Петряев Е. Д.
Вятский литератор А. И. Емичев - сотрудник пушкинского "Современника"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Петряев Е. Д. Вятский литератор А. И. Емичев -- сотрудник пушкинского "Современника" // Временник Пушкинской комиссии, 1965 / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. -- Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1968. -- С. 56--https://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v68/v68-056-.htm
   

Е. Д. ПЕТРЯЕВ

ВЯТСКИЙ ЛИТЕРАТОР А. И. ЕМИЧЕВ -- СОТРУДНИК
ПУШКИНСКОГО "СОВРЕМЕННИКА"

   Во втором томе пушкинского "Современника" (июнь 1836 г.) появилось два произведения вятичей -- "Записки" Н. А. Дуровой и статья А. Емичева "Мифология вотяков и черемис". Если биография "кавалерист-девицы" хорошо известна, то сведения о Емичеве крайне скудны. Его имя не упоминается в "Источниках словаря русских писателей" С. А. Венгерова,1 а указанная статья осталась не учтенной и в этнографической литературе. Пока удалось выяснить (преимущественно по материалам Кировского областного архива) лишь некоторые факты биографии Емичева. Приводим их в виде краткой сводки.2
   Алексей Иванович Емичев, сын штаб-офицера, родился в 1808 г. в городе Слободском (около Вятки), окончил местное уездное училище и был "временно канцеляристом" в уездном суде. Его братья -- Александр (род. в 1804 г.) и Иван (род. в 1812 г.) -- тоже служили по судебной части; позже Александр стал уездным судьей, а Иван соляным приставом.
   Еще учеником Алексей Емичев проявлял большой интерес и способности к языкам и литературным занятиям. В мае 1825 г. Совет Казанского университета утвердил его учителем первого класса в Котельническом уездном училище. Посетивший Котельнич в 1828 г. визитатор учебных заведений, известный писатель и историк П. А. Словцов особо отметил Алексея Емичева как начитанного и способного учителя и прислал ему в подарок свою книгу "Письма о Сибири" (СПб., 1826).3
   В 1831 г. Емичев перевелся в Вятку. По некоторым сведениям, он состоял заседателем в губернском суде. В Вятке уже были определенные литературные традиции. Здесь в 1825--1827 гг. служил известный фельетонист и очеркист 1820--1830-х годов П. Л. Яковлев.4 Емичев мог с ним встречаться. Эпиграммы Яковлева из его рукописного журнала "Хлыновский наблюдатель" расходились в списках, вызывали подражания, поддерживали "склонность к сатире". Вятские сатирические стихи той поры попадали и в печать. Так, по поводу куплетов о местных сплетницах, напечатанных в "Молве", в 1831 г.,5 возникло даже следственное дело. В сочинительстве подозревали сына губернатора, но действительным автором, по-видимому, был сверстник Емичева -- канцелярист Иван Александрович Раевич, впоследствии "московский сочинитель", оказавшийся в 1840 г. узником Шлиссельбурга.6
   Вятка еще не имела общественной библиотеки, поэтому единственным местом, где любители книг могли знакомиться с новинками, была гимназия. В ее библиотеке, кроме учебников, было боле 1600 томов, в том числе и многие сочинения Пушкина. С конца 20-х годов заказами на журналы и книги ведали учители -- Ф. В. Лозинский (бывший секретарь общества филоматов, товарищ поэта А. Мицкевича) и А. Ф. Савельев -- широко образованный и талантливый преподаватель словесности. В 1832 г. Савельев написал "Разговор" для прочтения на публичном акте в училище канцелярских служителей. Смелый характер этого "Разговора" вызвал среди чиновничества целую бурю. В итоге Савельев получил строжайший выговор от министра народного просвещения и был переведен в нижегородскую гимназию под особый надзор ее директора.
   Тогда в Вятку были высланы многие выдающиеся люди: знаменитый архитектор Витберг, доктор прав Афцелиус, доктор богословия Х. Беттигер (у него, как у "чрезвычайно ученого человека", Герцен занимался немецким языком), К. В. Шапалинский -- учитель Гоголя, бывший профессор Гимназии высших наук в Нежине, и др. Емичев близко знал многих ссыльных. Их охотно приглашали на семейные и дружеские встречи, принимали в лучших домах. В мае 1835 г. в Вятку приехал Герцен. Емичев, конечно, встречался с ним в канцелярии губернатора и у общих знакомых (например, у А. Е. Скворцова, ведавшего гимназической библиотекой). По-видимому, к началу 1830-х годов относятся первые выступления Емичева в печати. Еще П. А. Словцов поощрял его к сотрудничеству в журналах. Одно из ранних стихотворений Емичева -- "К Лизе", чрезвычайно слабое и подражательное, мы находим в "Молве" 1831 г.; вероятно, не случайно оно появляется на страницах надеждинского листка вскоре после выхода сатирических куплетов другого вятского литератора, о которых речь шла выше.7 В надеждинском же "Телескопе" печатается через четыре года и рассказ Емичева "Заклятый поцелуй" с эпиграфом из "Кавказского пленника" Пушкина ("Не долго женскую любовь...").8 Тогда же особенное внимание вятичей привлек рассказ Емичева "Любовь бедных людей".9 В нем описывалась трагическая судьба молодого чиновника Владимира. Некоторые детали очень напоминали вятскую действительность. В только что открытом городском саду показывали на высоком берегу Вятки место самоубийства Владимира. По проекту Витберга тут была построена знаменитая ротонда, сохранившаяся до наших дней.
   В начале 1836 г. вышел сборник повествовательных произведений Емичева "Рассказы дяди Прокопья" (СПб., 1836, in 12о, 232 стр.; ценз. разреш. 25 янв. 1836 г.). Книга открывалась стихотворным посвящением некоему "Е. Е. Р-чу", датированным январем 1836 г., в котором находятся, в частности, следующие строки:
   
   Уныл мой путь, тоскою томимый!
   Судьбы ничем не отвратишь,
   Но ты, о друг незаменимый,
   Давно, давно меня хранишь...
   
   По-видимому, этот Р-ч позже помог Емичеву перебраться в столицу и получить должность секретаря второго (судебного) департамента Сената. Книгу составили рассказы: "Воспоминание" (стр. 7--117; прежнее название "Любовь бедных людей"), "Рожок" (стр. 119--162) и "Глухая Машенька" (стр. 163--232, посв. "Сестре М. П. К."). Сборник вызвал отрицательный отзыв в "Библиотеке для чтения". Хотя рецензия была анонимной, но авторство Сенковского не вызывает сомнений: в каждой ее строке чувствуется редактор журнала, не без хвастовства разъясняющий приемы своей обработки рукописей, поступающих в редакцию. Бахвальство Сенковского и его бесцеремонные переделки всего, что попадало ему в журнал, как известно, были высмеяны Гоголем еще в первом томе пушкинского "Современника". Рассказ Емичева в "Библиотеке для чтения", как находил Сенковский, весьма понравился публике лишь из-за того, что был умело исправлен редактором ("слог стал жив, плавен, разнообразен, обороты исполнены легкости и вкуса, содержание мило и порой остроумно"), а перепечатанный в книге без редакционных исправлений оказался плохим: "уверенность в своем искусстве на этот раз совершенно обманула г. Емичева"; он "обезобразил эту повесть всею неловкостью неопытной литературной руки".10 Кстати, в повести "Любовь бедных людей" были приведены строки из "Евгения Онегина" ("Его уж нет, Младой певец нашел безвременный конец" и т. д.) с именем Пушкина, а стихотворение, которое читал герой рассказа, прямо относилось к литературным боям тех лет:
   
   Прощай, поэзия младая!
   И ты состарилась у нас;
Теперь, широко позевая,
   Романы пишем на заказ,
   И стих, взлелеянный на лире,
   Лишь в эпизодах кажет лик,
   Как на изношенном мундире
   Сияет шитый воротник.
   
   Вскоре Пушкин напечатал в "Современнике" уже упоминавшуюся статью Емичева.11 В ней, после краткой справки об истории Вятской земли, описываются особенности духовной жизни первообитателей края -- удмуртов (вотяков) и марийцев (черемисов). Они еще сохраняли традиционные обряды и жертвоприношения Намариме (удмурты), Юме (марийцы) и другим своим богам. В фанатической нетерпимости к "идолопоклонникам" православные миссионеры не стеснялись обращаться к помощи полиции. Емичев глухо упоминает о взорванном ею священном камне марийцев. Этот камень (Чембулат на берегу реки Немды) уничтожили по настоянию митрополита московского Филарета. О других притеснениях было хорошо известно. Например, один мариец жаловался, что с его матери взяли 50 рублей за то, что в их доме в постный день нашли сырную лепешку. С явным сочувствием приводит Емичев "с достоверного списка" одну из молитв марийцев, называя ее "замечательной по своей простоте и чувственным желаниям".
   Статья в "Современнике" впервые в литературе касалась очень острого и важного вопроса. В этом снова проявилась необыкновенная широта взглядов Пушкина, его внимание к забитому "инородцу".
   Через год очерк на ту же тему написал Герцен (опубликован в 1838 г.).12 По материалу и сходству описаний видно, что Герцен использовал статью Емичева и, следовательно, еще в Вятке читал пушкинский "Современник". Два первых его тома хранились в Вятской публичной библиотеке с момента ее открытия в 1837 г.
   Статью Емичева передал Пушкину, видимо, В. Ф. Одоевский. В феврале или начале марта 1836 года поэт писал Одоевскому о статьях для "Современника" "... мифологии еще не читал. На днях возвращу Вам рукопись".13 Знакомство Емичева с Одоевским подтверждают семь писем, хранящихся в Отделе рукописей Публичной библиотеки в Ленинграде.14 В них Емичев сообщает Одоевскому о ходе некоторых судебных дел в Сенате. В. Ф. Одоевский включил Емичева в перечень будущих сотрудников журнала "Отечественные записки".15 В этом журнале, действительно, была напечатана повесть Емичева "Советница".16
   В произведениях Емичева немало явно автобиографических элементов. В "Рассказах дяди Прокопья" описывается публичный экзамен в уездном училище. В "Советнице" в письме девицы к подруге изображены картины жизни в мелких городах Вятской губернии (Слободской, Котельнич) и в самой Вятке.17
   Емичев служил в Сенате в 1838--1846 гг., затем перешел в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел, где был счетоводом, а потом начальником финансового отделения. В 1852 г. в списках чиновников он уже не числился и, видимо, вскоре умер.
   Судьба его бумаг пока неизвестна. "Корни" Емичевых в Слободском исчезли в 70-х годах прошлого века.

-----

   1 Правда, в "предварительном списке русских писателей и ученых" (С. Венгеров. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Изд. 2. Пгр., 1915, стр. 273) сделано краткое указание: "А. Емичев, беллетр., 1836 г.", свидетельствующее, что никакими данными об этом лице С. А. Венгеров не располагал. Упоминание о статье "Мифология вотяков и черемис" как выражающей общую позицию пушкинского "Современника" есть в книге М. Еремина "Пушкин-публицист" (Гослитиздат, М., 1963, стр. 274--275) также без всяких сведений об ее авторе. В книге: Е. И. Рыскина "Журнал А. С. Пушкина "Современник". 1836--1837. Указатель содержания" ("Книга", М., 1967, стр. 84) раскрыты только имя и отчество Емичева как автора статьи "Мифология вотяков и черемис"; какие-либо даты или факты из его биографии здесь также отсутствуют.
   2 Кировский областной государственный архив (далее цитируется сокращенно -- КОГА), фонд 205, опись 1, No 915, л. 4; No 910, л. 36. -- Предварительные архивные справки об А. И. Емичеве были уже приведены в книге Евг. Петряева "Литературные находки. Очерки культурного прошлого Вятской земли" (Волго-Вятское книжное издательство, Киров, 1966, стр. 86--90).
   3 КОГА, ф. 205, оп. 1, No 925, лл. 4--7.
   4 КОГА, ф. 583, оп. 55, No 1984, л. 1 и сл.
   5 Куплеты из водевиля "Сплетницы, или Лай мордашек", на голос: C'est l'amour, l'amour, etc. "Молва", 1831, No 36, стр. 145--146. Подп.: Вятка. 1831 года, 19 августа.
   6 КОГА, ф. 582, оп. 139, NoNo 10 и 574.
   7 "Молва", 1831, No 48, стр. 340--341.
   8 "Телескоп", 1835, сентябрь, стр. 401--414. -- До этого в "Московских ведомостях" (1833, No 5) Емичев напечатал заметку о праздновании в Вятке дня тезоименитства Николая I.
   9 "Библиотека для чтения", 1835, т. XIII, отд. 1, стр. 169--206.
   10 "Библиотека для чтения", 1836, т. XVII, отд. VI, стр. 6. -- В. Каверин в книге "Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского, журналиста, редактора "Библиотеки для чтения"" (изд. 2, М., 1966, стр. 62--63), говоря о бесцеремонных переделках Сенковского, приводит большую цитату из указанной рецензии его на "Рассказы дяди Прокопья" и замечает, что в ней "принципы его редакторской работы были объяснены с исчерпывающей полнотой".
   11 А. Емичев. Мифология вотяков и черемис. "Современник", 1836, т. II, стр. 180--186. -- "Любопытствуя узнать что-либо о вероисповедании этих первообитателей моей родины, -- писал Емичев в этой статье, -- я успел собрать некоторые черты их мифологии".
   12 Статья А. И. Герцена "Вотяки и черемисы" напечатана в "Прибавлениях к "Вятским губернским ведомостям"", в NoNo 1 и 3 за 1838 г. (перепеч. в Собрании сочинений А. И. Герцена в тридцати томах, т. I. Изд. АН СССР, М., 1954, стр. 368--372).
   13 Акад., т. XVI, стр. 89. -- "Второй No Современника, -- писал Пушкин П. В. Нащокину 27 мая 1836 г., -- очень хорош, и ты скажешь мне за него спасибо. Я сам начинаю его любить и, вероятно, займусь им деятельно" (XVI, 121). Комментарий к этим словам см. в кн.: М. Еремин. Пушкин-публицист. М., 1963, стр. 382--383.
   14 ГПБ, ф. 539.
   15 См.: Пушкин. Исследования и материалы, т. 1, М.--Л., 1956, стр. 339 (ср.: А. П. Могилянский. А. С. Пушкин и В. Ф. Одоевский как издатели обновленных "Отечественных записок". "Известия АН СССР. Серия истории и философии", 1949, т. VI, No 3, стр. 209--226). -- В составленной В. Ф. Одоевским в 1838 г. программе журнала "Отечественные записки" А. Емичев назван среди составителей отдела "Современная хроника России". Из архивных данных, опубликованных в книге: В. И. Кулешова ""Отечественные записки" и литература 40-х годов XIX в." (М., 1959, стр. 23, 271), видно, что сотрудником этого журнала А. Емичев являлся еще в мае 1848 г. См. здесь же упоминания Емичева на стр. 359.
   16 А. Емичев. Советница. "Отечественные записки", 1839, т. VI, стр. 45--81.
   17 В "Северной пчеле" (1833, No 4) напечатано "Письмо к другу из Вятки" (подписано: "Е. Глухой") о спектаклях (комедии "Воспитанник любви" и "Женихи") и вечерах в Вятском благородном собрании. "Е. Глухой", -- видимо, псевдоним Емичева (он оставил учительство именно "по тугоухости").
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru