Западов В. Л.
Поэтический путь Державина
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Комментарии: 1, последний от 15/06/2010.
Западов В. Л.
(
yes@lib.ru
)
Год: 1983
Обновлено: 29/09/2006. 53k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Об авторе
Скачать
FB2
Оценка:
3.83*46
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В. Л. Западов
Поэтический путь Державина
----------------------------------------------------------------------------
Державин Г. Р. Стихотворения / Вступ. ст. и прим. В. А. Западова.
М.: Правда, 1983.
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------
Гаврила Романович Державин (1743-1816) прожил долгую и сложную жизнь,
полную взлетов и падений, почетных назначений на высокие посты и бурных ссор
с вельможами и царями. Сын бедного офицера, он начал службу рядовым
солдатом, а стал одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII
столетия. Но бессмертным в веках стал не Державин-чиновник, статс-секретарь,
сенатор, министр, а Державин-поэт.
Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский
поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом
русским, национальным, - русским не только по языку, но, главное, - по
мышлению, "филозофии", как говорил он сам. Истоки "русского склада" ума и
творчества Державина коренятся в тех условиях, в которых происходило его
формирование как человека и художника
Для поэзии 1760-х-начала 1770-х годов характерен пристальный интерес к
национальной истории и фольклору. В ранних стихах Державина можно заметить
сильнейшее влияние песен А. П. Сумарокова, виднейшего лирического поэта
середины столетия, который создал ряд талантливых литературных стилизаций
под народную песню. С другой стороны, большое воздействие на развитие
Державина оказали сатирические сочинения Сумарокова, равно как и
сатирическая линия народной литературы XVII-XVIII веков, с которой Державин
был хорошо знаком.
Значительное влияние на формирование Державина как поэта оказало
творчество М. В. Ломоносова. Хотя в одном из ранних программных
стихотворений, "Идиллия", Державин и отрекался начисто от "высокой" поэзии:
Не мышлю никогда за Пиндаром гоняться
И бурным вихрем вверх до солнца подыматься,
боясь, чтоб "в жару б не сгореть в полвека моего, не треснуть бы с огня", -
но, подтверждая это заявление своими песнями и другими стихотворениями
"легких" жанров, в то же самое время в ряде произведений он как раз и
поднимался "вверх до солнца" "бурным вихрем". Вместе с тем во многих одах
Державин ориентировался не на Ломоносова, а на Сумарокова с его открытой
публицистичностью.
Подобная ориентация на "образец" для поэта-классициста была необходима,
поскольку одним из основополагающих принципов теории и практики классицизма
был принцип "подражания образцам".
Следуя за Ломоносовым, молодой Державин старательно воспроизводит не
только программную учительность, но и самую форму од "образца", вводит
огромное число заимствований и прямых цитат из ломоносовских стихотворений.
Подражая же Сумарокову, Державин пишет резко публицистические произведения,
гораздо более оригинальные но форме, воспроизводит гражданственный стиль
"образца", но прямых заимствований из Сумарокова у него почти нет.
Различный подход Державина к проблеме подражания, поставленный в
зависимость от того, как решал эту проблему поэт, на которого в данном
произведении ориентировался Державин, - такой подход определенно
свидетельствует об осмысленности и осознанности его поисков, о его
осведомленности в сущности литературно-теоретических споров эпохи. Однако
стихи первого периода творчества Державина в подавляющем большинстве не
отличаются высокими достоинствами: они подражательно-традиционны, вялы и
тяжелы.
"Обрести самого себя" в помни Державину помогло сближение с "львовским
кружком" - группой молодых поэтов, композиторов, художников, связанных
дружескими отношениями и общностью поисков новых путей в литературе и
искусстве. В состав кружка входили такие известные впоследствии люди, как
поэты Н. А. Львов, М. Н. Муравьев, И. И. Хемницер, В. В. Капнист,
композиторы Ё. И. Фомин, Д. С. Борт-нянский, В. А. Пашкевич, художники Д. Г.
Левицкий, В. Л. Боровиковский и др. Близки кружку были Я. Б. Княжнин и Д. И.
Фонвизин; какие-то (доныне не раскрытые) отношения связывали с кружком А. Н.
Радищева. Именно в кружке сформировалось то направление, которое в истории
русской литературы позднее получило наименование "предромантизм".
В творчестве предромантиков на первый план выдвигается человеческая
индивидуальность и окружающий ее объективно-реальный, конкретно-чувственный
мир; отвергнув теорию "подражания образцам", предромантики пришли к
романтической концепции гениальности, вдохновения как источника поэтического
творчества. А отсюда неизбежно вытекало новое поэтическое видение мира; идея
ценности личности" внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного
человека и общества; частная жизнь частного человека и связанная с этим
полнейшая ломка сложившейся жанровой и образной систем, отказ от
нормативности как классицистической, так и сентименталистской вообще, и
"правил" в частности; образ автора, органически входящий в произведения;
попытки создания индивидуальных характеристик людей, обилие конкретных
Намеков, внимание к бытовым деталям, воплощение быта в
живописно-пластических образах; смелое сочетание прозаизмов и просторечия с
высокой архаизированной лексикой; идущие в одном направлении эксперименты в
области метрики, строфики, рифмовки; поиски индивидуальной формы
произведения; пристальный интерес к проблеме национального содержания и
национальной формы, то есть признание того, что в разные эпохи и у людей
разных национальностей существовали различные "вкусы", - иначе говоря, отказ
от критерия "изящного вкуса", единого для всех времен и народов, и выход к
идее исторической и национальной обусловленности человека, народов,
литератур.
Предромантизм выдвинул как центральные проблемы историзма, философии,
истории, зависимости национального характера от истории и т. д. Решить эти
проблемы в полной мере смог только реализм, но важным шагом, который сделали
предромантики, была сама постановка этих проблем в философии и литературе.
Поэты-предромантики разных стран Европы с особой остротой поставили вопрос о
национальных формах поэзии, о национальных системах стихосложения, обращаясь
за помощью к фольклору как источнику, во-первых, специфически национальных
ритмов, а во-вторых, свойственных только данному народу средств
художественной выразительности, арсеналу образов, роднику древней мифологии
и т. д. Ту же цель имело обращение к мифологиям разных народов. Запада и
Востока. Так, например, Державин, помимо древнерусской ("славенской") и
античной, использовал образы и мотивы "варяго-росской" (скандинавской),
древнееврейской (библейской), китайской и индийской мифологии.
В формировании идеологни и эстетики предромантизма наибольшую роль в
Европе сыграли Руссо, Юнг и в особенности Гердер, а в русской поэзии -
львовский кружок, с которым Державин сблизился в начале 1779 года.
По-видимому, именно Н. А. Львов, один из наиболее оригинальных поэтов
столетия и энциклопедически образованный человек, познакомил его с идеями
Руссо и Юнга об оригинальном творчестве, а стихи М. Н. Муравьева, который с
1775 года нашел свой путь в поэзии, показали практическую возможность
индивидуальной реализации поэтического дарования.
Освобожденный от сковывавших его луг нормативности, "правил" и
"подражания образцам", редкостно индивидуальный талант Державина развернулся
с молниеносной быстротой и громадной поэтической силой. В сентябре того же
1779 года в журнале "Санктпетербургский - вестник" появилась "Ода на смерть
к. М. к***" - то есть "На смерть князя Мещерского", а затем одно за другим
последовали такие великолепные произведения, как "Ключ", "Стихи на рождение
в Севере порфирородного отрока", "К первому соседу", "Властителям и судиям"
и др. Доступ на страницы журнала Державин получил опять-таки благодаря
кружку: одним из издателей "Санктпетербургского вестника" был Я. Б. Княжнин.
Уже в оде "На смерть князя Мещерского", которой начинается второй
период творчества Державина, ярко проступили новые черты державинской
поэзии, отчетливо проявились многие стороны зрелого державинского таланта.
Новым было и то, что Державин посвятил оду кончине не всесильного вельможи,
не государственного деятеля, не полководца, а частного человека, своего
знакомого; и то, что поэт обращался к другу умершего С. В. Перфильеву, также
человеку не знатному. В атом стихотворении перед русским читателем впервые
(Муравьеву публиковать свои новые стихи почти не удавалось) предстал образ
частного человека-автора, самого Державина. Когда Ломоносов в своих одах
говорил "я", то это "я" обозначало вовсе не реального М. В. Ломоносова, а
"пиита" вообще, некий обобщенный голос нации. А у Державина "я" - это
совершенно конкретный живой человек, сам Державин, с его личными горестями и
радостями, с его частной жизнью, размышлениями и делами.
Благодаря включению автобиографических мотивов стихотворение на
общефилософскую тему приобретало необычайно личный, индивидуальный характер.
Содержание стихотворения-размышления о жизни и смерти. Известие о
неожиданной кончине приятеля приводит Державина к размышлениям о грозной,
неодолимой смерти вообще, о бренности всего мира. И тут же мысль поэта
переключается на его, Державина, собственную судьбу:
Как сон, - как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость,
Не столько легкомыслен ум,
Не столько я благополучен...
Такие слова никогда бы не мог сказать условный "пиит". Это говорит сам
Гаврила Державин, человек, пораженный вестью о внезапной смерти приятеля,
задумавшийся над своей собственной жизнью и пришедший к выводу:
Сей день иль завтра умереть,
Перфильев! должно нам конечно, -
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.
Стихотворение написано рукой зрелого мастера. Образ часов,
символизирующих неизбежный ход времени, создан с помощью великолепной
звукописи:
Глагол времен! металла звон!
Иллюзия мерного, ритмичного боя часов достигается повторением в конце каждой
стопы сонорных "л" и "н". В известной степени уже в этом стихотворении можно
видеть смешение "высоких", торжественных мыслей и образов с близкими к
жизненным, "сниженными", бытовыми образами. Так, например, торжественное
обращение к часам:
Глагол времен! металла звон!
Твой страшный глаз меня смущает;
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет - и к гробу приближает, -
сменяется образом смерти, нарисованным в несколько "сниженных" тонах,
образами, взятыми из реальной повседневной жизни:
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак, сечет.
Фигура смерти (смерти!) очень конкретна и ощутима зрительно. Сами
художественные образы взяты из обыденной русской жизни: смерть подсекает
косой человека, подобно крестьянину жнущему рожь. Далее эта "жизненность"
еще более подкрепляется:
И бледна смерть на всех глядит...
(Подавляющее большинство поэтов, современников Державина, сказало бы:
"зрит")
И точит лезвие косы.
Отсюда уже недалеко до полностью "бытового" образа смерти:
И смерть к нам смотрит чрез забор...
("Приглашение к обеду")
и строк, поразивших своей величавостью и одновременно обыденностью такого
художника, как Гоголь.
И смерть, как гостью, ожидает, -
Крутя, задумавшись, усы
("Аристиппова баня")
"Слог у него так крупен, - писал Н. И. Гоголь, отмечая одну из главных
особенностей поэзии Державина, - как ни у кого из наших поэтов. Разъяв
анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного
соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто
не отважился, кроме Державина. Кто бы посмел, кроме него, выразиться так,
как выразился он? Кто, кроме Державина, осмелился бы соединить такое дело,
каково ожидание смерти, с таким ничтожным действием, каково кручение усов?"
{Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. VIII, М.-Л., 1952, с. 374.}
А о художественном впечатлении, которое производило стихотворение на
читателя, хорошо сказал В. Г Белинский. "Как страшна его ода "На смерть
Мещерского": кровь стынет в жилах, волосы, по выражение Шекспира, встают на
голове встревоженною ратью, когда в ушах ваших раздается вещий бой _глагола
времен_, когда в глазах мерещится ужасный остов смерти с косою в руках!"
{Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 1, М., 1953, с. 50.}
Еще более наглядны, чем в оде "На смерть князя Мещерского", новаторские
элементы в стихотворениях "Ключ" и "На рождение в Севере порфирородного
отрока".
В "Ключе" впервые в русской поэзии природа выступила как
самостоятельный объект изображения, самостоятельная эстетическая ценность и
вместе с тем как источник поэтического вдохновения Правда, начинается "Ключ"
с олицетворения в античном духе, но дальше поэт развернул серию великолепных
предромантических картин вполне реального Гребеневского ключа в том виде,
как он выглядит в разное время суток. Особо интересна 7-я строфа, в которой
Державин, по верному замечанию советского исследователя А. В. Западова,
"наметил не только обязательны? элементы ночного пейзажа, столь
распространенные затем в сентиментальной и романтической поэзии, но и
словарь с выражениями "приятный", "бледный", "дремлющий", "холмы", "рощи",
"тишина". По правде говоря, к этому словарю мало что прибавлялось в
дальнейшем" {Западов А. В. Мастерство Державина. М., 1958, с. 122.}.
Античная аллегория осталась нереализованной, однако "античный зачин"
дал соответствующую форму, стихотворению. "Ключ" написан пятистишными
строфами с рифмовкой АбАбЖ. Последний, пятый стих в строфе - белый,
нерифмованный, что на "языке" державинской поэтики является приметой
древнего (в частности, античного) образного строя и одновременно
вдохновения. В таком значении этот прием, чрезвычайно характерный для
зрелого Державина, впервые использован именно в "Ключе", - и он придает
стихотворению резко индивидуализированную форму.
Стихи "На рождение в Севере порфирородного отрока" посвящены рождению
внука Екатерины II, будущего Александра I. Рождение ребенка в царском