Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. Т. 1.
М.: Искусство, 1964.
Моя первая фильма
В пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты"[i] одним из двигателей интриги является дневник, в котором Глумов записывает все свои похождения.
Занявшись в Пролеткульте революционной "модернизацией" Островского[ii], то есть социальной перелицовкой его персонажей на такие, какими они могли бы быть сегодня (Крутицкий -- Жоффр, Мамаев -- Милюков и т. д., вплоть до Голутвина, который бы сейчас был нэпачом), -- мы модернизовали и дневник.
Дневник был заменен "Киноправдой"[iii], как раз завоевывавшей тогда популярность.
Сложную тему психологического подыгрывания авантюриста Глумова под всех совершенно по-разному мыслящих персонажей, с которыми он сталкивается, мы передавали эксцентрически его условным переодеванием на сцене. В фильме-дневнике это шло дальше. Глумов через кульбит наплывом переходил в тот или иной предмет, желательный для того или иного действующего лица.
Так, он наплывом переходил в митральезу перед Жоффром -- Крутицким, восседавшим в клоунском костюме на танке во дворе Военной академии РККА. Жоффра играл Антонов[iv], в дальнейшем в качестве Вакулинчука поднимавший бунт на "Потемкине".
Перед другим клоуном Милюковым, помешанным на поучениях, Глумов превращался в осла на дворе Зоологического сада. И, наконец, перед теткой, пылавшей страстью к молодым племянникам, он наплывом переходил в младенца Инкижинова[v], на пять лет опередившего на экране своего отца -- героя "Чингис хана".
Теперь нам кажется это диким, но в 1923 году большую панику вызвало мое требование снимать подобные наплывы на натуре. Почему-то это казалось очень сложным. Усиленно говорили о необходимости черного бархата и т. п., и даже оператор Лемберг младший[vi], не желая ввязаться в авантюру, отказался снимать.
Снимал со мной Франциссон[vii]. Ввиду же того, что в Госкино создалось впечатление, что я могу намудрить, ко мне был приставлен... Д. Вертов[viii] в качестве инструктора по съемке театральных персонажей в белом атласе и с клоунскими ногами.
Впрочем, Дзига Вертов после двух-трех первых кусков бросил нас на произвол судьбы.
Сняли мы всего метров 120 за один день. Как сейчас помню, это было в четверг, а в субботу была премьера "Мудреца". Госкино сработало дело блестяще. Это было одним из первых соединений театра с кино, наравне с "Женитьбой" факсов[ix] и "Железной пятой"[x] Гардина, то есть проба того, на чем потом сделал блестящий недолговечный эпатаж Эрвин Пискатор в Германии[xi].
С кинематографом как таковым эти съемки ничего общего не имели, хотя содержали крупные планы наравне, с общими и даже кусок авантюрной фильмы, в которой Александров[xii] в черной маске, в цилиндре и фраке лазал по крышам морозовского особняка и даже с "аэроплана" прыгал в мчащийся автомобиль, подъезжал к театру Пролеткульта и в тот момент, когда погасал экран, с криком влетал в зрительный зал, держа ролик пленки в руках.
Вся эта маленькая фильма -- под лирическим названием "Весенние улыбки Пролеткульта" -- затем была включена в "Весеннюю киноправду", демонстрировавшуюся 21 мая 1923 года в годовщину "Киноправды"[xiii].
Любопытно, что уже тогда, рассчитав картину по секундомеру на 8 метров, мы несколько отклонились от заранее намеченного метража и сняли... 120 метров.
Некоторые, стало быть, характерные черты нашего дальнейшего творчества обнаружились уже с первых "улыбок".
Комментарии
Статья была опубликована в журнале "Советский экран", No 50 (11 декабря 1928 г.), по тексту которого и воспроизводится.
-----
[i]В пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты"... -- Первой самостоятельной постановкой Эйзенштейна на сцене Рабочего театра Пролеткульта был спектакль "На всякого мудреца довольно простоты" (1923). Эйзенштейн совместно с драматургом С. М. Третьяковым переработал реалистическую пьесу А. Н. Островского согласно своей "теории монтажа аттракционов" на манер мюзик-холльно-циркового представления, создав агитационно-экспериментальный спектакль с акробатическими номерами, исполнением цыганских романсов и даже кинофильмом, В итоге спектакль перестал иметь что-либо общее с литературной первоосновой.
[ii]Занявшись в Пролеткульте революционной "модернизацией" Островского... -- Подчинив постановку "На всякого мудреца довольно простоты" агитационной задаче разоблачения "международной гидры контрреволюции", Эйзенштейн назвал персонажей пьесы А. Н. Островского именами политических деятелей начала XX в. Жоффр (1852 - 1931) -- французский маршал, главнокомандующий французской армии в первую мировую войну, в 1918 - 1920 гг. один из организаторов военной интервенции против Советской России; П. Н. Милюков (1859 - 1943) -- лидер партии кадетов, в 1917 г. министр иностранных дел в буржуазном Временном правительстве; после Октябрьской революции 1917 г. -- один из главарей буржуазной контрреволюции и организатор иностранной интервенции.
[iii]Дневник был заменен "Киноправдой"... -- Специально для спектакля Эйзенштейна кинооператор Б. Франциссон снял киносюжет "Дневник Глумова" (около 50 м), который был посвящен некоторым "страницам" дневника и истории его похищения. Позже этот небольшой киносюжет был включен в "Весеннюю киноправду" -- майский номер периодического экранного журнала "Киноправда" (1923).
[iv]Антонов Александр Павлович (1898 - 1962) -- советский киноактер, начинавший свою деятельность вместе с Эйзенштейном в театре Пролеткульта. У Эйзенштейна снимался в фильмах "Стачка" (рабочий) и "Броненосец "Потемкин"" (матрос Вакулинчук).
[v] ... в младенца Инкижинова... -- Младенец, в которого на экране наплывом переходил Глумов, был сын актера В. И. Инкижинова, исполнителя заглавной роли в фильме В. И. Пудовкина "Потомок Чингис-хана" (1929).
[vi]Лемберг Александр Григорьевич (р. 1898) -- советский кинооператор, сын русского кинооператора Г. М. Лемберга.
[vii]Франциссон Борис Владимирович (1899 - 1960) -- советский кинооператор.
[viii]Вертов Дзига (Денис Аркадьевич Кауфман, 1899 - 1954) -- советский режиссер хроникально-документального кино, один из основоположников школы советской кинопублицистики.
[ix] ... наравне с "Женитьбой" фэксов... -- Спектакль "Женитьба" -- первое выступление Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС) -- был осуществлен Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом на сцене петроградского Пролеткульта в 1922 г. (премьера состоялась 25 сентября). Сами постановщики называли свой эксперимент "электрификацией Н. В. Гоголя", "трюком в трех актах". Наряду с цирковыми и опереточными номерами и всевозможной эксцентрикой в спектакль был включен и кинофрагмент "Чарли Чаплин и красотка Бетси".
[x] "Железная пята" -- экспериментальный фильм-спектакль, поставленный по одноименному роману Джека Лондона режиссером В. Р. Гардиным и силами учеников "класса кинонатурщиков" 1 й Госкиношколы в 1919 г., где сценические эпизоды чередовались с кинофрагментами, разыгранными теми же актерами.
[xi] ... Эрвин Пискатор в Германии. -- В 1920 е гг. немецкий театральный режиссер Эрвин Пискатор в поисках новой формы театрального представления много экспериментировал в области сочетания сценического действия с использованием кинематографа. Эрвин Пискатор вводил в театральное представление показ не только специально для спектакля снятых кинофрагментов, но и кинохроники. В поставленной им драме "Буря над Готландом" на экране демонстрировались хроникальные киносъемки В. И. Ленина. Позже в спектакль "Берлинский купец" (по пьесе прогрессивного публициста Вальтера Меринга) Э. Пискатор ввел несколько экранов, расположенных в разных местах сцены. Проецируемые на экранах кинокадры незаметно сливались с театральным зрелищем. Актеры появлялись на сцене, как бы сходя прямо с экрана. После установления фашистского режима Э. Пискатор покинул Германию. Некоторое время он жил в Советском Союзе, где в 1934 г. поставил фильм "Восстание рыбаков".
[xii]Александров Григорий Васильевич (р. 1903) -- народный артист СССР, кинорежиссер, ученик и сподвижник Эйзенштейна по театру Пролеткульта, ассистент Эйзенштейна по фильмам "Стачка", "Броненосец "Потемкин"" и сорежиссер по фильмам "Октябрь" и "Старое и новое".
[xiii] "Киноправда" -- периодический хроникальный журнал, выпускавшийся с 21 мая 1922 по 1925 г. группой кинодокументалистов под руководством Дзиги Вертова. Всего было выпущено двадцать три номера журнала.