваяниях. Гипсовые отливы сделаны лишь с немногих бюстов. В числе их особым значением пользуется лондонский бюст Британского музея. Вполне выражая деспотический нрав Нерона, он вместе далек от чрезмерной манерности некоторых других бюстов и особенно бюста Луврского музея, где непомерно сморщенные губы придают всему лицу как бы вид карикатуры. Выражение нашего бюста спокойное, но тем не менее не доброе, наводящее невольное опасение.
   13) Адриан. Среди многочисленных бюстов Адриана ватиканский бюст и бюст Британского музея признаются лучшими экземплярами. В том и другом император изображен в средних летах, бодрым, с лицом и взглядом, свидетельствующими об энергии и об известной даже надменности. В нашем собрании бюст прежней Townley gallery, ныне Британского музея.
   14) Сабина -- супруга императора Адриана, портрет замечателен как образчик крайне сложной и крайне искусственной прически римлянок высшего круга этой эпохи. Такая шевелюра невозможна без особых накладок, без чужих и искусственных волос.
   15) Марк Аврелий. Бюст того же происхождения, что и изображение Адриана. Здесь император представлен с венком из колосьев на голове и с покрывалом, -- атрибуты, указывающие на то, что художник изваял его как члена коллегии Арвальских Братьев. Коллегия эта к концу республики потеряла значение; вызванная снова к жизни Августом, она вступила в новую и более блестящую фазу существования. Императоры считали необходимым вступать в число ее членов и, в качестве таковых, заказывали свои портретные изображения. Примеры того можно, между прочим, видеть на одном бюсте Августа, принадлежащем Ватиканскому музею, и на этом бюсте Марка Аврелия. Наш бюст очень хорошей работы, ясно выражающий кроткий характер и глубокие думы этого философа на троне.
   16) Коммод -- лицо чувственное, глаза без выражения; работа старательная, но в волосах и бороде мелочная. Более эффектен, но зато и более претенциозен бюст Коммода, хранящийся в Риме, в Palazzo de' Senatori на Капитолии и представляющий этого императора в виде Геркулеса.
   17) Император Филипп Аравитянин (244--249), сын бедуинского князя; он императором Гордианом III был возвышен до звания префекта преторианской гвардии и сделан соправителем. После его смерти он вступил на римский престол, который и занимал в течение пяти лет, проведенных им то в военных действиях с внешними врагами, то в подавлении внутренних восстаний. В 248 году он отпраздновал с большою торжественностью тысячелетие Рима со времени его основания. Наш бюст представляет человека в тридцатых годах, сильного, энергического; арабское происхождение ясно выражено в этом превосходном портрете.

12 января 1894 года. III

   

III

   Художественный музей Московского университета, задуманный сначала в весьма скромных размерах, неизменно продолжает привлекать внимание любителей искусств в Москве. Количество и размеры жертв, поступающих на этот предмет с разных сторон, дали Университету возможность расширить первоначальную программу и подумать об устройстве такого научно-художественного учреждения, которое хотя до некоторой степени походило бы на соответственные институты Западной Европы. Южно-Кенсингтонский музей Лондона, музей гипсовых слепков École des Beaux-Arts Парижа, удивительно роскошно обставленный и чрезвычайно богатый по содержанию Albertinum Дрездена, Королевские музеи гипсовых слепков Берлина и Мюнхена, вместе с образцами университетских музеев Германии (в Бонне, Геттингене, Страсбурге, Лейпциге, Галле и др.), Англии (Кембридж, Оксфорд) и Франции (Бордо) манили к себе и своим устройством и удивительными богатствами, собранными там со всех цивилизаций мира.
   Люди, хорошо знающие Москву и живо интересующиеся прогрессом художественного образования в нашем отечестве, советовали нам не стесняться размерами задуманного предприятия, а иметь в виду должную полноту коллекций и высшее качество тех копий памятников искусства, которые должны будут поступить сюда. При большей широте плана, при стремлении создать не простое учебно-вспомогательное учреждение Университета, предназначенное исключительно для профессоров и студентов, но музей публигный, который мог бы приносить пользу всякому желающему и был бы открыт для всякого посетителя, по мнению старожилов Москвы, знающих свой город, можно будет рассчитывать на большее сочувствие и на более крупные пособия со стороны жертвователей.
   И этот взгляд на дело на практике оказался верным. Как скоро стало известно, что речь идет не о закрытом учебно-вспомогательном учреждении, симпатии к такому предприятию Университета начали сказываться со стороны разных лиц и учреждений, несмотря на сравнительную скудость газетных сообщений по этому вопросу. О некоторых предшествующих жертвах мы имели случай доводить до сведения читателей на страницах "Московских ведомостей". Продолжаем теперь наш отчет о дарах, поступивших в новоустраиваемый Музей в последнее время.
   Его Императорское Высочество Августейший президент Императорской Академии художеств, Великий Князь Владимир Александрович, в бытность свою в Москве весной минувшего года, заинтересованный вопросом об устройстве Музея антигного искусства при Московском университете, в изъявление своего желания полного успеха этому новому в России делу, благоволил пожаловать Московскому университету целую серию гипсовых слепков с памятников греческого и римского ваяния и зодчества. Часть этого большого дара на днях пришла в Москву и в настоящее время выставляется в залах Музея.
   Полученные гипсы относятся к архитектуре и скульптуре древних.
   Из моделей архитектуры пришли: 1) капитель коринфская; 2) капитель иони-геской колонны римского времени; 3) капитель римско-дорической колонны. Поступление этих образцов образует собою начало архитектурного отделения, которому в программе Музея предположено отвести видное место. Это отделение, к полной организации которого будет приступлено по окончании работ над отделом восточной и классической скульптуры, должно будет заключать в себе значительных размеров модели храмов всех античных стилей, модели капелл, алтарей, жертвенников, зданий общественного характера -- галерей, театров, цирков, амфитеатров, акрополей и форумов главнейших городов классической древности, модели частных домов -- и богачей, и людей бедных и т.д.
   В этом же отделении займут свое подобающее место предметы утвари священного характера и мирского, обиходно-житейского назначения. На отдел бытовых древностей в Музее обращено будет также особенное внимание.
   Из числа копий с памятников древней скульптуры от имени августейшего президента Академии художеств поступили:
   1) Галл, убивающий себя. Это доколе первая половина знаменитой группы, хранящейся в вилле Людовизи (ныне Museo Boncompagno) в Риме. В своем целом эта группа принадлежит, как известно, к лучшим образцам скульптуры Пергамской школы, расцвет которой относится к концу III и ко II столетию до Р. Хр. Художник изобразил здесь двух галлов, мужа и жену, в момент крайней опасности. Для уяснения себе ее сюжета зритель должен представить военный бой галлов со врагами. Несомненно, что победа склонилась на сторону врагов и что плен или избиение предстоят побежденным. Избегая позора рабства или насилий, галл предпочел пасть вместе с женой от собственной руки. Ударом меча он заколол сначала жену; обессиленная, она упала на колено по левую его сторону. А потом в свой черед, обратив лицо к врагам, исполненное гнева и злобы, галл вонзает себе меч под самое горло.
