ЭЛЕНШЛЕГЕР (Oehlenschläger), Адам Готлоб (14.XI.1779, Копенгаген, -- 20.I.1850, там же) -- дат. писатель. Род. в семье церк. органиста. Учился в Копенгагенском ун-те (с 1800; с 1809 -- проф. эстетики). В юношеские годы увлекся театром писал пьесы в стихах. Э. был противником догматич. рационализма. Он открыл для современников нац. средневековье и сканд. фольклор. Ранняя поэзия Э. (лирика, романсы, драмы в стихах), пронизанная идеями патриотизма и романтич. символикой, вдохновлена мотивами нар. легенд и сказок. Написанные под влиянием нем. идеалистич. философии и эстетики "иенских романтиков" (см. Романтизм) поэма "Золотые рога" ("Guldhornene", 1802) и драма "Игры в ночь на св. Ханса" ("Sankt Hansaften-Spil", 1803), вошедшие в первый сб. "Поэтические произведения" ("Poetiske skrifter", 1805), были своего рода "программой" для автора, а для дат. романтизма -- "увертюрой". В них воплощена идея превосходства простых и наивных "детей природы" с их возвышенными чувствами над сухим рационализмом. Дальнейшее развитие эти тенденции получили в аллегорич. драмах "Аладдин, или Волшебная лампа" ("Aladdin eller den forunderlige lampe", 1805, сокр. рус. пер. 1842) -- на сюжет из "Тысячи и одной ночи", и "Сага о Вёлунде" ("Vaulundurs saga", 1805) -- по мотивам древнесканд. легенды. Романтич. гений Аладдин, борющийся за личное счастье и народоправие, противопоставлен эгоисту Нуреддину -- демону зла.
Во время путешествия по Европе в 1805--09 Э. познакомился с И. В. Гёте, бр. Ф. и А. Шлегелями, А. Л. Ж. де Сталь, под влиянием к-рых в значит. степени развивались его общественно-эстетич. взгляды. Глубже в его произв. стала оценка и правдивее изображение историч. событий, последовательнее освоение традиций У. Шекспира, Ф. Шиллера, франц. классицистской и нем. романтич. драмы. К 1807 относится спор между Э. и Е. Баггесеном, в к-ром столкнулись концепции романтизма и просветительства. Ведущее место в творчестве Э. позднее заняла историч. трагедия, преим. пятиактная: "Ярл Хакон" ("Hakon Jarl", 1807, рус. пер. 1897), "Пальнатоке" (1807, рус. пер. 1968), "Стэркоддер" (1812, рус. пер. в отрывках 1840), в которых Э. поднял в универсально обобщенной форме проблемы борьбы нового со старым: конфликты между язычеством и христианством, принципами народоправия и королевской властью, гуманизмом и социальным злом. В трагедии "Корреджио" (1809) остро поставлен вопрос о трагедии художника и иск-ва в мире собственничества. Мифологич. и условно-историч. сюжеты получили воплощение в многочисл. лирич. трагедиях: "Бальдер Добрый" ("Baldur hin Gode", 1806), "Путешествие Тора в Йотунхейм" ("Thors rejse til Jotunheim", 1807), "Олаф Трюгвасон" (1807), "Аксель и Вальборг" (1808, опубл. 1810, полн. рус. пер. 1968), "Рольф Краге" (1814), "Хагбарт и Сигне" (1815, рус. пер. 1968), "Варяги в Константинополе" ("VФringerne i Miklagaard", 1826), "Карл Великий" ("Carl den Store", 1829) и др. На смену эпич. характерам (Хакон, Пальнатоке, Стэркоддер) приходят натуры утонченные, мятущиеся, страдающие. Действие этих трагедий лишено динамичности, а конфликты имеют преим. любовный характер. В поэме "Хельге" (1814) разработан мотив древнесканд. предания, в романе "Остров в Южном море" ("Øen i Sydhavet", 1824--25) трансформирован сюжет социальной утопии нем. писателя 18 в. Й. Г. Шнабеля "Остров Фельзенбург".
Творчество Э. начиная с 30-х гг. становится более противоречивым. Образы его историч. трагедий в большинстве однолинейны, холодны, а ситуации и мотивы не оригинальны. В трагедиях "Королева Маргарета" ("Dronning Margarete", 1833), "Олаф святой" ("Olaf den hellige", 1836), "Кнуд Великий" ("Knud den Store", 1839), "Эрик Глиппинг" (1844) и др. Э. идеализирует королевскую власть. Сценич. неудачу потерпела философ. трагедия "Сократ" (пост. 1835). В трагедии "Амлет" (1846) Э. дал оригинальную трактовку нац. легенды о дат. принце Гамлете и шекспировского сюжета. Психологич. трагедия "Кьяртан и Гудрун" (1848) выдержана в стиле древнеисл. саги. В автобиографич. соч. "Жизнь" ("Levnet", т. 1--2, 1830--31) и "Воспоминания" ("Erindringer", т. 1--4, 1850--51) Э. сделал попытку осмыслить свой творч. путь.
Велико было влияние Э. на современников. Принято говорить о его школе в дат. лит-ре (Б. Ингеман, К. Бредаль, Н. Грундтвиг и др.). Лучшие традиции Э. продолжены в творчестве Й. Л. Хейберга, Х. К. Андерсена, Х. Херца и др.
Сочинения:
Poetiske skrifter, bd 1--32, Kbh., 1857--62;
Poetiske skrifter, bd 1--5, Kbh., 1926--30;
Breve fra og til Adam Oehlenschläger. Januar 1798 -- November 1809, bd 1--5, Kbh., 1945--50;
Breve fra og til Adam Oehlenschläger. November 1809 -- Oktober 1829, bd 1--4, Kbh., 1953--58;
врус.пер. -- Пьесы. Вступ. ст. А. Погодина, М., 1968.
Литература:
Тиандер К. Ф., Эленшлегер и дат. романтизм, в кн.: История зап. лит-ры (1800--1810), под ред. Ф. Д. Батюшкова, т. 2, М., [1913];
Гозенпуд А., Дат. театр, в кн.: История зап.-европ. театра, т. 4, М., 1964; Andersen V., Adam Oehlenschläger. Et livs poesie, bd 1--3, Kbh., 1899--1900;