Джонсон Бен
Бен Джонсон: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ДЖОНСОН (Jonson), Бенджамин или Бен (11.VI.1573, Лондон, -- 6.VIII.1637, там же) -- англ. драматург, поэт, теоретик драмы. Отец Д. -- протестантский священник; его отчим -- каменщик, обучил Д. своему ремеслу, и Д. вступил в гильдию каменщиков. Благодаря помощи ученого Кэмдена он учился в Вестминстерской школе. В качестве волонтера участвовал в войне Нидерландов против католич. Испании. Вернувшись в Англию в 1592, Д. стал актером. Для театра "Роза" он написал свою первую комедию "Обстоятельства переменились" ("The case is altered", 1597, изд. 1609). За убийство на дуэли (1598) Д. был приговорен к виселице, но избежал казни благодаря влиятельным друзьям. Полемика Д. с драматургами Марстоном, Деккером и др., к-рых он осмеял в комедиях "Празднество Синтии" ("Cynthias revels", 1600) и "Стихоплет" ("Poetaster", 1601), получила название "войны театров". В сотрудничестве с Марстоном и Чапменом Д. написал комедию "Эй, к востоку" ("Eastward hoe", 1605), содержавшую политич. намеки, за что авторы подверглись аресту. В 1616 изд. сб. лирич. стихов "Лес" ("The forest"). В 1616 Д. издал собр. своих соч., озаглавив его "Труды" ("Works"). В 1619 Оксфордский ун-т присудил ему honoris causa -- ученую степень. Он получает звание поэта-лауреата и королевскую пенсию; в 1628 его назначают хроникером Лондона. Последние годы жизни Д. были омрачены тяжелой болезнью, нуждой и одиночеством.
   Д. -- создатель нового для драматургии эпохи Возрождения жанра -- бытовой сатирич. нравоучит. комедии. Оспаривая в прологах творч. принципы современников, в т. ч. своего друга У. Шекспира, Д. требовал бытового правдоподобия в сюжете, правильной композиции, позиции, однолинейного изображения характеров. Последнее требование Д. сформулировал в т. н. "теории юморов", основанной на распространенном в 16 в. учении о темпераментах. В комедиях "У всякого своя причуда" ("Every man in his humour", 1598) и "Каждый без своей причуды" ("Every man out of his humour", 1599) Д. толкует "юморы" как индивидуальные "странности", а в более поздних и лучших комедиях нравов -- "Вольпоне, или Лиса" ("Volpone, or The foxe", 1605), "Эписин, или Молчаливая женщина" ("Epicine, or The silent woman", 1609), "Алхимик" ("The alchemist", 1610) и "Варфоломеевская ярмарка" ("Bartholemew fair", 1614) -- как социально-типич. пороки аристократии и буржуазии. С позиций гуманистич. мировоззрения Д. бичует в комедиях такие "юморы", как стяжательство, эгоизм и невежество, лицемерие и ханжество. Более поздние пьесы "Дьявол глуп как осел" ("Devil is an ass", 1616), "Склад новостей" ("The staple of news", 1625), "Притягательная леди" ("The magnetic lady", 1632), "Сказка бочки" ("A tale of a tub", 1633) значительно уступают им. В трагедиях "Падение Сеяна" ("Sejanus: his fall", 1603) и "Заговор Катилины" ("Catiline: his conspiracy", 1611) выражено политич. свободомыслие Д. Написанные в духе классицизма, принципы к-рого он изложил в соч. "Бруски, или Открытие материи и человека" ("Timber, or Discoveries made upon men and matter", 1641), и снабженные учеными комментариями, эти трагедии успеха на сцене не имели. Д. написал также ок. 30 "масок" -- пьесок-аллегорий на мифологич. сюжеты для придворных спектаклей. В традиц. "маску" он внес элементы сатиры и дидактики. В оставшейся незавершенной пасторали "Печальный пастух, или Повесть о Робин Гуде" ("The sad shepherd, or a tale of Robin-Hood") Д. обратился к фольклору. Значит. явление драматургии Возрождения, творчество Д. оказало влияние на лит-ру более поздних эпох, в т. ч. на англ. реалистич. роман 18 и 19 вв. (Т. Смоллетт, Ч. Диккенс).
   Соч.: Works, v. 1--11, Oxf., 1925--52; The complete plays, v. 1--2, L. -- N. Y., 1929--34; в рус. пер. -- Драматич. произв., т. 1--2, М. -- Л., 1931--33; Пьесы, Л. -- М., 1960.
   Лит.: Варшер С. А., Англ. театр времен Шекспира, М. -- П., 1920; Аксенов И., Елизаветинцы, М., 1938; История англ. лит-ры, т. 1, в. 2, М. -- Л., 1945; История зап.-европ. театра, т. 1, М., 1956; Ромм А., Бен Джонсон (1573--1637), Л. -- М., 1958; Bentley G. E., Shakespeare and Jonson, Their reputations in the seventeenth century compared, v. 1--2, Chi., [1945]; Partridge A. C., The accidence of Ben Jonson's plays, masques and entertainments, Camb., [1953]; Chute M., Ben Jonson of Westminster, N. Y., 1953; Tannenbaum S. A., Ben Jonson. A concise bibliography, N. Y., 1938.

Е. В. Корнилова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 657--659.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-6572.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru