Гофман фон-Фаллерслебен (собственно Август-Генрих Hoffmann, родившийся в дер. Фаллерслебен, 1798--1874) -- был сначала профессором немецкого языка и литературы в Бреславле; издал много ценных для истории древнегерманской литературы соч.: "Althochdeutsche Glossen", "Fundgruben für Geschichte deutscher Sprache und Litteratur", "Sumerlaten, mittelhochdeutsche Glossen aus den Handschriften der Hofbibliothek zu Wien" и друг. К этому же времени относятся его капитальные сочинения: "Geschichte des deutschen Kirchenliedes bis auf Luthers Zeit" (3 изд. 1861) и "Die deutsche Philologie im Grundriss" (1836). Рядом шла и деятельность поэтическая. За первыми его стихотворениями, "Lieder und Romanzen" (1821), последовали: "Allemannische Lieder" (5 изд. 1843); "Immergrün" (1826); "Jägerlieder" (1828); "Das Buch der Liebe" (1836); три сборника "Gedichte" (1827, 1834 и 1837), в которых поэт обнаружил значительный лирический талант. Главная особенность поэзии Г. -- талантливое усвоение приемов народной песни. Многие из его песен, в свою очередь, перешли в народ и распеваются им до сих пор. Увлекшись идеями "Молодой Германии", Г. в 1840 г. напечатал "Unpolitische Lieder", из-за которых был лишен кафедры и пенсии и изгнан из Пруссии. Преследуемый полицией и в других союзных государствах, Г. провел пять полных лишений лет в беспрерывных странствованиях и поселился наконец в Мекленбурге. Революция 1848 г. дала ему возможность вернуться в Пруссию; позже он переехал в Веймар, где с Оскаром Шаде издавал "Weimarische Jahrbüchr für deutsche Sprache etc.", a с 1860 г. был библиотекарем герцога Ратиборского в замке Корвей. Эти годы его жизни тоже богаты исследованиями в области древненемецкой литературы и, главным образом, истории народной песни. Он издал "Unsre volkstümlichen Lieder" (3 изд. 1869); "Die deutschen Gesellschaftslieder des XVI und XVII Jahrhunderts" (2 издание 1860); "Ruda. Polnische Volkslieder der Oberschlesier" (1865); "Lieder der Landsknechte" (1868) и др. С 1858 г. он издавал "Findlinge" -- сборник неизвестных прежде литературных памятников. Весьма ценны для изучения древненидерландской литер. его "Horae belgicae" (1830--62). К его "Неполитическим песням" примыкают "Deutsche Lieder aus der Schweiz" (1843 и 1845), "Deutsche Gassenlieder" (2 изд. 1845), "Diavolini" (2 изд. 1847), "Hoffmannsche Tropfen" (1844). Другого характера были его "Fünfzig Kinderlieder" (4 изд. 1866); "Maitrank" (1844); "Salonlieder" (1844); "Hundert Schullieder mit Volksweisen" (1848); "Deutsches Volksgesangbuch" (1848); "Liebeslieder" (1851); "Heimatklänge" (1850); "Rheinleben" (1851); "Kinderwelt in Liedern" (1853); "Lieder aus Weimar" (3 изд. 1857) и др. Последними по времени были его политические песни: "Streiflichter" (1871). После "Неполитических песен" особенной известностью пользуются в Германии "Уличные" и "Салонные песни". Ему часто придается эпитет немецкого Беранже. Несколько его стихотворений переведены на русский яз. П. Вейнбергом (Гербель, "Нем. поэты" 1877 г., стр. 504 и сл.). Едко осмеивает Г. в своих стихотворениях, часто облеченных в форму эпиграммы, реакционные идеи его времени; у него много правдивости, энергии, сарказма, но основной тон -- немецкое благодушие. Ср. его автобиографию: "Mein Leben" (1868--70); J. M. Wagner, "H. von Fallersleben" (1869--70); Gottschall, "Porträts und Studien" (1876).
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. IX (1893): Гоа -- Гравер, с. 457.