Элияссон Лев Соломонович
Новый Кольцов

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Акмеизм в критике. 1913--1917
   СПб.: Изд-во Тимофея Маркова, 2014.
   

Л. Львовский

НОВЫЙ КОЛЬЦОВ

   Появился новый Кольцов.
   Так твердят уже несколько месяцев, urbi et orbi, молодые поэты, группирующиеся вокруг Сергея Городецкого и называющие себя то акмеистами, то футуристами и утверждающие, что они создали новый тип поэзии.
   "Новым Кольцовым" они называют Николая Клюева, автора сборников "Сосен перезвоны", "Братские песни" и "Лесные были". И при этом считают этого "нового Кольцова" своим, включают его в список жрецов акмеизма и футуризма, хотя Клюев начал писать гораздо раньше появления "акмеизма".
   Но не только кружок Сергея Городецкого видит в Клюеве "нового Кольцова": многие любители поэзии, не имеющие ничего общего с этим кружком, точно так же утверждают, что в лице автора "Сосен перезвонов" явился новый народный поэт, не уступающий по своему таланту Кольцову.
   А Валерий Брюсов в предисловии к сборнику Клюева "Сосен перезвоны" сравнивает молодого поэта с прекрасным и диким лесом, полным силы и прелести свободной жизни, -- можно было бы, пожалуй, подумать, что в самом деле второй Кольцов народился.
   Грандиозное явление, если бы это было так, явление, которое действительно могло бы освежить и оздоровить несколько увядший, изломанный и слишком уж вычурный сад современной поэзии.
   Несомненно, в Клюеве есть известная благородная простота, много говорящая сердцу; огнем и жизнью веет от некоторых строк его стихов, но все это недостаточно глубоко, далеко не самостоятельно: немножко мистики Мережковского, немножко стилизации Валерия Брюсова и других модернистов, немножко материалу из старинных русских былин, -- все это действительно перекипело в горниле настоящей, может быть, но мало самобытной, поэтической юной души, сложилось в красивые образы, живые звуки, но до Кольцова г. Клюеву далеко. "Неотвратимые туманы лилово-синих вечеров" -- это не кольцовская мудрая простота описаний картин; любовь к тому, "чему названья нет, что как полунамек загадочностью мучит", -- это не сильная проста любви Кольцова; странная молитва: Братцу одноотчему (я пришел к тебе без боязни, молоденький и бледный как былинка, укажи мне после (тела казни!) в Отчие обители тропинку) -- не молитва, не вера Кольцова.
   Вот почему поэзия Николая Клюева при всех ее достоинствах не является тем глаголом, который жжет сердца людей. И молодой поэт не может сказать о себе то, что он вложил в уста своему "Пахарю":
   
   В мой хлеб мешаете вы пепел,
   Отраву горькую в вино,
   Но я, как небо, мудро светел... --
   
   потому что этого света мудрой простоты как раз ему и не хватает. Вглядитесь в его облик, и вы увидите всего только и опять современную, сложную, загадочную, просветленную, но и утомленную излишней утонченностью переживаний душу.
   
   Печатается по: Л. Львовский. Новый Кольцов // Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф по литературе, наукам и библиографии. 1913. No 5. Май. С. 167--168. Лев Львовский (Элияссон Лев Соломонович) (1870 -- после 1921), литературный критик.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru