Древний мир в памятниках его письменности. Составили Д.А. Жаринов, Н.М. Никольский, С.И. Радциг и В.Н. Стерлигов. Восток. Часть 1-я. С рисунками. Издание т-ва "Mip". М. 1915. Стр. VIII+160. Ц. 1 р. 30 к.
В последнее время в преподавании истории в нашей школе замечается стремление расширить самодеятельность учащихся путем хотя бы и небольших самостоятельных работ, для чего необходимо знакомство в извлечениях с источниками. До последнего времени пользование источниками даже для преподавателей, особенно в провинции, было сопряжено с громадными затруднениями. Помочь в этом могли хрестоматии, заключающие в себе отрывки наиболее важные и характерные. Одну из подобных хрестоматий представляет собою и рассматриваемая нами книга, которая при прохождении курса древней истории окажет несомненную пользу. Названная хрестоматия состоит из трех частей, связанных друг с другом единством редакции и общей идеей ее содержания. При составлении ее имелось, между прочим, в виду, что курс древнего Востока в средней школе проходится эпизодически, вследствие чего часть, посвященная Востоку, составлена несколько по иному плану, чем части, посвященные Греции и Риму. Некоторые отрывки взяты из существующих переводов, иные же переведены составителями заново, причем многие из них появляются в русском переводе впервые в названной хрестоматии. Во вступительных и подстрочных примечаниях даются необходимейшие к тексту разъяснены: для наилучшего уяснения и иллюстрации некоторых отрывков книжка снабжена планами и картами в тексте, специально для нее составленными, а также рисунками на отдельных листах. Рассматриваемая нами первая часть хрестоматии, посвященная Востоку, разделяется на три больших отдела, по трем великим державам древнего Востока: 1) Египет, 2) Сеннаар, Вавилон и Ассирия и 3) Персия; в названных отделах разбираются общество, государство, верования и религиозный быт, сказания, литература, право и суд. Что же касается промежуточных финикийско-сирийских областей, то им не отведено в хрестоматии особого отдела по тем соображениям, что и в современной исторической науке, и в школьном преподавании эти области все более и более отодвигаются на второй план. Имея в своем распоряжении такую хрестоматию, преподаватель сможет заинтересовать учащихся и сообщить им немало полезных и занимательных сведений, которых нельзя найти в рядовом учебнике и который окажут крупное влияние на общее культурное развитие учащейся молодежи. Заметим кстати, что тем же книгоиздательством "Мiр" изданы весьма полезные хрестоматии такого же образца по русской и средневековой истории.
С. Л--н.
(Исторический Вестник. 1916. Т. CXLIV. No 6 (июнь). С. 789 -- 790).