|
Скачать FB2 |
| |
Карманный Ибсенъ
Собраніе лучшихъ драмъ Генрика Ибсена, сокращенныкъ, пересмотрѣнныхъ и слегка и передѣланныхъ для серьезныхъ цѣнителей *).
1.
Нора или клѣтка для птички.
ДѢЙСТВIЕ I.
Комната, со вкусомъ убранная дешевою художественною мебелью. На этажеркѣ бездѣлушки, на газовомъ подсвѣчникѣ виситъ гирлянда обезьянъ, сдѣланныхъ изъ плюша. Повсюду разбросаны японскіе вѣера, скелеты, пауки, лягушки и ящерицы: фарфоровая печь, украшенная снимательными картинками. Этажерка съ книгами въ роскошныхъ переплетахъ. Окно. Изъ передней слышенъ звонокъ. Слышно, какъ дверь отворяется и потомъ захлопывается. Входитъ Нора со свертками. Вслѣдъ за нею посыльный вноситъ елку и ставитъ на полъ. Нора даетъ ему шиллингъ, послѣ чего онъ ворча удаляется. Нора весело напѣваетъ и ѣстъ леденцы. Гельмеръ высовываетъ голову изъ. своего кабинета, и Нора осторожно прячетъ леденцы.
ДѢЙСТВIЕ II.
Въ комнатѣ прежняя дешевая художественная мебель, съ тою лишь разницей, что на елкѣ висятъ оплывшія свѣчи, видимо, недавно потушенныя. Лягушки изъ ваты и плюшевыя обезьяны -- въ безпорядкѣ, а на софѣ лежитъ верхнее платье.
Занавѣсъ.
ДѢЙСТВIЕ III.
Та же комната, только софа чуть-чуть сдвинута съ мѣста, и одна изъ японскихъ лягушекъ упала въ каминъ. Г-жа Линденъ сидитъ и читаетъ книгу, но не понимаетъ ни слова.
2. >
Гедда Габлеръ.
ДѢЙСТВIЕ I.
Сцена представляетъ веселенькую гостиную, декорированную темными цвѣтами. Въ глубинѣ сцены -- широкая дверь, завѣшанная чернымъ крепомъ и ведущая въ другую, черную гостиную, въ которой надъ софой, набитой чернымъ лошадинымъ волосомъ, виситъ посмертный портретъ покойнаго генерала Габлера. Рояль покрытъ красивымъ чехломъ. Сквозь окна задней гостиной видна глухая стѣна кладбища. Диванчики, козетки, стулья и пр. покрыты изящными чехлами изъ черной бумазеи и обиты маленькими круглыми гвоздиками. Повсюду разбросаны букеты иммортелей и сухой травы. (Входитъ тетя Юлія -- добродушная дама въ нарядной шляпкѣ).
Занавѣсъ.
ДѢЙСТВIЕ II.
Сцена представляетъ веселенькую мрачную гостиную. Время -- послѣ полудня. Гедда стоитъ въ задней гостиной и заряжаетъ пистолетъ.
ДѢЙСТВIЕ III.
Сцена представляетъ ту же комнату, но такъ какъ теперь вечеръ, то въ ней темнѣе, чѣмъ всегда. Занавѣсы изъ чернаго крепа спущены. Служанка съ черными лентами на чегщѣ и красными глазами входитъ и спокойно, осторожно зажигаетъ лампу. Изъ задней гостиной слышатся аккорды фортепіано. Входитъ Гедда и вглядывается въ темноту. Короткая пауза. Входитъ Тесманъ.
3.
Дикая утка.
ДѢЙСТВІЕ I.
Въ домѣ Верле. Впереди -- богато меблированный кабинетъ. Обитая зеленой байкой дверь ведетъ въ контору Верле. На заднемъ планѣ -- раскрытыя двери показываютъ изящную столовую, гдѣ происходитъ блестящее норвежское обѣденное пиршество. Масса наемныхъ слугъ. Звонъ стакана, по которому ударяютъ ножомъ. Крики: "Браво". Слышенъ длиннѣйшій спичъ старика Верле, который, согласно принятому въ норвежскомъ обществѣ обыкновенію, провозглашаетъ тостъ за здоровье экономки г-жи Сэрби. Затѣмъ изъ гостиной выходятъ нѣсколько близорукихъ, обрюзгшихъ и плѣшивыхъ камергеровъ, въ сопровожденіи Гіаіьмара Экдаля, который застѣнчиво ежится при ихъ замѣчаніяхъ.
Занавѣсъ.
ДѢЙСТВІЕ II.
Фотографическая мастерская Гіальмара Экдаля. Вокругъ разставлены камеръ-обскуры, подставки для головы и другія орудія пытки. Типа Экдаль и ея дочь Гедвига, 14 лѣтъ, въ очкахъ, сидятъ въ ожиданіи Гіальмара.