   Нет другого памятника античной скульптуры, в котором с такою ясностию и силой была бы представлена гордая любовь варвара к своей свободе, как в этой всемирно прославленной группе. Что пред нами галл, или галат, за то говорят и эти пышные и жесткие волосы, и эти колючие усы, и весь тип человека грубого, закаленного в боевой, походной жизни. Здесь всё свидетельствует о крепком как железо варваре, и нет ни одной черты, напоминающей грека с его невысоким ростом, стройным станом и, в лучшие эпохи искусства, весьма умным, одухотворенным лицом.
   2) Статуя "Аполлино", -- "Apollino". Так называется в науке классической археологии и в музейской практике мраморное изображение Аполлона мальчиком в возрасте 15--16 лет, ныне принадлежащее флорентийскому музею (Uffizi). Молодой бог представлен в мечтательной позе склонившимся влево на ствол дерева и заложившим свою правую руку на изящно убранную, старательно расчесанную голову. Колчан со стрелами он снял с себя и положил около дерева. Очевидно, не успехи охоты занимают теперь мысль юного бога, а иные, более возвышенные и более нежные мечты наполняют его сердце -- и вот этим-то сладким мечтам отдается он в изваянии, флорентийский мрамор -- греческой работы и относится ко времени эпохи диадохов; оригинал, послуживший предметом нескольких копий одинакового сюжета, специалисты относят к IV столетию до Рождества Христова.
   3) Так называемая Диана из Габий (Diane de Gabies) -- одна из лучших мраморных статуй Луврского музея. Богиня представлена в момент окончания своего охотничьего туалета. Короткорукавный хитон ее, приподнятый до колен, образует около пояса массу изящнейших складок. Верхний плащ ее также не длинен и приспособлен для быстрой ходьбы. Красиво драпируя стройный девственный стан богини, он получает закрепу на правом ее плече. Застегиванием концов этой хламиды посредством изящной фибулы и занята в настоящее время Диана. Еще одно мгновение -- и богиня будет готова для отправления в привычный ей путь по полям и лесам, по горам и долам; ей остается взять для этого лишь лук и колчан. Ноги ее обуты в богато изукрашенные сандалии; волосы стянуты простою тесьмой. Можно сказать наверное, что ни один сколько-нибудь образованный посетитель скульптурной галереи Лувра не проходил мимо этой удивительной по своему неподражаемому изяществу статуи, не заплатив ей дани справедливого восторга: так грациозно проста постановка этой Дианы, так увлекательно кроткое, непосредственным обаянием красоты сильное лицо, поставленное художником, при повороте головы вправо, в три четверти пред глазами зрителя. Тип богини, представленный здесь, действует на нас несравненно сильнее, чем всемирно прославленная и действительно эффектная, но зато и холодная и как бы намеренно бьющая на сильное впечатление Диана Версальская того же Лувра. Так много простоты, естественности и грации разлито по этому удивительному мрамору. По времени эта статуя принадлежит также эпохе, следовавшей за Александром Македонским. Название Габийской она получила по месту открытия ее на территории древнего города Габий в Лациуме.
   4) Так называемая Группа Ильдефонсо, принадлежащая королевскому музею в Мадриде. Условное наименование ее происходит от замка Ildefonso в Испании, где она находилась долгое время до окончательного водворения ее в нынешнем помещении. До своего перевезения в Испанию шведской королевой Христиной в прошлом столетии, эта группа принадлежала вилле Людовизи в Риме.
   Это скульптурное произведение римской эпохи и считается принадлежностью II столетия нашей эры. Пред нами двое юношей, настроенных необычайно серьезно, со всеми признаками глубокой грусти, наполняющей их сердца и думы. Присутствие здесь жертвенника, факелов и небольшого божеского изображения, представленного в архаическом стиле, свидетельствует о каком-то религиозном моменте. В одном из этих лиц, налево от зрителя, мы несомненно узнаем Антиноя, любимца императора Адриана, по преданию пожертвовавшего за своего великого покровителя своею жизнью. В другом юноше с опрокинутым факелом в руке усматривают гения смерти, как бы тушащего в этот момент добровольной кончины Антиноя светильник жизни.
   По этому толкованию названная группа аллегорически представляет решимость Антиноя принести в жертву собственную жизнь: обнимая гения смерти, он как бы уже расстается с миром. Статуэтка богини, стоящая перед жертвенником, означает здесь Прозерпину, супругу Плутона, бога подземного царства, и присутствие этой богини смерти в такого рода художественной композиции становится вполне понятным. Но, к сожалению, очень сильный характер новейшей реставрации, которой подвергся этот памятник, лишает археологов прочного критерия в суждении по многим вопросам, возникающим при внимательном изучении этого изваяния.
   Новая присылка Императорской Академии художеств ожидается нынешнею весной.

22 марта 1894 года.

(Продолжение следует)5

Московские ведомости. I -- 1893. 24 декабря. No 354. С. 5; II -- 1894. 15 января. No 15. С. 4; III -- 1894. 29 марта. No 87. С. 2--3.

Примечания

   4 Речь идет о библиотеке. К.Я.Люгебиля.
   5 Этот цикл статей продолжен не был.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru