Аннотация: Московские ведомости. 1896. 20 февраля. No 50.
И.В.Цветаев -- Ю.С.Нечаев-Мальцов. Переписка. 1897--1912. Т. I.
М.: Издательство "Красная площадь", 2008.
И.В.Цветаев
Университетский Музей изящных искусств в Москве
В последнее время, по поводу ходатайства, возбужденного мною, с разрешения начальства Императорского Московского университета и попечителя Московского учебного округа и с благосклонного на то соизволения Августейшего московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича, перед Московскою городскою думой об отводе дляуниверситетского Музея изящных искусств места на площади бывшего Колымажного двора, по Волхонке, близ храма Христа Спасителя, ко мне стали поступать с разных сторон вопросы: о наименовании Музея и об его назначении, при существовании в Москве музеев Публичного и Румянцевского, Российского Исторического, Городской картинной галереи братьев С.М. и П.М.Третьяковых и пр., о характере Музея по содержанию, об его размерах, об его материальных средствах и т.д.
Ввиду общественного интереса, возбужденного новым Музеем, считаю своим долгом представить здесь нижеследующие разъяснения:
I
Название Музея изящных искусств -- конечно, слишком общее и недостаточно определенное; но это наименование, общепринятое в официальном языке русских университетов. Оно удерживается в академическом потреблении даже и в том случае, когда никакого музея художественных предметов не существует, а собирается лишь историко-художественная и археологическая библиотека, как это мы видим в С.-Петербургском университете. Музей изящных искусств Московского университета до последних лет известен был, кроме студентов, лишь ограниченному кругу специалистов по нумизматике, по вазовой живописи древних греков и теми немногими гипсовыми слепками с памятников греческой и римской скульптуры, которые были приобретены дляэтого учреждения в пятидесятых годах профессором П.М.Леонтьевым и в начале восьмидесятых годов профессором К.К.Герцем (обоими в общей сложности до 98 статуй и бюстов).
Наименование Музея изящных искусств должен удержать Московский университет для этого учреждения и в будущем как в силу традиции, издавна установившейся и получившей обязательный, официальный характер, так и -- по тому содержанию, которое приходится получать этому учреждению в последние годы.
С легкой руки покойного литератора Василия Петровича Боткина, завещавшего еще во второй половине 60-х годов Московскому университету капитал на собрание гипсовых слепков с лучших памятников древнего ваяния, московское общество в лице некоторых старинных дворянских родов, именитого купечества и представителей мира служебного в последние годы заявило такие симпатии к университетскому Музею и оказало ему столь значительную материальную помощь, что явилась возможность не только расширить коллекции Музея, но и изменить первоначальную, по необходимости тесную и скромную программу этого учреждения.
Сначала имелось в виду к собранию нумизматическому и к собранию греческих ваз и мелких древностей греко-римского мира присоединить систематически подобранную коллекцию гипсовых слепков с главнейших и более известных памятников классического ваяния и составить хотя бы небольшую библиотеку пособий по истории преимущественно античного искусства. Завещанные В.П.Боткиным денежные средства дали возможность увеличить ограниченное число гипсов музея несколькими весьма важными статуями и расширять постепенно библиотеку Музея.
Но Боткинский дар, важный и сам по себе, получил для Московского университета еще большее значение, послуживши началом для многих других даров, сносимых в последние годы в наш Университет Москвой на дело организации Музея изящных искусств. Число дарителей и размер жертв со специальным назначением их на отдел скульптуры и зодчества послужили дляуниверситета основанием не только расширить программу собирания памятников античной пластики, но и ввести в Музей лучшие образцы ваяния Средних веков, эпохи Возрождения и новых времен.
Образцы пластики древнего и нового мира должны быть здесь собраны в гипсовых отливах в натуральную величину подлинников, и заказы их делаются в местах нахождения оригиналов: потому скульптура Британского музея отливается в Лондоне, скульптура Лувра формуется в Париже, образцы ваяния Ватикана и других римских музеев -- в Риме, скульптура афинских собраний отливается в Афинах, большинство скульптурных произведений древнего Египта -- в Каире и т. д. Нет, таким образом, ни одного большого музея в мире, который не присылал бы нам в настоящее время или не пришлет в будущем гипсовые отливки своих лучших изваяний.
Всё это, с течением времени, должно быть расположено в строгой системе, в порядке исторической последовательности, по народностям, эпохам, мастерам и школам.
На первой очереди стоит для нас размещение скульптур Древнего мира -- Египта, Ассирии, Греции и Рима. Дляэтого в ближайшее время, -- если получится испрашиваемое ныне место, приступлено будет к возведению главного, центрального здания Музея. В этот корпус предположено ввести залы: I -- Египет, II -- Ассирия, III -- зал древнейшей поры греческой скульптуры, IV -- зал V-го столетия из времени до Фидия, V -- зал для скульптур Олимпии с колоссальными фронтонами храма Зевса Олимпийского, VI -- зал Мирона, Поликлета и их школ14, VII -- зал скульптуры Парфенона, VIII -- зал рельефов второй половины V и IV веков, IX -- зал Праксителя, X -- зал Ниобы и ее детей, XI -- зал Лизиппа, XII -- кабинет художественно исполненных надгробных памятников Аттики IV и III столетий до Р.Хр., XIII -- кабинет Лаокоона и Венеры Милосской, XIV -- зал Аполлона Бельведерского, Дианы Версальской, скульптур Пергама и других произведений эпохи, следовавшей за Александром Македонским. Продолжение скульптуры этой эпохи и образцы ваяния римского времени относятся по необходимости во второй корпус, где расположены будут и скульптуры Средних веков. Ваяние эпохи Возрождения и новейших времен и образцы произведений русских скульпторов предположено разместить в третьем корпусе.
Таким образом, памятники скульптуры древнего и нового мира займут наибольшую часть предположенных зданий музея.
Этого материала совершенно было бы достаточно для образования особого Музея Ваяния. В таких размерах и при такой системе он займет третье место в среде однородных музеев, существующих в Западной Европе, и первое после Берлинского музея слепков и Дрезденского Альбертинума, созданного в последние 10--12 лет и по своей удивительной организации служащего для нас идеальным образцом.
Но сверх сего в университетский Музей входит большая серия моделей лучших памятников зодчества как Древнего мира, так и Средних веков, эпохи Возрождения и Новых времён. Приобретение архитектурных моделей из области Древнего мира уже началось недавно покупкою в Дрездене образцов греческих и римских храмов; модели исполнены в достаточном масштабе из обожженной глины и гипса.
Архитектурные модели будут размещаться рядом со скульптурою соответственных народностей и эпох.
Итак, университетский Музей, в наибольшей своей части посвященный истории Ваяния, будет заключать в себе также и модели главнейших памятников из истории Зодчества.
По первоначальному плану, внесением сюда отделения Древностей, куда должны войти образцы живописи греков и римлян, греческие глиняные вазы, камеи, монеты и разные мелкие предметы общественного и частного быта древних народов, включая сюда и народы Востока, а также устройством достаточного помещения специальной историко-художественной библиотеки и особого помещения для аудитории, приспособленной к чтению лекций по истории искусств, должна была закончиться организация университетского Музея изящных искусств.
Но в самое последнее время Правление Императорского Московского университета нашло полезным проектировать в этом Музее и достаточное помещение для пособия по истории Живописи. По этому предположению, живопись древних и новых народов должна быть представлена в строго систематическом подборе лучших фотографий, гравюр, рисунков и иных репродукций. Пособия этого рода должны быть развешаны в ряде небольших и отдельных кабинетов -- по эпохам, мастерам и школам, так чтобы пред учащеюся молодежью и перед сторонними посетителями Музея раскрывалась картина судеб живописи, насколько это искусство может быть изучаемо по копиям указанного рода.
Высказывается при этом также мысль об устройстве особого отделения в Музее для пособий по истории русского искусства. Но этот отдел предполагается организовать уже позднее всех других -- ввиду богатых материалов, представляемых для изучения истории отечественного искусства Москвою в своих храмах, дворцах и музеях Императорском Российском Историческом, Публичном и Румянцевском, в Городской картинной галерее братьев С.М. и П.М.Третьяковых, в почтенном музее [П.И.]Щукина и т.д.
II
Университетский Музей изящных искусств по главному своему составу является преимущественно Музеем Скульптуры, которая будет представлена здесь с возможною полнотой за все времена ее существования у народов Древнего и Нового мира. Параллельно с гипсовыми слепками памятников Ваяния разместятся в хронологической и этнографической последовательности и модели главнейших произведений Зодчества. Музей будет заключать в себе также отделение Древностей, или Антикварий, библиотеку и аудиторию, специально приспособленную длячтения лекций по истории искусств. При дальнейшем своем развитии, Музей получит особые помещения длявыставки пособий по истории Живописи и дляотделения, посвященного изучению Русского искусства. Такова полная программа этого учебно-художественного учреждения, насколько она выяснена до настоящего времени.
Указанною задачей строго определяется самостоятельный характер этого Музея среди других музеев и галерей, существующих в Москве. По истории скульптуры античного мира одни Московский Публичный и Румянцевский музеи заключают в себе серию гипсовых слепков, приобретенных в шестидесятых годах на средства, пожалованные покойною Великой Княгиней Еленой Павловной, желавшею тем положить начало публичной коллекции гипсов в Москве.
Но эта почтенная мысль, к прискорбию, не получила дальнейшего развития. Прекрасное начало так и замерло в зародыше. Сами музеи, по бедности своих материальных средств, этой коллекции не умножали, а посторонних даров на этот предмет не поступало. К тому же, приходится сознаться, просвещенное намерение покойной Великой Княгини положить у нас основание публичной галерее скульптуры так же опередило свое время, как и старания профессора С.П.Шевырева и княжны Зинаиды Волконской, положенные в 30-х годах на пропаганду мысли о необходимости такой галереи для Москвы. Ни хлопоты Шевырева в Москве и за границей, где он представлял программу скульптурного музея Торвальдсену и получил от него полную поддержку и одобрение, ни литературная проповедь княжны Волконской не вызвали в своих современниках необходимых длятого материальных жертв. Великая Княгиня Елена Павловна приступила прямо к делу, уполномочив приобрести за ее счет серию образцов восточной и классической скульптуры Британского музея -- в лучших гипсовых отливах. Исполнением этого поручения, кроме покойного профессора К.К.Герца, был занят и известный английский археолог, ныне также покойный Чарльз Ньютон (Charles Newton). Коллекция была подобрана с большим знанием дела; образцы скульптуры Египта, Ассирии, древнейшей поры Греции и эпохи расцвета ваяния у греков во времена фидия, Скопаса и других мастеров были доставлены в Москву и размещены в особом отделении Музеев, куда поступили и гипсовые слепки, приобретенные П.М.Леонтьевым, как сказано выше, в 50-х годах дляМосковского университета.
Спустя некоторое время эта полезная коллекция, в своей совокупности несомненно приносившая свою пользу публике и студентам, к сожалению, была раскассирована, университетские гипсы перенесены домой и помещены в темной, тесной и неудобной комнате, дар же Великой Княгини, оставшийся в Музеях, по неумению музейской прислуги, часто случайной, часто менявшейся и из-за нищенского вознаграждения службою в музеях не дорожившей, подвергся с течением времени непоправимой порче. Прислуга, сметая пыль с гипсов, или хлестала их нежную поверхность вениками и метелками или чистила щетками, пользуясь, таким образом, орудиями, строго и давно воспрещенными в практике западноевропейских музеев. Такое обхождение с гипсами наложило на них рубцы и насечки непоправимые. А когда гипсы всё-таки потемнели и запылились, решено было их выкрасить известкой... Сделано это было в конце 70[-х] годов с таким неумением и в форме столь грубой, что гипсы покрылись толстым посторонним слоем окраски, потеряв нежность своей эпидермы и ясность своих деликатных контур. В таком виде они утратили большую долю своего просветительного значения. Лишенные своего прежнего места и в начале 80-х годов выставленные затем по лестнице, в виде лишь украшения стен, они с тех пор подвергаются постоянной порче от грубых прикосновений простонародной публики, в огромном количестве наполняющей Музеи в воскресенье и праздничные дни, контролировать которую в этом случае нет фактической возможности.
Это стечение печальных обстоятельств привело к тому, что в нынешнем состоянии скульптуры Московского Публичного и Румянцевского музеев должны считаться в наибольшей своей части дефектами и в настоящем виде своей образовательной миссии в должной мере исполнять не могут.
Вполне удовлетворительных образцов по истории античной и европейской скульптуры и достаточного количества их Москва доселе не имеет: их может представить в строгой системе расположения только будущий Музей изящных искусств нашего Университета. Служа целям университетского преподавания, он будет вместе с тем открыт для посетителей, без различия состояний и пола и в особенности для воспитанников и воспитанниц учебных заведений, дляучеников и любителей рисования и скульптуры, дляхудожников. Под этим условием публичности Музея собираются пожертвования частных лиц на скульптурные коллекции; под условием общедоступности Музея задумано было крупное пожертвование покойной В.А.Алексеевой, пожелавшей построить для него особое здание и передавшей эту волю своим душеприказчикам. Столь же самостоятельным по своему характеру явится университетский Музей изящных искусств и в отделе моделей Зодчества. Здесь у него совершенно нет никаких соперников между публичными музеями Москвы; повторений он не представит в этом отношении и в той весьма слабой степени, какая будет замечаться в сфере скульптуры по сравнению с гипсами Московского Публичного и Румянцевского музеев и очень немногими, но прекрасными по сохранности слепками музея Строгановского училища технического рисования.
Оригинальным в большей доле своего состава будет и отделение Древностей с его греческими вазами и большим нумизматическим кабинетом. Но, мы думаем, в интересах полноты и лучшей систематизации было бы целесообразнее устроить этот Антикварий совместным с однородными отделами Императорского Российского Исторического музея и Московского Публичного и Румянцевского музеев. Из трех коллекций лучше было бы в университетском Музее устроить одну -- классическую коллекцию, более полную, более строгую, более научную. Тогда отделение греческой керамики и классическая нумизматика могли быть представлены здесь цельнее и в этом виде должны были бы приносить более пользы, чем теперь, при этом рассеянии однородного материала между тремя правительственными учреждениями.
Но чтобы не быть эгоистичным, университетский Музей мог бы поместить навсегда свой отдел отечественной нумизматики в Императорский Российский Исторический музей или, с Высочайшего на то соизволения, и совсем передать ее туда, взамен его греческих ваз и других произведений греческой керамики, а в Московском Публичном и Румянцевском музеях общими силами можно бы организовать отдел иностранной нумизматики и иностранных медалей. Тогда каждый знал бы, куда и зачем идти и где искать интересующего его научного материала. От этого, конечно, полюбовного, размежевания трех московских музеев дело бы только выиграло.
Не составит особенно больших материальных затрат и больших затруднений организация отдела пособий по истории Живописи, фотографические репродукции разных систем и наименований сделались ныне общедоступными. Здесь нужно только время, настойчивость сношений с заграничными торговыми фирмами, поездки за границу дляличного подбора материалов в музеях и в лучших торгово-художественных ателье и пр. Эту задачу впоследствии университетский Музей может исполнить без особого труда, при том административном персонале, который он должен получить с течением времени. В его состав войдут знающие свое дело, молодые и полные энергии силы. Тогда путем разделения обязанностей между несколькими учеными дело организации Музея станет вершиться быстрее и успешнее, чем это идет и может идти ныне.
И этот отдел своею строго историческою системой в подборе материала не представится ненужным двойником по сравнению с другими публичными музеями и галереями Москвы. Как ни значительно на первый взгляд количество картин иностранных в Московском Публичном и Румянцевском музеях; но было бы напрасною задачей найти здесь достаточно полный материал по истории живописи в Западной Европе. Здесь огромная масса художественных имен совершенно отсутствует, а такие мастера, как Рафаэль и Микеланджело представлены такими копиями и таких незначительных произведений, что по ним одним нет никакой возможности составить себе и самого слабого понятия о великой роли и первостепенном месте этих мастеров в истории.
III
Сказанным выше определяется состав будущего университетского Музея изящных искусств и просветительное значение этого учебно-художественного учреждения Москвы. Он займет свое самостоятельное место в ряду публичных музеев и галерей города. Это значение его признается и правительством, в высших сферах которого ведется в настоящее время вопрос о присвоении университетскому Музею Августейшего имени в Бозе почившего Государя Императора Александра III, бывшего при жизни высоким Покровителем русского искусства и русских художников и явившего горячие попечения о художественном образовании юношества в нашем отечестве.
Но чтобы оказаться достойным этого имени, университетский Музей должен пройти еще длинный путь самоустройства. Дляэтого ему необходимо прежде всего достойное место в центре Москвы, нужно соответствующее его целям здание, нужно деятельное продолжение его художественных и научных коллекций. Лучшим и единственным местом для этого Музея была бы площадь бывшего Колымажного двора, по Волхонке, близ храма Христа Спасителя. На первое время было бы достаточно для выстройки здания приблизительно 900 квадратных сажен. Об отводе этого участка земли и возбуждено ходатайство пред Московской городской думой. Если б это место было дано, необходимо в интересах Музея желать, чтоб и соседняя земля этой площади, на близком расстоянии от Музея, не застраивалась. Колымажная площадь драгоценна дляхудожественного учреждения именно своим простором и своим ничем не заграждаемым светом. Музей Ваяния, Зодчества и пособий по истории Живописи без обильного освещения явился бы аномалией с самого же начала. И мы питаем надежду, что Москва, грядущие поколения которой будут пользоваться этим Музеем даже более, чем сам университет, не заградит своими постройками свет у Музея и вместе с тем доставит возможность развиться и расшириться этому учреждению впоследствии, воспользовавшись для того несколькими саженями свыше испрашиваемых 900 кв. саж. ныне. Чрез это Москва сделает, в сущности, милость впоследствии самой же себе.
К постройке здания будет приступлено в ближайшем будущем, по выяснении вопроса о площади Колымажного двора. Вопрос об изящных фасадах и плане здания Музея приняла под свое покровительство Императорская Академия художеств, имеющая выработать необходимые проекты путем или архитектурного конкурса, или заказа начальством Академии проектов лучшим архитекторам. На первое время будет поставлен, как мы упоминали выше, главный корпус, в котором сначала найдет себе приют весь собранный доселе художественный материал. С постройкой такого корпуса Университет вынужден спешить, и начать ее он должен возможно скорее -- ввиду исключительно опасного состояния нынешнего помещения коллекций скульптуры. Изветшавшее здание, в котором помещаются с такою заботой собранные доселе гипсовые слепки, пришло в такой упадок, что соседнее с нашим помещением учебно-вспомогательное учреждение Университета (музей сравнительной анатомии) уже выселилось оттуда, во избежание катастрофы, и в его залах поставлена целая сеть высоких козел для поддержания пола нашего Музея гипсовых слепков.
К ближайшей постройке центрального корпуса Музея будет приступлено на средства, в количестве 150 000 руб., на этих днях принесенных Университету дляэтой цели душеприказчиками покойной вдовы потомственного почетного гражданина Варвары Андреевны Алексеевой, К.А.Казначеевым и М.С.Нагаткиным.
Длядальнейшей организации Музея, длярасширения его художественных собраний и для составления специальной библиотеки, предназначающейся в стенах Музея и для общественного пользования, предположено учредить Комитет, проект положений которого составляется в настоящее время и скоро поступит на рассмотрение и утверждение высокого начальства.
Таково положение нового Музея, таковы его цели и надежды.
Профессор И.Цветаев
19 февраля.
Московские ведомости. 1896. 20 февраля. No 50. С. 2--3.
ПРИМЕЧАНИЯ
14 С осени 1897 г. по совету Г.Трея отдельный зал Мирона и Поликлета был исключен из проекта.