Духоборы въ Якутской области. Въ "Сибирской жизни" сообщаются нѣкоторыя свѣдѣнія о положеніи сосланныхъ въ Якутскъ духоборовъ. Крестьяне-духоборы отдѣльною партіей изъ Якутска отправлены были, немедленно по прибытіи, на рѣку Алданъ, гдѣ имъ отведены земельные надѣлы по 15 десятинъ на душу и они должны будутъ образовать отдѣльное селеніе, расположенное въ верстахъ 150 отъ устья рѣки Маи, -- вдали отъ какихъ бы ти ни было жилыхъ мѣстъ; ближе, какъ на 50 верстъ, около нихъ нѣтъ никакого жилья
Какъ извѣстно, противъ духоборцевъ Тифлиской губерніи были приняты строгія мѣры послѣ того, когда они рѣшились во всей полнотѣ провести въ жизнь принципъ несопротивленія злу насиліемъ, не соглашаясь отбывать воинскую повинность, отказываясь отъ присяги, и сожгли все свое оружіе. Волѣе 4.000 духоборцевъ были разселены по татарскимъ улусамъ Тифлисской губерніи, около 300 человѣкъ были посажены въ тюрьму. Присланные къ намъ "духоборцы" представляютъ собою часть этихъ самыхъ кавказскихъ духоборцевъ. Бѣдственное положеніе тѣхъ духоборцевъ, которые были разселены по улусамъ Тифлисской губерніи, вызвало общественное сочувствіе къ нимъ, и для нихъ былъ организованъ сборъ помощи даже при редакціяхъ газетъ.
Въ неменьшей помощи нуждаются, по словамъ "Сиб. Жизни", и тѣ духоборцы, которые сосланы въ Якутскую область. "Имъ отведены земельные надѣлы, но у нихъ нѣтъ ни орудій земледѣлія, ни сѣмянъ, ни даже средствъ для пріобрѣтенія того и другого. На мѣсто поселенія они прибыли осенью; на первое время всѣ они помѣстились въ маленькой избѣ,-- тепло при тѣснотѣ на зиму обезпечено,-- но пищи мало. Имъ выдали казенное пособіе по 1 января 1898 года по 3 р. 30 к. въ мѣсяцъ на душу -- всего около 500 р.,-- но что они могутъ купить на эти деньги въ глуши и если у нихъ нѣтъ рѣшительно ничего,-- ни пищи, ни одежды, ни рабочаго скота, ни орудій? Ихъ положеніе ухудшается еще и тѣмъ, что они, по принципамъ своего ученія, не употребляютъ никакой животной пищи: ни мяса, ни рыбы,-- тогда какъ такого рода пищей и богатъ Алданъ. Земля, отведенная имъ, считается хорошею, но качество ея опредѣлялось людьми далеко не компетентными. Между тѣмъ для духоборовъ вопросъ объ урожайности ихъ земли является вопросомъ жизни или смерти.-- Кромѣ указанныхъ выше 33 духоборцевъ, имѣется въ виду переселить къ нимъ еще около 90 душъ духоборовъ, ожидаемыхъ въ Якутскъ со слѣдующею навигаціей".
Газета высказываетъ опасенія на надѣльный выборъ мѣста поселенія. "Исторія разселенія скопцовъ въ Якутской области полна примѣрами самыхъ грубыхъ ошибокъ такого рода. Не узнавши мѣста, селятъ цѣлые десятки душъ скопцовъ на одномъ мѣстѣ; тѣ бьются года три-четыре, не получая никакого урожая, и затѣмъ ихъ заставляютъ бросать пашню и дома, "перегоняютъ" на другое и опять не узнавши качества той земли, куда гонятъ народъ".
Быть можетъ, конечно, русское "авось" и здѣсь выручитъ. Замѣчательное единодушіе встрѣчаемъ мы, говорить газета, въ отзывахъ объ этихъ молодыхъ духотворцахъ всѣхъ тѣхъ, кто имѣлъ случай сталкиваться съ ними. Это тихій, кроткій, дружный и трудолюбивый народъ, никогда и ни на что не выражающій недовольства и безропотство выполняющій все, что отъ нихъ требуютъ. Глядя на нихъ, слыша о нихъ самые лучшіе отзывы, невольно вспоминалось вамъ пожеланіе, высказанное на страницахъ "Вѣстника Европы", чтобы "сектанты, считающіе грѣхомъ носить оружіе, привлекались, безъ обремененія ихъ совѣсти и съ пользою для государства, къ исполненію другихъ служебныхъ дѣйствій, эквивалентныхъ воинской повинности".
Въ нашемъ суровомъ краѣ трудно жить такимъ миролюбивымъ людямъ. Здѣсь нужна энергія и хищническая жадность къ наживѣ скопца, а не голубиная кротость и несопротивленіе злу духоборца.