И.В.Цветаев -- Ю.С.Нечаев-Мальцов. Переписка. 1897--1912. Т. I.
М.: Издательство "Красная площадь", 2008.
Посещение Его Императорским Высочеством Великим Князем Сергеем Александровичем Университетского Музея античного искусства
Сегодня, 7 июня, в третьем часу дня, Его Императорское Высочество Московский генерал-губернатор Великий Князь Сергей Александрович посетил Университетский Музей античного искусства. Его Высочество при входе был встречен управляющим Московским учебным округом Я.И.Вейнбергом, ректором Университета профессором П.А.Некрасовым, помощником ректора профессором Н.А.Зверевым, деканом историко-филологического факультета заслуженным профессором М.М.Троицким, директором Музея профессором И.В.Цветаевым, хранителем Музея К.Д.Чичаговым и академиком архитектуры К.М.Быковским. Осмотр был начат с древнейших памятников искусства, причем Великий Князь обратил особенное внимание на Микенских львов, древнейшую скульптуру в Европе, насчитывающую около трех тысяч лет своего существования. Этот памятник до настоящего времени находится в Греции, в Пелопоннесе, над воротами акрополя древних Микен. Копия этого колоссального памятника скульптуры принесена в дар Музею московским чайным торговцем К.С.Поповым. Затем Его Высочество заинтересовали древние статуи, найденные близ города Милета, в Малой Азии, и одно из древнейших изображений Аполлона, найденное в Пелопоннесе, в городе Тенее. (Дар К.Т.Солдатёнкова). Далее особое внимание Его Высочества возбудили статуя Амазонки Поликлета (дар В.А.Алексеевой) и скульптуры Эгинских фронтонов, принесенные в дар Университету также К.Т.Солдатёнковым. Эта сложная композиция тянется вдоль первой залы Музея, во всю середину ее. По количеству фигур и по точности исполнения экземпляр Московского университета является единственным в России. Здесь же, в первой зале, на двух больших этажерках помещаются портретные бюсты знаменитых людей Греции и Рима: деятелей политики, науки, искусства и литературы. Великий Князь с большим интересом рассматривал бюсты Гомера, Периандра Коринфского, Сократа, Алкивиада, Перикла, Аспазии, Геродота и фукидида, Эсхила, Софокла и Эврипида, Диогена, Демосфена и Эсхина. Затем Его Высочество перешел к собранию римских портретных бюстов и долго стоял перед изображениями Сципиона Африканского, Цезаря, Марка Брута, Августа-мальчика и его же в зрелом возрасте, Нерона, философа Сенеки, Марка Аврелия и императора филиппа Аравитянина. В первой же зале Великим Князем были осмотрены скульптуры храма Зевса Олимпийского, как его фронтоны, так и метопы.
Во второй зале, где собраны памятники скульптуры греческой и римской лучшего времени, Августейший посетитель обратил особенное внимание на работу Кефисодота, отца Праксителя, на Гермеса, группу Праксителя, на портретную статую Софокла, находящуюся в Латеранском музее, в Риме, на статую греческого оратора Эсхина, находящуюся в Неаполе, на статую Венеры Мюнхенской глиптотеки, на Венеру Капуанскую и на целую группу статуй, составлявших дар Пергамского царя Аттала афинянам. Здесь же остановила на себе Его внимание статуя галла, убивающего себя, из виллы Людовизи, в Риме, а равно так называемая группа Ильдефонсо из Мадридского музея. В заключение осмотра скульптурного отделения Его Высочество обозрел слепки с нескольких статуй Неаполитанского и некоторых римских музеев.
Затем начался осмотр многочисленных копий с живописи первых веков христианства, покрывающей стены и потолки римских катакомб. Живопись, здесь собранная, принадлежит первым четырем векам христианской эры. Коллекция этих превосходных копий составляет единственный экземпляр в мире. Она исполняется русским художником Ф.П.Рейманом, который уже более шести лет проводит в подземных коридорах Рима, работая при свете лишь лампочки, в крайне сырых и опасных помещениях. На помощь этому подвижнику искусства и науки пришел наш согражданин К.С.Попов, взявший на себя всю материальную сторону не только копирования картин, но и полного издания их красками в свет. Великий Князь остановился, главным образом, на той серии рисунков, которые делал художник Рейман в последние годы и прислал их на этих днях в Московский университет; прежние копии г. Реймана Его Высочеству уже были известны.
После осмотра всех помещений, по просьбе администрации Музея, Его Императорское Высочество выразил согласие на снятие с Него фотографом К.А.Фишером портрета в этой художественной обстановке Музея.
Расписавшись в книге почетных посетителей и оставляя Музей, Великий Князь благодарил администрацию за образцовый порядок, и, видя крайнюю тесноту помещения, не позволяющую распаковывать новые транспорты скульптурных произведений, прибывающие из-за границы и остающиеся вследствие этого в ящиках, Он пожелал Музею дальнейшего процветания не только в смысле обогащения его памятниками искусства, но и получением возможности иметь свое особое, специально для этой цели построенное, здание.
Как известно, Московский университет для постройки Художественного музея, который будет публичным и открытым для всех и каждого, назначил большой по Шереметевскому переулку сад, приобретенный им за сумму 50 000 руб. Здесь же не лишне сказать, что памятники искусства, собираемые в Музее, приобретаются, за весьма немногими исключениями, на средства частных жертвователей, которыми, кроме уже упомянутых К.Т.Солдатёнкова и К.С.Попова, состоят: В.А.Алексеева, П.М.Третьяков, Л.С.Поляков, И.А.Баранов, А.Д.Мейн, М. и M-me Gabbay из Парижа, Н.С.Мосолов, С.В.Лепешкин, С.Т.Морозов, Д.Ф.Самарин, князь А.А.Щербатов, М.Ф.Морозова, г. Арманд и др. Начало же всему делу положил покойный В.П.Боткин. На приобретение коллекции в разное время поступило до 40 000 р.
Пребывание Великого Князя в Музее продолжалось около часу.
Московские ведомости. 1894. 8 июня. No 155. С. 6. Без подписи. Авторство Цветаева весьма вероятно.