Филарет
Слово в день святого Апостола Варнавы, при посещении города Волоколамска

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово в день святого Апостола Варнавы, при посещении города Волоколамска

(Говорено Июня 12 дня).

1824

   И послаша Варнаву преити даже до Антиохии: иже пришед и видев благодать Божию, возрадовася, и моляше всех изволением сердца терпети о Господе. (Деян. XI, 22--23).
   Когда святые Апостолы, находясь во Иерусалиме, услышали, что в Антиохии не только Иудеи, но и язычники начали принимать веру во Иисуса Христа: тогда они, для удостоверения, как должно полагать, в сем вожделенном событии, а в случае подлинности оного и для утверждения верующих, из среды себя "послаша Варнаву преити даже до Антиохии". Дерзаю сказать, что и меня в сей верный град послали Апостолы, если не словом повеления, то делом примера, подобно как и сей самый Варнава с Павлом, в другом случае не требуя нового повеления от Апостолов, сами решились повторить дело своего посланничества. "Подобает, -- говорили они, -- посетити братию нашу во всех градех, в них же проповедахом Слово Господне, како пребывают" (Деян. XV, 36).
   Святый Варнава, пришед во Антиохию "и видев благодать Божию", то есть по благодати Божией принятую и содержимую Антиохиянами веру Христову, "возрадовася". Радуюсь и я, видя во граде сем благодать Божию, то есть, веру Христову, от предков принятую и согласно со всею православною Церковию содержимую. Велика была радость Святого Варнавы особенно потому, что сверх чаяния вновь приняли веру Христову и язычники: великая и то радость, когда вера, давно принятая, верно сохраняется; ибо как есть препятствия насаждению вновь веры Христовой, так есть препятствия и сохранению ее в первоначальной чистоте и силе, хотя, впрочем, она может победить и те и другие.
   Посему и Святый Варнава не совершенно предался радости верующих, но и заботился о них, "и моляше всех изволением сердца терпети о Господе". Сие спасительное наставление Апостольское желаю и я разделить со всеми, которые не отрекутся слышать и принять мольбу мою.
   Что значит "терпети о Господе"? С мыслию о терпении всего сроднее мысль о бедствиях и страданиях. Посему "терпети о Господе" значит великодушно переносить бедствия и страдания за веру в Господа. Подлинно сей род терпения заповедует Господь наш, когда говорит Своим последователям: "предаст... брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители, и убиют их. И будете ненавидимы всеми имене Моего ради: претерпевый же до конца той спасен будет" (Матф. X, 21--22). Так "терпели о Господе" святые мученики!
   Но как Господь обещает спасение только претерпевшему до конца; мученичества же прекращаются, почему и терпение сего рода престает: то нужно далее изыскивать, что значит "терпеть о Господе", хотя бы не было бедствий и страданий, испытующих терпение. В слове Божием находим, что "терпеть Господа" иногда значит прилежно и неослабно молиться, доколе не умилостивим Бога, и не будем услышаны. Сие видим в Псалмопевце, который говорит: "терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою" (Пс. XXXIX, 2). Еще же и вообще люди мужественные и постоянные в подвигах благочестия называются "терпящии Господа", что можно видеть в следующем изречении: "терпящии... Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и неутрудятся" (Ис. XL, 31). Все сии роды благочестивого терпения, или одним словом, постоянство в вере, заповедывал Святой Варнава Христианам Антиохийским, когда молил их, не только по нужде, по требованию обстоятельств, но "изволением сердца терпети о Господе". В сем разуме Апостольского слова, и я, хотя недостойный, но того же Слова служитель, "молю всех", слушающих меня, "изволением сердца терпети о Господе", то есть соблюдать твердость и постоянство как в разумении, так и во всяком деле веры, и в житии, достойном человека верующего.
   "Порождени вы не от семене истленна, но не истленна, словом живого Бога и пребывающа во веки" (1Петр. I, 23); и дано вам "чадца", каждому в меру возраста его "познати Отца" (1Ин. 2:12--13), знать "Единого истинного Бога и Его же послал есть Иисус Христа" (Иоан. XVII, 3). Так же неистленною и неизменною любовию возлюбите "словесное и нелестное млеко" учения Христова, "да о нем возрастете во спасение" (1Петр. II, 2); напротив того не будьте, яко "младенцы", легкомыслием и непостоянством "влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения" (Еф. IV, 14). Как младенец естественно желает единого млека и постоянно держится единых сосцев матери: так вы постоянно держитесь учения Христова, которым питаетесь от сосцев истинной матери, православной Церкви. Не прельщайтесь словом человеческим, не увлекайтесь льстивым советом, будьте постоянны в последовании Слову Божию, поколику оно вам известно; "терпите о Господе". -- Если и не воздвигаются ныне на последователей Христовых гонения, производящие мученичество: и ныне однако, как и всегда, "многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие" (Деян. XIV, 22). Итак, посылается ли на тебя бедствие и скорбь, и при тщательном испытании своей совести, ты познаешь в сем наказание за грехи твои: "терпи... о Господе", и говори с Псалмопевцем: "праведен еси, Господи, и прави суди Твои: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим" (Псал. CXVIII, 137, 71). Если же и не примечаешь того, чтобы твоею виною привлечено было на тебя бедствие, которое постигает тебя: и тогда "терпи... о Господе", и говори с Иовом: "яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословено" (Иов. I, 21).
   Научает тебя благодать Божия молиться Богу о избавлении от бед, просить Его помощи в нуждах, а наипаче духовных, относящихся ко спасению души твоей и к вечному блаженству твоему: берегись и в сем святом упражнении непостоянства и нетерпеливости. Господь заповедал нам "молитися и не стужати" (Лук. XVIII, 1), то есть, не тяготиться, не скучать молитвою, но пребывать в ней неослабно. И Апостол говорит нам: "непрестанно молитеся" (1Сол. 5:17). "Хощу, -- говорит он еще, -- да молитвы творят мужие навсякомместе, воздеюще преподобные руки без гнева и размышления" (1Тим. II, 8), или сомнения. Видишь ли плод твоея молитвы? Усугубь ее благодарением Богу, "исполняющему во благих желание твое" (Пс. CII, 5). Не получаешь ли просимого? Признавай несовершенство молитвы твоей и продолжай ее с новым усердием, помышляя, что всеблагий Отец Небесный, если видимо не исполняет твоего желания, то, без сомнения, невидимо печется о благе твоем более, нежели ты познать и вообразить можешь. Так и в молитве "терпи... о Господе".
   Но чтобы не продолжить слова, скажу вообще: какой бы ты ни предпринял благочестивый подвиг, в какой бы ни начал упражняться добродетели: не изменяй принятому однажды благому намерению; и хотя бы предстояли тебе препятствия, хотя бы казалось тебе, что успех не соответствует ожиданию твоему, не отчаивайся, не малодушествуй; и напротив того, хотя бы показалось тебе, что ты довольно успел в добром деле и подвиге, не обленяйся, не будь беспечен, признавая себя "рабом неключимым", когда б и "все повеленноесотворил", ибо и в сем последнем случае ты "сделал" бы "только должное" (Лук. XVII, 10), и потому не имел бы еще права остаться без дела. Таким образом, в трудности подвига уповай на Господа, "и терпи... о Господе"; в успехе дела не полагайся на себя, и паки "терпи... о Господе".
   "Молю всех" вникнуть в сие Апостольское учение; и каждый со вниманием да приложит оное к себе, к своей вере и житию. Ибо многие много против сего погрешают. Час "терпят", слушая Слово Господне; а потом несколько дней слушают житейские, праздные, суетные, нередко даже злые и срамные слова человеческие: как же прозябнуть малому семени Слова Божия, посреди столь многих плевел? Утром молятся и празднуют пред Богом; а остаток дня предают иногда объядению и пиянству: как же сохранится дух молитвы в чаду вина и в тяжком пресыщении плоти? Несколько дней постятся, один день каются; а потом надолго возвращаются к прежнему житию невоздержному и греховному: где же плод поста? Где плод достойный покаяния? Если бы сын твой один день был у тебя в послушании, а потом проводил многие дни в своевольстве: был ли бы ты им доволен? Как же Отец Небесный, Который, без сравнения, паче земных родителей достоин послушания нашего, и по лучшему духовному рождению нашему от Духа Его, и по беспримерным и бесчисленным благодеяниям, как может Он быть доволен нами, если мы один день или час исполняем Его волю, а почти во всю жизнь нашу творим волю плоти нашей и похотей? Если бы раб твой или временный наемник изредка делал твое дело, а всегда почти был празден, или работал на себя: почитал ли бы ты его достойным награды? Не почел ли бы напротив того достойным наказания, либо изгнания из дома? Какую же награду можем мы получить от Господа, Которому вечно и неотъемлемо принадлежим и мы, и все, что называем нашим, когда изредка делаем некоторые благие дела по заповедям Его, а в прочее время остаемся для Него праздны, или работаем самим себе, или что хуже, миру служим и угодное диаволу творим, и не помышляем о воле Господа нашего.
   Скажут: неужели каждый день пост, каждую минуту молитва? Как жить, если ничего не делать для временной и телесной жизни? Напрасные опасения! Постись в установленное время: но в другое время не будь роскошен и невоздержен, и сохранишь плод поста. Приходи на молитву в освященные дни и часы: а потом с призыванием имени Божия всякое дело начинай и оканчивай; мыслию и сердцем со благоговением воспоминай о Боге всюду и всегда, где и когда можешь; не говори слов богопротивных, и не слушай их; не предавайся мыслям и желаниям нечистым и беззаконным: таким образом во всякое время, и при всяком деле научишься сохранять в себе дух молитвы. Питайся, но не пресыщайся; пей, утоляя жажду и подкрепляя немощь, но не потопляй в вине ума, и не угашай духа; приобретай потребности временной жизни законным и честным трудом, но, при попечении о сем, не забывай духовных потребностей и жизни вечной; покайся, и не возвращайся на грех; "возложи руку... на рало, и не обращайся вспять" (Лук. IX, 62). Если люди, сами непостоянные и временные, не любят других людей непостоянных: кольми паче неизменному и вечному Господу приличествует постоянное и ревностное служение верою и добродетелию. "Молю", убо, "всех" желающих быть рабами Его, достойными небесной награды, и чадами Его, достойными наследия духовного и вечного, "изволением сердца терпише о Господе" во всяком деле веры, и во всяком подвиге добродетели. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru