Эренбург Илья Григорьевич
И. Г. Эренбург: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЭРЕНБУРГ, Илья Григорьевич [14(27).I.1891, Киев, -- 31.VIII.1967, Москва] -- рус. сов. писатель, обществ. деятель. Род. в семье инженера. Детство провел в Киеве. Учился в 1-й Моск. гимназии; из 6-го класса был исключен за участие в работе революц. орг-ции большевиков. В 1908 арестован, в дек. 1908 эмигрировал в Париж, где продолжал революц. работу, но затем отошел от политич. жизни. Первое стих. Э. опубл. в 1910. В Париже вышли сб-ки стихов "Я живу" (1911), "Будни" (1913), "Детское" (1914) и др., впоследствии оцененные критикой и самим Э. как ученические и стилизаторские.
   1-я мировая война оказала сильное воздействие на социально-этич. позицию Э.: обострился его конфликт с бурж. действительностью, усилились настроения скепсиса и критицизма. Стихи 1914--15, составившие кн. "Стихи о канунах" (1916), были пронизаны резким неприятием "гибнущей Европы", империалистич. войны.
   В стихах господствовали интонация болезненного надлома, ожидание краха старого мира ("все томится, никнет и бредит одним концом") и предощущение надвигающихся социальных перемен. Будущее казалось неразрывно связанным с нар. бунтом, пролитой "пугачьей кровью". Год 1916 Э. называл "буйным кануном".

0x01 graphic

   В 1915--17 Э. -- корреспондент газет "Утро России" (Москва) и "Биржевые ведомости" (Петроград). Воен. корреспонденции этих лет стали началом его журналистской работы (вошли в кн. очерков "Лик войны", 1920).
   В июле 1917 с группой политич. эмигрантов Э. вернулся в Россию, но Октябрьскую революцию он вначале не понял. Сомнения и колебания тех лет нашли отражение в кн. стихов "Молитва о России" (1918), к-рую через три года сам Э. оценил как "художественно слабую, идеологически беспомощную и ничтожную" ("Русская книга", Берлин, 1921, No 9). В 1918--23 были созданы сб-ки стихов "Огонь" (1919), "Кануны" (1921), "Раздумья" (1921), "Зарубежные раздумья", "Опустошающая любовь" (оба -- 1922), "Звериное тепло" (1923) и др.
   Писатель искренне приветствовал рождение "иного, великого века", но испытывал при этом "восторг и ужас перед современностью" (сб. "Кануны", Берлин, 1921, с. 3). Так возникло наивное и высокопарное уподобление революции кровавому смерчу, сравнение ее с "очистительным костром", "опустошающей любовью".
   Весной 1921 Э. уехал за границу, где написал свою первую прозаич. книгу -- философско-сатирич. роман "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников..." (1922). По воспоминаниям Н. К. Крупской, роман был положительно оценен В. И. Лениным (см. "Об искусстве и литературе", 1963, с. 38). "Хулио Хуренито..." -- первая широкая панорама в творчестве Э.; это -- мозаичная картина жизни Европы и России времен 1-й мировой войны и революции, обладающая внутренней цельностью благодаря протестующему и отрицающему голосу самого автора. В романе отразилась сложность худож.-философской концепции Э. 20-х гг.: отрицание взаимосвязи личности и об-ва; человек подавлен, смят и уничтожен об-вом; мир предстает как хаос, империалистич. война -- как столпотворение, разверзшаяся бездна. Железная дисциплина пореволюц. об-ва, принципы воли и логики, положенные в его основу, были восприняты Э. как неоправданно жесткие по отношению к человеку, его стремлению к любви, радости, жизни чувств. Так появился осн. психологич. конфликт его романов 20-х гг. -- конфликт долга и чувства, противопоставление человека об-ву ("Жизнь и гибель Николая Курбова", 1923, "Любовь Жанны Ней", 1924, и др.).
   В противоположность мн. критикам 20-х гг., расценивавшим стихию иронии и скептицизма в "Хулио Хуренито..." как "всеуничтожающий смех" (см. "Сибирские огни", 1923, No 3, с. 168), А. В. Луначарский считал, что скепсис Э. "...направлен на ценности старого мира, и с этой точки зрения... он наш союзник" (Собр. соч., т. 4, 1964, с. 293).
   В эти же годы в творчестве Э. усиливается критика капитализма, бурж. морали, обостряется анализ противоречий бурж. культуры ("Тринадцать трубок", 1923, "Трест Д. Е.", 1923). Склонность к обобщениям, тяготение к "общему", "монументальному" побуждали Э. напряженно сопоставлять факты из жизни стран и народов, порождали широту сопоставлений и впоследствии привели Э. к постановке эпохальных конфликтов (противостояние сил мира и войны в масштабах человечества), к теме интернац. солидарности и общечеловеч. братства борцов против фашизма, к оригинальной жанровой форме панорамного романа.

0x01 graphic

Обложка А. Страхова.

   Годы 1921--24 Э. живет в Берлине, сотрудничает в журн. "Русская книга" (1921) и "Новая русская книга" (1921--23), где печатает статьи о совр. рус. искусстве. В 1922 публикует книги "Портреты русских поэтов" и "А все-таки она вертится" (манифест в защиту конструктивизма в иск-ве). В 1924--26 созданы социально-психологич. романы "Рвач" (1925) и "В Проточном переулке" (1927), в к-рых писатель, с одной стороны, утверждал величие революции, с другой -- видел в нэпе уступку капитализму.
   Конец 20-х -- нач. 30-х гг. -- время ломки и переосмысления социально-философских взглядов писателя (кн. "Белый уголь, или Слезы Вертера", 1928) и его худож. позиций (кн. "Единый фронт", 1930). Поездки Э. в Испанию (1931), Германию (1931) и др. страны Европы убедили его в наступлении фашизма. Он увидел: "...буря надвигалась... фашизм наступает и... его противники разъединены" (Собр. соч., т. 8, 1966, с. 586, 587). Действительность предстала перед ним как два разных полюса, два резко противоположных мира, столкновение к-рых было неизбежно. Э. понял: "...судьба солдата не судьба мечтателя и... нужно занять свое место в боевом порядке" (там же, с. 591). Он активно включается в жизнь сов. страны -- знакомится со строительством магистрали Москва -- Донбасс, посещает Кузнецк и др. места строек 1-й пятилетки (1932). 1931--32 годы оказались решающими в судьбе Э.

0x01 graphic

0x01 graphic

Обложка и фронтиспис В. Козлинского.

   В 1932--33 был написан в Париже и там же впервые опубл. роман "День второй" (1933, отд. изд. 1934), философская проблематика к-рого включала в себя пересмотр прежнего скептицизма, интерес к рождению духовной культуры нового человека. Современность в ее динамике, массы в брожении, стихия строительства, втянувшая в себя тысячи судеб, -- все это привело Э. к необходимости ввести в роман "...большое количество лиц и характеров, простой (без сложной интриги) сюжет вещи..." ("Лит. газета", 1934, 2 авг., с. 4). Так возникла "многогеройность" как стилевая особенность романов Э.
   Годы 1936--39 Э. с нек-рыми перерывами провел в Испании в качестве корреспондента "Известий". Представительствовал как сов. писатель-антифашист на междунар. конгрессах в защиту культуры (1935, 1937), выступал как журналист, эссеист, поэт (сб. стихов "Верность", 1941), прозаик (сб. рассказов "Вне перемирия", 1937; роман "Что человеку надо", 1937). Надежды Э. на духовное возрождение Европы связаны с чувством интернационализма, с фронтом антифаш. сил.
   В 1940 писатель начал работу над романом "Падение Парижа" (1941; Гос. премия СССР, 1942) -- о "французской трагедии", о политич., нравств., историч. причинах разгрома Франции нем. оккупантами во 2-й мировой войне. С началом Великой Отечеств. войны приобрела широкую известность боевая публицистика Э. Он постоянно выступал в газ. "Правда", "Известия", "Красная звезда", во фронтовой печати с острым разоблачением политики и морали фашизма, апеллируя к совести народов, укрепляя священное чувство мужества, ненависть к врагу, веру в победу, любовь к борющемуся человечеству. Антифашистские статьи и памфлеты Э. вошли в 3-томную кн. публицистики "Война" (1942--44).
   В дни войны возник замысел романа "Буря" (1946--47; Гос. премия СССР, 1948); как и в "Падении Парижа", в центре повествования не батальный аспект войны, но мироощущение личности в период крупнейших социальных сдвигов. "Мы видим, -- писал Э. в 1944, -- клубок сильных чувств, высокое горение и золу, мужество и смятение, подлинную человеческую бурю" ("Новый мир", 1944, No 1--2, с. 212). Осн. конфликт эпохи -- противостояние фашизма и антифашизма раскрывается в "Буре" через изображение множества самостоятельных, но подвластных историческим катаклизмам судеб. Худож.-философской основой романов "Падение Парижа" и "Буря", определившей их структуру и жанровые особенности, было стремление создать образ мира, показать, как история отд. человека перерастает в историю об-ва, раскрыть процесс усложнения социальных связей человека.

0x01 graphic

И. Эренбург. Портрет работы П. Пикассо. 1948.

   В послевоен. годы Э. опубл. роман "Девятый вал" (1951--52) и повесть "Оттепель" (1954--56), вызвавшую острые споры. Выступал также как мастер лит.-критич. эссе и лит. портрета ("Французские тетради", 1958; "Перечитывая Чехова", 1960). После долгого перерыва Э. возвращается к поэзии (сб. "Стихи", 1959). Наиболее значит. произв. последних лет -- воспоминания "Люди, годы, жизнь" (кн. 1--6, 1961--65) -- книга, написанная в традициях философско-субъективной мемуаристики, в к-рой широко представлены духовные искания 20 в. Критика высоко оценила лит. портреты, созданные Э., однако оспаривала его концепцию иск-ва и понимание нек-рых явлений обществ. жизни. Сам Э. писал о своей книге: "Она, разумеется, крайне субъективна, и я никак не претендую дать историю эпохи... Эта книга -- не летопись, а скорее исповедь..." ("Люди, годы, жизнь", кн. 3--4, 1963, с. 9).
   Э. неоднократно избирался депутатом Верх. Совета СССР, был вице-президентом Всемирного Совета Мира, участником Междунар. конгрессов в защиту мира в Париже, Вроцлаве, Варшаве и др. Лауреат междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1952). Книги Э. переведены на осн. языки мира.

Сочинения:

   Полн. собр. соч., т. 1--8, М. -- Л., 1928--29;
   Соч., т. 1--5, М., 1952--54;
   Собр. соч., т. 1--9, М., 1962--66;
   Необходимое объяснение, "Лит. газета", 1957, 9 и 12 февр.;
   Автобиография, в кн.: Сов. писатели. Автобиографии, т. 2, М., 1959;
   Летопись мужества. Публицистич. ст. военных лет. [Предисл. К. Симонова. Послесл. Л. Лазарева], М., 1974.

Литература:

   Брюсов В., "Стихи о канунах". [Рец.], "Рус. ведомости", 1916, 6 июля
   Трифонова Т. К., Илья Эренбург. Критико-биографич. очерк, М., 1952;
   ее же, И. Г. Эренбург, в кн.: История рус. сов. лит-ры, 2 изд., т. 4, М., 1971;
   Симонов К., Новая повесть Ильи Эренбурга ["Оттепель"], "Лит. газета", 1954, 17 и 20 июля;
   Книпович Е., Стендаль и Эренбург, в ее кн.: В защиту жизни, 2 изд., М., 1959;
   Белая Г., Илья Эренбург, "Октябрь", 1961, No 1;
   Федин К., Илья Эренбург, Собр. соч., т. 9, М., 1962;
   Рубашкин А., Публицистика Ильи Эренбурга против войны и фашизма, М. -- Л., 1965;
   Ландау Е., Лит.-критич. деятельность Ильи Эренбурга в нач. 20-х годов, в кн.: Сов. лит-ра 20-х годов. Материалы межвузовской науч. конференции, Челябинск, 1966;
   Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 6, ч. 2, М., 1969.

Г. А. Белая.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 8: Флобер -- Яшпал. -- 1975. -- Стб. 942--946.
   Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-9423.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru