Съ русскими паломниками на Святой землѣ весною 1884 года. (Очерки, замѣтки и наблюденія). А. В. Елисѣева. Спб., 1884 г. Наша литература не богата описаніями путешествій въ Палестину, хотя первое изъ нихъ относится къ XII в. и принадлежитъ знаменитому игумену Даніилу-паломнику и несмотря на то, что ни одна христіанская страна не доставляетъ въ настоящее время такой массы богомольцевъ къ Гробу Господню, какъ Россія. Всѣ извѣстныя намъ "путешествія" къ Святымъ мѣстамъ описываютъ личрыя впечатлѣнія и воспоминанія о видѣнномъ авторомъ, но не даютъ настоящаго понятія о положеніи русскаго паломника вообще, т.-е. не привилегированнаго путешественника, а проста то, "сѣраго" русскаго странника. Этотъ-то пробѣлъ заполненъ теперь книгою г. Елисѣева, обстоятельно знакомящею читателя со всѣмъ тѣмъ, что выноситъ нашъ простолюдинъ, идущій поклониться величайшимъ христіанскимъ святынямъ. Сдѣлавши краткій очеркъ всѣмъ страданіямъ, напастямъ и нерѣдко истиннымъ подвигамъ мученичества, какіе выпадали на долю русскаго паломника въ старые годы, авторъ приступаетъ къ описанію мытарствъ, ожидающихъ странника теперь, при усовершенствованныхъ путяхъ сообщенія, при сравнительной свободѣ передвиженія, при покровительствѣ, оказываемомъ паломникамъ палестинскимъ обществомъ и братствомъ. Мытарства эти начинаются съ выправленія паспорта на заграничное путешествіе; но до прихода въ Одессу или, вѣрнѣе, до вступленія странника на пароходъ, не происходитъ ничего такого, чего бы не испыталъ богомолецъ, идущій пѣшкомъ въ Кіевъ или Соловки. То же отсутствіе знанія пути заставляетъ его дѣлать сотни лишнихъ верстъ, а желаніе "заодно" уже поклониться русскимъ святынямъ, помолиться въ томъ или другомъ монастырѣ, удлиняетъ путь еще на сотни верстъ, которыхъ русскій человѣкъ не считаетъ въ своемъ усердіи, разъ онъ пошелъ "на богомолье". Настоящее "трудничество для Бога" начинается съ Одессы. Тутъ г. Елисѣевъ съ большою похвалою говоритъ о пріютахъ для паломниковъ, содержимыхъ аѳонскими монастырями, и весьма неодобрительно отзывается о начальствѣ русскихъ пароходовъ, перевозящихъ странниковъ. Всѣ, отъ капитана до матроса, обходятся съ ними грубо, презрительно, не стѣсняясь, сгоняютъ податливаго и безропотнаго русскаго богомольца съ насиженнаго имъ мѣста для того, чтобы доставить удобства какому-нибудь турку, жиду или греку, ѣдущимъ по своимъ "гешефтамъ", и т. под. Въ Константинополѣ, по словамъ автора, русскіе странники "совсѣмъ бы пропали" безъ помощи тѣхъ же аѳонскихъ монаховъ, содержащихъ, какъ и въ Одессѣ, пріюты для нашихъ богомольцевъ. Русскіе пріюты крайне плохи, не любимы паломниками и не оказываютъ имъ желательной помощи. Русскій консульства еще менѣе удовлетворительны, такъ какъ они, по мнѣнію автора, подкрѣпленному неотразимыми доказательствами, не только никому помощи не оказываютъ, но чинятъ всякія придирки и неправды, только роняющія русское имя на Востокѣ. Съ большою горечью говоритъ г. Елисѣевъ о нашемъ консульствѣ въ Яффѣ и о миссіи въ Іерусалимѣ. При высадкѣ паломниковъ съ русскаго парохода въ Яффѣ дѣло дошло до того, что авторъ и его спутники готовы были обратиться къ защитъ англійскаго и французскаго консуловъ противъ арабовъ-лодочниковъ, безобразничавшихъ надъ русскими въ виду консульскаго агента и чуть ли не съ его вѣдома. Жалобы на яффское консульство, заявляемыя генеральному консулу въ Іерусалимѣ, кладутся просто "подъ сукно", и унизительное для Россіи положеніе нисколько не измѣняется къ лучшему. Въ то время, какъ всякій иностранецъ, какого бы званія я состоянія онъ ни былъ, находитъ въ своихъ консульствахъ самую дѣятельную помощь, совѣтъ, указанія и всякое содѣйствіе, русскій человѣкъ лишенъ въ чужихъ странахъ всякой поддержки. Но и этого мало: вмѣсто помощи, онъ встрѣчаетъ только стѣсненія и придирки со стороны нашихъ консуловъ, которыхъ довольно характерно называютъ на Востокѣ "русскими исправниками".
Не въ привлекательномъ свѣтѣ выставляетъ г. Елисѣевъ дѣятельность русской миссіи и соединеннаго съ нею генеральнаго консульства въ самомъ Іерусалимѣ, куда ежегодно сходятся тысячи русскихъ богомольцевъ. Богатымъ и такъ называемымъ привилегированнымъ, конечно, вездѣ недурно; съ ними вѣжливы по чину и предупредительны по ихъ достатку. Но такихъ десятки на тысячи безотвѣтнаго, сѣраго люда. "Доброе, истинно-христіанское дѣло призрѣнія пришельцевъ въ святой градъ,-- говоритъ авторъ,-- наши русскіе дѣятели съумѣли превратить въ такой хаосъ, въ которомъ нельзя разобраться"... "Лица, заинтересованныя въ этомъ, съ такою, достойною лучшей цѣли настойчивостью закрываютъ все отъ глазъ пріѣзжающихъ, способныхъ видѣть и замѣчать и, что всего страшнѣе, предавать опаскѣ, что все содѣянное и содѣлываемое въ нашихъ постройкахъ,-- этихъ настоящихъ вертепахъ всяческихъ насилій надъ тѣломъ и духомъ паломниковъ,-- остается въ мирной сѣни неизвѣстности". Въ мужскомъ отдѣленіи русскихъ построекъ для пріюта богомольцевъ порядки, все-таки, "немного сноснѣе,-- говоритъ г. Елисѣевъ,-- но въ женскомъ власть пресловутой М. Н., смотрительницы, которой имя проклинаютъ всѣ паломницы, даетъ себя знать тяжело". "Уже одна мысль о взиманіи денегъ за помѣщенія тамъ, гдѣ они построены на кровные гроши этого же сѣраго простаго народа, по меньшей мѣрѣ, не логична". А, между тѣмъ, въ этихъ постройкахъ русской миссіи производится не простое только взиманіе, а настоящее обираніе: "уважишь Марью Николаевну,-- говорятъ въ одинъ голосъ богомолки,-- и она уважитъ тебя"... "а не дашь бакшишу смотрительницѣ.-- и вобьетъ тебя, какъ селедку въ бочку". "Рубль, два, три считаются смотрительницею ни за что, и только за красненькую можно надѣяться получить снисхожденіе". Къ Пасхѣ и Рождеству размѣръ бакшиша-взятки повышается до 25 и 30 руб.
Книга г. Елисѣева представляетъ собою самый обстоятельный "путеводитель" по Святымъ мѣстамъ, съ точными указаніями, гдѣ и что надо сдѣлать паломнику, къ кому обратиться, куда идти, гдѣ сколько слѣдуетъ заплатить или дать, кого остерегаться и т. д. Мы думаемъ, что всякому, собирающемуся предпринять путешествіе къ Святымъ мѣстамъ, необходимо запастись такою книгою; почерпнутыя изъ нея свѣдѣнія могутъ весьма пригодиться, предостеречь отъ многихъ серьезныхъ непріятностей и отъ непроизводительныхъ расходовъ. Книга заканчивается изложеніемъ мнѣній автора о томъ, что желательно было бы сдѣлать въ Палестинѣ для того, чтобы Россія заняла тамъ подобающее мѣсто, приличествующее великой державѣ и могущественной представительницѣ православія.