Добролюбов Николай Александрович
Н. А. Добролюбов: биографическая справка
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Добролюбов Николай Александрович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 15/08/2016. 43k.
Статистика.
Очерк
:
Справочная
Об авторе
Скачать
FB2
Оценка:
7.00*3
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Н. А. Добролюбов. Биографическая справка
----------------------------------------------------------------------------
Оригинал здесь:
http://rulex.ru/01050509.htm
----------------------------------------------------------------------------
С. Венгеров.
Добролюбов, Николай Александрович
- самый знаменитый после Белинского
русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения
литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь
высокодаровитого юноши, ослепительно-блестящая по своим литературным
результатам, но замечательно тусклая в его личном существовании. Судьба с
ним сыграла именно ту "обидную шутку", которой так "страшился" его "ум
больной" в одном из написанных им перед самой смертью стихотворений
("Пускай умру, печали мало"). С горьким предчувствием выражал он здесь свои
опасения: "Чтоб под могильною землею не стал любви предметом я, чтоб все,
чего желал так жадно и так напрасно я живой, не улыбнулось мне отрадно над
гробовой моей доской". А вышло как раз так. Слава, влияние, всеобщее
сочувствие - все это пришло к Добролюбову только после смерти; при жизни он
только безответно стремился к горячей привязанности, знал, главным образом,
одни только муки творчества; торжество его идей чуть-чуть только стало
обозначаться, и общий облик его подтачиваемой злою болезнью и заботами
жизни был подавляюще-мрачный. - Добролюбов родился 24 января 1836 г. в
Нижнем Новгороде, где отец его состоял священником. Семья его была из
достаточных; многие из товарищей Добролюбова по бурсе, дети дьячков и
сельских священников, не решались даже приходить в его дом, как чересчур
для них важный и знатный. Но у отца Добролюбова была страсть строить дома;
благодаря этому он был вечно озабочен и, отнюдь не будучи злым, изливал на
семью горечь многочисленных деловых неудач своих. К сыну он поставил себя в
такие отношения, что тот, оказывая ему не только наружно, но и в глубине
души самую полную почтительность, решительно его чуждался и так робел перед
ним, что рта не открывал в его присутствии. Зато к доброй, приветливой,
умной и благородной матери своей Добролюбов чувствовал безграничную
привязанность. От нее он унаследовал свой духовный облик, стремление к
нравственному совершенствованию и цельность натуры. "От нее, - писал он в
своем дневнике вскоре после ее смерти, - получил я свои лучшие качества; с
ней сроднился я с первых дней моего детства; к ней летело мое сердце, где
бы я ни был; для нее было все, что бы я ни делал". Когда она умерла,
Добролюбов предался глубочайшему отчаянию. Страницы дневника его,
посвященные этому страшному для него удару, принадлежат к самым
трогательным проявлениям сыновней любви. В любви Добролюбова к матери ярко
сказался тот удивительный запас нежности, который так поражает всякого при
более близком знакомстве с интимной жизнью отца русского "отрицания". Этот,
по уверению его литературных противников, "бессердечный насмешник" и
"разрушитель" всяческих "иллюзий", этот мнимый прототип Базарова был не
только образцовым сыном, братом и родственником, но весь был переполнен
самого романтического стремления к идеальным привязанностям. В оставшихся
после смерти Добролюбова бумагах Чернышевский нашел длинное, но из
стыдливости не отправленное по адресу, письмо 16-летнего Добролюбова к его
семинарскому учителю Сладкопевцеву. Письмо дышит такой самоотверженной
преданностью, что немного найдется романов, в которых влюбленный с большим
восторгом и увлечением говорил бы о своей возлюбленной. Множество других
трогательных проявлений нежной души Добролюбова нашлось в его бумагах, и не
удивительно, что Чернышевский, разбирая их, не мог сохранить эпического
спокойствия. Припоминая неумолкшие и после смерти Добролюбова упреки в
душевной черствости, он разразился в своих "Материалах для биографии
Добролюбова" ("Современник", 1862, N 1) горячей, негодующей тирадой против
тех, кто называл Добролюбова человеком без души и сердца. - Добролюбов и
умственно, и душевно созрел чрезвычайно рано. Уже трех лет он прекрасно
декламировал многие басни Крылова . Очень посчастливилось ему в выборе
учителей. Когда ему было 8 лет, к нему приставили семинариста философского
класса М.А. Кострова, который впоследствии женился на сестре своего
ученика. Костров повел обучение не шаблонным путем зазубривания, а по
возможности старался развить острые и без того мыслительные способности
мальчика. Мать Добролюбова постоянно говорила, что из классной комнаты сына
только и слышно: "почему", "отчего", да "как". Результат занятий с
Костровым был блестящий. Когда 11-летнего Добролюбова отдали в старший
класс духовного училища, он всех поразил осмысленностью ответов и
начитанностью. Через год он перешел в семинарию и здесь также сразу стал в
ряду первых учеников, большинство которых года на 4, на 5 были старше его.
Робкий и застенчивый, он сторонился от забав и игр своих товарищей и
буквально целый день читал - читал дома, читал и в классе во время уроков.
Это дало ему то замечательное знакомство с русской литературой, как
изящной, так и научной, которое сказывается уже в первых статьях его.
Семинарским учителям Добролюбов подавал огромнейшие сочинения в 30, 40 и
даже 100 листов. Особенно велики были его сочинения на философские темы, по
русской церковной истории и учению отцов церкви. В 14 лет Добролюбов уже
стал сноситься с редакциями относительно переведенных им стихотворений
Горация, а лет в 15 стал вести свой дневник, который вполне может быть
назван литературным произведением. В дневнике уже виден весь позднейший
Добролюбов, с той только разницей, что направление автора дневника покамест
имеет мало общего с выработавшимся у него через три-четыре года.
Добролюбов-семинарист - глубоковерующий юноша, не формально, а с полным
проникновением исполняющий предписания религии. Вот он начинает следить за
собой после причастия. "Не знаю, - заносит он в свой дневник, - будет ли у
меня сил давать себе каждый день отчет в своих прегрешениях, но, по крайней
мере, прошу Бога моего, чтобы Он дал мне положить хотя начало благое". И
начинается строжайший самоанализ, самобичевание таких пороков, как
славолюбие и гордость, рассеянность во время молитвы, леность к
богослужению, осуждение других. В 1853 г. Добролюбов одним из первых кончил
курс семинарии. Он мечтал о Казанском университете, но для этого у
запутавшегося отца не хватало средств, и Добролюбов поехал в Петербург,
чтобы поступить в духовную академию. В Петербурге, после сильных колебаний,
вызванных опасением огорчить отца, он поступает в главный педагогический
институт, где преподавание было университетское, а студенты находились на
казенном иждивении. Институт сыграл очень большую роль в ходе умственного
развития Добролюбова. Тут было несколько выдающихся профессоров - Лоренц ,
Благовещенский , Срезневский (с последним Добролюбов особенно сблизился),
был кружок хороших товарищей, была возможность много заниматься и читать, а
неблагоприятные условия только содействовали тому, что чувство протеста
против пошлости, сильное в Добролюбове уже в Нижнем, теперь окончательно
созрело. Главным из этих условий был сухой формализм и чиновничье отношение
к делу директора института, Ивана Ивановича Давыдова . Почти все четыре
года пребывания Добролюбова в институте наполнены борьбой с Давыдовым -
борьбой, конечно, снаружи не приметной, потому что иначе протестанта
исключили бы, но тем не менее чрезвычайно интенсивной. Добролюбов
группировал вокруг себя наиболее нравственно-чуткие элементы институтского
студенчества и в их среде успешно противодействовал правилам давыдовской
морали. Под конец пребывания Добролюбова в институте борьба была
перенесена, тоже под покровом величайшей тайны, в печать: в "Современнике"
1856 г. (N 8) Добролюбов поместил насквозь проникнутый тонкой иронией
разбор одного из отчетов института. Временами борьба Добролюбова с
Давыдовым принимала ожесточенные формы. Эту ожесточенность некоторые
ставили в вину Добролюбову, указывая на то, что Давыдов имел случай оказать
ему существенную услугу. Дело было в начале 1855 г., когда праздновался
юбилей Греча . Добролюбов написал по этому поводу очень ядовитые стихи,
быстро разошедшиеся по городу. Сделалось известным и имя автора и дошло до
институтского начальства, которое немедленно произвело обыск в бумагах
Добролюбова. Подлинника стихотворения в них не нашли, но нашли "разные
другие бумаги, довольно смелого содержания". Давыдов, к удивлению, не
придал находке особенного значения и предпочел замять дело, которое по тем
временам могло окончиться крайне печально для юного вольнодумца.
Несомненно, однако, что если Давыдов оказал Добролюбову эту услугу, то не
ради него самого, а чтобы не навлечь неудовольствие на институт и на его
систему управления им. Что касается связанной с этим эпизодом
"неблагодарности" Добролюбова, то она находится в полной гармонии с
взглядами Добролюбова на мораль, как на явление прежде всего общественное.
Добролюбов высоко ценил не только серьезную услугу, а малейшее внимание,
ему оказанное; но по отношению к Давыдову у него даже никакого сомнения не
возникало, и упреки в "неблагодарности" его занимали весьма мало. Глубоко
огорчил Добролюбова другой эпизод его борьбы с Давыдовым. В середине 1857
г., уже после окончания института, Добролюбов вдруг заметил, что лучшие
товарищи его, которые всегда относились к нему с большим уважением, почти
отворачиваются от него. Он был слишком горд, чтобы допытываться причины
такой перемены, и только через некоторое время узнал, что он стал жертвой
клеветы: Давыдов, уже знавший тогда о враждебных против него действиях
Добролюбова, совершенно извратил смысл разговора, который имел с ним
Добролюбов после окончания курса и толковал его так, что Добролюбов просил
у него хорошего учительского места. В действительности Добролюбов не только
не искал никакого места, но все его помыслы только к тому и были
направлены, чтобы уклониться от учительской службы, обязательной для него
как для человека, учившегося на казенном иждивении. В 1857 г. Добролюбов
уже был хотя и тайным, но весьма деятельным сотрудником "Современника"; он
твердо решил всецело отдаться литературной деятельности и пустил в ход
разные знакомства, чтобы только числиться по учебному ведомству. Но именно
потому, что обвинение было так очевидно лживо, Добролюбов целых 1 1/2 года
ни единым словом не опровергал его, хотя оно причиняло ему жгучие
нравственные страдания. И только когда любимые товарищи его - Бордюгов,
Щепанский, Златовратский (А.П.) и другие - сами собою, как-то сердцем,
поняли всю нелепость взведенного на Добролюбова обвинения и опять с ним
сблизились, он в одном письме, ставшем общим достоянием только в 1890 г. (с
изданием "Материалов для биографии Добролюбова"), подробно разъяснил дело.
Отчуждение товарищей, вызванное клеветою, еще потому так болезненно
подействовало на Добролюбова, что он в то время уже и без того страшно
страдал от все более и более надвигавшегося на него душевного одиночества.
Одна за одной исчезали самые горячие привязанности его. В первый же год
пребывания в институте умерла мать. Летом 1854 г., во время каникулярной
побывки Добролюбова в Нижнем, умер от холеры отец его, оставив дела в самом
запутанном положении и семь человек детей мал-мала меньше. Затем последовал
целый ряд других родственных потерь, потрясавших Добролюбова своей
непрерывностью и какой-то систематичностью: в течение двух-трех лет умерли
у Добролюбова брат, сестра и две любимые тетки. Все это нагнало на него
такой ужас, что часто он боялся открывать письма из Нижнего, ожидая, что
сейчас узнает о новой смерти. Когда умер отец, Добролюбову было 18 лет. Но
он ни на минуту не усомнился в том, что теперь он глава семьи и должен
взять в свои руки устройство ее благосостояния. И вот, сам нуждаясь в
поддержке, он не только отказывается от своей доли в наследстве, но тотчас
же по возвращении в Петербург энергично берется за уроки, корректуру,
литературную работу, всякий лишний грош отсылая в Нижний, где за его
малолетними братьями и сестрами присматривали несколько ближайших
родственников. С каждым годом помощь эта становится все серьезнее, и
мало-помалу еще не достигший совершеннолетия юноша превращается в главную
опору семьи, не только в нуждах неотложных, но и в нуждах менее
настоятельных, например, в изготовлении приданого для сестер. В 1858 г.,
когда две оставшиеся сестры были при его помощи выданы замуж, он
окончательно взял к себе двух маленьких братьев и с образцовой нежностью
заботился о них. Когда через год болезнь заставила его уехать за границу,
он выписал в Петербург брата отца, который и взял на себя надзор и уход за
мальчиками. При полной непрактичности Добролюбова все это стоило ему
больших денег, и его очень значительный заработок на 3/4 уходил на семью.
Но не только по отношению к братьям и сестрам Добролюбов был таким
идеальным родственником. Один из его двоюродных братьев попал в
затруднительное положение и даже не прямо, а намеками сообщил об этом
петербургскому кузену. Добролюбов в то время был студентом 3-го курса, и
заработки его были еще очень скудны, но в момент получения письма у него
случились 100 рублей, представлявшие собою весь его "капитал", - и он
целиком отсылает их кузену. Тот же кузен через несколько лет открывает
переплетную мастерскую, и ему нужен какой-то сорт мраморной бумаги, которая
в Нижнем очень дорога. Немедленно пишется письмо Добролюбову, который к
тому времени уже превратился в столп лучшего русского журнала, - и
Добролюбов бегает целый день по лавкам, чтобы выгадать кузену несколько
рублей. Такое идеальное отношение к близким было в Добролюбове
исключительно делом серьезного понимания своих обязанностей, потому что
душевного удовлетворения постоянные заботы о родственниках ему не давали
никакого. Диаметрально-противоположные с ним в воззрениях на жизнь, эти
подавленные нуждой люди были совершенно чужды ему по духу; кроме сообщений
о здоровье, деньгах и других мелочах, с ними не о чем было переписываться.
Вот почему многочисленность родни ни на одну минуту не уменьшала чувства
гнетущего одиночества, подавлявшего Добролюбова с тех пор, как он в 1857 г.
окончил институт и растерял лучших товарищей, частью потому, что они
разъехались по разным городам, частью вследствие вышеупомянутой клеветы.
Под влиянием этого чувства Добролюбов с лихорадочной тревожностью начинает
искать интимной привязанности. Но страшно не повезло застенчивому, крайне
неуверенному в себе и очень мало бывавшему в обществе юноше. Первый роман
его завязался поэтому вне так называемого "общества". Добролюбов сошелся с
простой девушкой, обозначенной в переписке его вымышленными инициалами В.
Д. З. (в действительности Т. К. Г.). Одно время он даже собирался жениться
на ней, отнюдь не потому, чтобы признавал ее достойной подругой жизни, а
единственно потому, что по бесконечной своей деликатности считал себя в
чем-то пред ней "виноватым". Однако даже такой щепетильный в вопросах чести
человек, как Чернышевский, доказал ему, что при тех крайне прозаических
обстоятельствах, при которых произошло его сближение с В. Д. З., смешно и
говорить о какой бы то ни было с его стороны "вине", и что брак их был бы
обоюдным несчастьем. Сама В. Д. З. была вполне довольна тем, что
Добролюбов, весьма скоро прервав с нею всякие близкие отношения и
предоставив ей полную свободу, тем не менее оказывал ей значительную
поддержку до конца дней своих. Не вынесши ничего, кроме горечи, из своего
первого романа, Добролюбов еще с большей тоской принялся за новые поиски
интимной привязанности, но все так же неудачно. Письма его к единственному
другу, товарищу по институту, И.И. Бордюгову, являются летописью этих
тревожных поисков, которые он сам охарактеризовал словами поэта: "Еще любви
безумно сердце просит". Многие эпизоды своей печальной погони за счастьем
как, например, тот, когда девушка, в которую он страстно влюбился с первого
же взгляда, предпочла ему "плюгавенького" офицера, Добролюбов рассказывает,
подшучивая над своей бесталанностью; но сквозь этот натянутый смех нетрудно
различить душащие его рыдания. Неужели, однако, литературная деятельность
такой силы и напряжения, как деятельность автора "Темного царства", не
давала ему душевного удовлетворения и позволяла ему так высоко ценить
женскую любовь? Вполне определенный ответ на этот вопрос дает
обнародованное в "Материалах для биографии Добролюбова" письмо его к другу
его семьи, старушке Л.Н. Пещуровой. Написанное в июле 1858 г., т. е. в
самый расцвет деятельности Добролюбова, оно показывает, до какой степени
люди истинно высоких дарований часто не имеют и приблизительного
представления о размерах своего значения. Вот заключительные слова
самооценки Добролюбова: "Как же Вы хотите, чтобы мое писанье составляло для
меня утешение и гордость? Я вижу сам, что все, что пишу, слабо, плохо,
старо, бесполезно, что тут виден только бесплодный ум, без знаний, без
данных, без определенных практических взглядов. Поэтому я и не дорожу
своими трудами, не подписываю их, и очень рад, что их никто не читает...".
Через три года, лежа на смертном одре, Добролюбов несколько изменил взгляд
на свою деятельность; до его слуха как будто достиг неопределенный шум
грядущего торжества, и в предсмертном стихотворении он предвидит, что
"родному краю верно будет он известен". При жизни на его долю выпала
исключительно роль пионера, роль безымянного (потому что он писал или вовсе
без подписи, или с подписью - "бов") возделывателя того поля, на котором