ДЮАМЕЛЬЖорж [Georges Duhamel, 1884--] -- современный французский писатель. Получил специальное медицинское образование. В 1906 принял участие в создании артели молодых поэтов и художников "Abbaye" ("Аббатство" -- см.); через несколько месяцев сделался одним из руководителей и виднейшим критиком выделившейся из среды "аббеистов" литературной группы унанимистов (см.), звавших "ближе к жизни", восстававших против книжности, "искусственности", натурализма и символизма. В 1907 Д. дебютировал книжкой стихов -- "Des Légendes, des Batailles" (О легендах, о битвах).
Своему положению в лит-ре Д. обязан не своим малосценичным пьесам и не стихам, в к-рых он, продолжая устремления Клоделя (см.), старается дать лиризм "в чистом виде" -- "освобожденным" от версификационных достижений. Достижения Д. -- в области художественной прозы. Первую серию его прозаических вещей образуют "свидетельства" о войне 1914--1918, в к-рой он участвовал в качестве военного врача: "Vie des Martyrs" (Жизнь мучеников, 1917), напечатана под псевдонимом Дени Тэвенен, "Civilisation" (Цивилизация, 1918) -- получившая Гонкуровскую премию, "Sept dernières plaies" (Семь последних язв, 1928). Эти книги -- эпопея лазарета; они проникнуты сочувствием жертвам войны, возмущением и печалью, вызванными сознанием, что помешать организованному истреблению людей невозможно. Центральной группой прозаических произведений Д., в которой он выступает как вполне сложившийся художник, являются повести о Салавене ("Confession de Minuit" -- "Полуночная исповедь", 1920; "Deux Hommes" -- "Двое", 1924; "Journal de Salavin" -- "Дневник Салавена", 1926; "Le club de Lyonnais" -- "Клуб на улице де Лионнэ", 1929), сборник новелл "Hommes abandonnés" (Покинутые люди, 1921) и повесть "Les Plaisirs et les Jeux" (Игры и утехи, 1922). Перед нами совершенно органически развивающаяся художественная проза, своим лирически окрашенным импрессионизмом примыкающая к манере письма Ш.-Л. Филиппа, утонченным анализом близкая прозе Пруста и Ж. Ромэна и связанная с прозой Достоевского стремлением взамен "линейной латинской психологии" французской литературы дать полную противоречий, подлинную внутреннюю жизнь человека. О Достоевском заставляет вспомнить и центральный персонаж прозы Дюамеля -- конторщик Луи Салавен -- образ современного европейского "человека из подполья". Но как, бичуя "цивилизацию" милитаристов -- творцов "великой войны", он до конца остается пассивным пессимистом, так и изображая разрушительное давление капиталистического общественного строя на личность маленького человека, Д. не верит, чтобы и этой "жертве цивилизации" можно было помочь. К Салавену, оказывается, нужно относиться как к "геометрическому месту" всей человеческой сущности, взятому "вне времени и пространства"; существование Салавенов не следует связывать с условиями капиталистической социальной системы; Салавен просто -- человек с больной психикой. Социальная категория подменивается биологической. Неустанная защита прав личности и пассивность, боязнь действия; пессимизм и склонность успокаивать, утешать; боязнь толпы ("Покинутые люди") и идеализация семейного очага, дружбы ("Les Plaisirs et les Jeux" -- "Игры и утехи", стихи); возмущение перед войной и страх перед революцией -- все это характеризует Д. как писателя современной французской среднебуржуазной интеллигенции, в психологии которой гуманность сочетается с консервативностью. В связи с этими особенностями социальной психологии следует рассматривать и характерное для художественной манеры Д. стремление к ясности, спокойствию, уравновешенности -- стремление, верным которому писатель старается быть тем больше, чем неуравновешенней его герой Салавен. Только в связи с классовой природой творчества
Д. можно рассматривать и его философско-моралистские выступления, которые привлекли во Франции большое внимание, захватили большую аудиторию и непосредственным поводом для которых послужили военные бедствия 1914--1918 ("Possession du Monde" -- "Обладание миром", 1919; "Entretiens dans le tumulte" -- "Разговоры в сутолоке", 1919). Основным в проповеди Д. является утверждение примата духовного над материальным, сочетающееся с недоброжелательным отношением к современной технической цивилизации и в конечном счете определяющееся психологией тех слоев средней буржуазии, которые оттеснены назад крупной финансово-промышленной буржуазией и сравнительно в незначительной степени участвуют в овладении материальными благами. Духовные блага (познавание людей, любовь, дружба, мечты) -- единственно реальные для Дюамеля. Каждый может, обратившись к ним, овладев ими, притти к "обладанию миром" ("Possession du Monde" -- рецепт уничтожения "салавенизма"). Бедным и голодным, эксплоатируемым рабочим и ошалевшим от жадности дельцам рекомендуется "жить в мечте", сделать из "культа мечты" род религии; только так могут быть обеспечены спокойствие, счастье. Классовый характер этой проповеди совершенно ясен. Еще отчетливее становится он, когда "философ" выступает с призывом защитить "нашу древнюю цивилизацию" от варварских орд, будто бы надвигающихся из колониальных стран ("Entretien sur l'esprit européen" -- "Беседа о духе Европы", 1928). Классовый инстинкт самосохранения заставляет даже этого чуждого буржуазной агрессивности художника переходить в маскируемое наступление.
В 1927 Д. вместе с Дюртеном (см.) посетил СССР. Об этой поездке Д. очень подробно рассказал в книге "Voyage Ю Moscou" (Путешествие в Москву, 1927), к-рая была встречена во Франции с большим вниманием, как объективное сообщение о СССР человека незаинтересованного. Конечно социализм для него -- нечто неосуществимое (ссылка на "древний собственнический инстинкт"), но он признает "право русского народа устраивать свою жизнь по своему желанию" (ведь и во Франции была своя революция 1789); особенно интересуясь положением и настроениями советской интеллигенции, Д. приходит к заключению, что эта интеллигенция охвачена "советским патриотизмом" (так он определяет ее стремление сотрудничать с пролетариатом); наконец он настойчиво предостерегает Запад против новой интервенции, к-рая может подготовить гибельное для него столкновение с азиатским миром. К этой мысли Д. возвращается и в "Беседе о духе Европы", где советует "принять Советскую Россию в европейскую семью", -- сделать из нее буфер между Европой и волнующейся Азией.
Библиография:
I.Произв. Дюамеля кроме указанных в тексте:
L'Homme en tЙte, 1909;
Selon ma loi, 1910;
Compagnons, 1912;
Elégies, 1920.
Театральн. пьесы:
La Lumière, 1911;
Dans l'Ombre des Statues, 1912;
Le Combat, 1913;
Lapoint et Popiteau, 1919;
L'Œuvre des Athlètes, 1920;
Journée des Aveux, 1924;
Quand vous voudrez, 1924.
Художественная проза:
Confession de Minuit, 1920;
Prince Jaffar, 1924;
La Pierre d'Horeb, 1926;
La Nuit d'Orage, 1927.
Критич. и лит-ые теоретические работы:
Propos critiques, 1912;
Les Poètes et la Poésie, 1913;
Paul Claudel, 1913;
Notes sur la technique poétique (в сотрудничестве с Ш. Вильдраком), 1920;
Essai sur le Théâtre, Essai sur le Roman, 1925;
Guerre et Littérature, 1920.
Размышления, опыты, очерки:
La Musique libératrice, 1921;
Délibérations, 1925;
Lettres au Patagon, 1926;
Lettres d'Auspasie, Suite Hollandaise и др.
На русск. яз. перев.: стихи в перев. О. Мандельштама, А. Эфроса, "Современный Запад", NoNo 3 и 1(5); из худож. прозы -- все, кроме La nuit d'Orage (Грозовая ночь);
Le club de Lyonnais, Sept dernières plaies, изд. под загл. Рассказы доктора Кошуа, "ЗИФ", 1929 (один расск. выпущен); из эссэ перев.: Письма к патагонцу; из лит-ых теоретич. работ: Заметки о поэтич. технике.
II.
Durtain L., Georges Duhamel, P., 1920;
Santelli С., Georges Duhamel, P., 1925;
Thérive А., Georges Duhamel ou l'intelligence du cœur, P., 1925;
Écrivains et poètes d'aujourd'hui, Georges Duhamel, P., 1927;
Ony A., Georges Duhamel, l'homme et l'œuvre, P., 1927;
Massis H., Jugements, p. 155;
Dubeck L., Les chefs de file de la jenne génération;
Frank W., Georges Duhamel, "The Saturday Review", 1928;
Ayguesparse A., Georges Duhamel, "Monde", 1929;
Фрид Я., Дюамель, "Печать и революция", 1928, No 7;
Песис Б., Откровения буржуазного пацифиста, "Революция и культура", 1928;
Фрид Я., Миссионер призывает к оружию, "Новый мир", 1929, No 3;
Локс К., Неореализм во Франции, "Новый мир", 1926, 8--9.
Я. Фрид.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 615--618.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-6153.htm
II.
ДЮАМЕЛЬ (Duhamel), Жорж (р. 30.VI.1884, Париж) -- франц. писатель. Чл. Франц. академии с 1935. Врач по профессии, Д. вступил в лит-ру в 1907 (сб. стихов "Легенды и битвы" -- "Des légendes et des batailles"); участвовал в творч. объединении "Аббатство", примкнул к унанимизму. Совм. с Ш. Вильдраком дал интересный теоретич. анализ франц. свободного стиха ("Notes sur la technique poétique", 1910). Опубл. сб. стихов: "Человек прежде всего" ("L'homme en tЙte", 1909), "Спутники" ("Compagnons", 1912), пьесы "Свет" ("La lumière", 1911), "Под сенью статуй" ("Dans l'ombre des statues", 1912), "Сражение" ("Le combat", 1913). Рассказы о 1-й мировой войне, в к-рой он участвовал как врач, -- "Жизнь мучеников" ("Vie des martyrs", 1917), "Цивилизация" ("Civilisation", 1918, Гонкуровская премия) -- выражают протест в духе пацифист. гуманизма против бессмысленных страданий и массового убийства. В эти годы Д. писал также статьи, призывающие к взаимному состраданию ("Власть над миром" -- "La possession du monde", 1919). Источник этич. утопии Д. -- страх перед будущим, прообраз к-рого он увидел в "американском образе жизни" с его делячеством ("Сцены будущего" -- "Scènes de la vie future", 1930). В двух циклах романов, написанных между двумя войнами: "Жизнь и приключения Салавена" ("Vie et aventures de Salavin", 5 романов, 1920--32) -- о бесплодных метаниях мелкого служащего, стремящегося найти смысл бытия, и "Хроника семьи Паскье" ("La chronique des Pasquier", 10 романов, 1933--44), где на судьбе мелкобурж. семьи показан кризис всей культуры капиталистич. общества, Д. выражает свое неприятие века механич. цивилизации, но в то же время провозглашает компромисс с капитализмом и отрицательно оценивает социализм. В этом бессильном протесте и моральном капитулянтстве сказалась ограниченность социального кругозора Д., к-рый сам назвал себя писателем мелкой буржуазии, наследником индивидуалистич. традиции франц. культуры и теории нравств. самоусовершенствования. В качестве врача Д. стал участником "странной войны" 1939--1940 (пацифистская кн.: "Место убежища" -- "Lieu d'asile", 1940). После захвата гитлеровцами Франции Д. болезненно переживал торжество фашизма, но отрицал смысл Движения Сопротивления, организованной борьбы народа (пессимистич. тенденции последних частей "Хроники семьи Паскье"). После 2-й мировой войны вышли в свет эссе, путевые очерки, романы "Бремя душ" ("La posées des âmes", 1949), "Крик из бездны" ("Cri des profondeurs", 1951), "Архангел приключений" ("L'archange de l'aventure", 1955), "Комплекс Теофиля" ("Le complexe de Théophile", 1958) и др., но в них проявляются гл. обр. наиболее слабые стороны творчества Д. К послевоен. соч. Д. принадлежат его мемуары: "Объяснение моей жизни" ("Lumière sur ma vie", v. 1--5, 1944--53).
Сочинения:
Les voyageurs de "L'Espérance", récit de l'age atomique, P., 1953;
Travail ô mon seul repos!, Namur, [1959];
в рус. пер. -- Теория свободного стиха, М., 1920 (совм. с Ш. Вильдраком);
Цивилизация, М., 1924;
Жизнь мучеников, М., 1924;
Гора Хорив, М. -- Л., 1927;
Записки доктора Кошуа, М. -- Л., 1930;
из романов о Салавене:
Полуночная исповедь, М. -- П., 1923;
Двое, Л., 1925;
Дневник Салавена, М. -- Л., 1927.
Литература:
Рыкова Н., Совр. франц. лит-ра, Л., 1939;
История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; т. 4, М., 1963;
Шкунаева И. Д., Жорж Дюамель о судьбах человечности и иск-ва, в ее кн.: Совр. франц. лит-ра (очерки), М., 1961;
Santelli С., George Duhamel, P., 1947;
Brodin P., Présences contemporaines, v. 2, P., 1955 (имеется библ.);
Saurin M., Les écrits de G. Duhamel. Essai de bibliographie générale, P., 1951.
О. И. Ильинская.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 833--834.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-8332.htm