Слово в неделю двадцать шестую по Пятидесятнице[1]
(Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)
1834 год
Тако собираяй себе, а не в Бога богатея. (Лук. XII. 21).
Евангелие в притче представляет нам человека богатого и корыстолюбивого, который, получив обильный урожай хлеба, не подумал ни о благодарении к Богу, ни о человеколюбии к ближним, нуждающимся в пропитании, но составлял себе план, куда положить множество хлеба и как сберечь его на многие годы, предполагая далее из корыстолюбивого сделаться роскошным и ленивым. Провидение не имело причины беречь того, кто решился жить без пользы для других и во вред собственной душе: и потому на лета многа составленный план в самый день его составления рушился определением судьбы Божией: "в сию нощь душу твою истяжут от Тебе" (Лк.12:20). Господь заключил сию притчу следующим возглашением: "тако собираяй себе, а не в Бога богатея". Так обманывается в своих предположениях, так не успевает в своих намерениях, так сверх опасения теряет и свои сокровища, и себя, человек, который собирает богатство себе только, по своей жадности, чтобы сделать оное пищею своего корыстолюбия, роскоши, лености; который не в Бога богатеет.
Учение притчи о нелепости жадного, своекорыстного и самонадеянного богатолюбия, надеюсь, каждому из вас, братия, и вразумительно, и убедительно, без дальнейших объяснений и доказательств. Кто захочет богатеть так безумно, и так несчастно, как изображенный в притче? Надеюсь посему, что мысль ваша ищет более правильного и более благонадежного отношения, какое было бы возможно между человеком и богатством. Приметьте же сие отношение в заключительных словах притчи: оно состоит в том, чтобы "богатеть в Бога".
Но что значит: "богатеть в Бога?" Правило сие, по первому виду, не так ясно, как противоположная ему неправильность -- "собирать себе". Собирают себе, в житницу, в кладовую, в пазуху: но как богатеть в Бога, Который не берет земного, вещественного богатства к Себе на небо, и не имеет в оном нужды[2]?
Для кратчайшего изъяснения правила: "богатеть в Бога", скорее всего можно указать на близкий здесь пример. Богу во храм, на его созидание или на обновление, или на содержание его в потребном благоустройстве и в приличном благолепии, иной приносит часть богатства своего, а иной посвящает бескорыстный труд[3], который есть также собственность, не редко высоко ценимая между людьми, и первоначальное богатство, посредством которого делаются богатыми небогатые. Что-жь, отдающие таким образом свое богатство и свой труд Богу, беднеют ли, или богатеют? Словом Господним говорю: "богатеют", как потому, что сим образом благословляется прочее их богатство, честно приобретенное, и благонамеренный труд[4], так и потому, что принесенное ими не перестает быть их достоянием, поелику Богу присвоять оное не нужно[5], не теряется, поелику похитить у Бога не можно, а сохраняется в невредимой пред очами Божиими целости, для их будущего воздаяния. Вот один из способов "богатеть в Бога"[6].
Другой способ "богатеть в Бога", Сам Иисус Христос излагает в следующих словах: "продадите имения ваша, и дадите милостыню, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище не оскудеемо на небесех" (Лук. XII. 33). Если мысль твоя не успокоивается на одном простом доверии к верному и непогрешительному слову Христову, и желает еще объяснения, как может поданное тобою нищему очутиться в сокровищнице небесной; и сие изъясняет тебе Господь другим Своим изречением: "понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе" (Матф. XXV. 40). На сии слова, написанные в Евангелии, ты можешь смотреть, как на заемное письмо, которым Господь признал Себя должным тебе во всем, что ты подал, или что благотворительно сделал нуждающемуся ближнему. Обладатель мира, без сомнения, не имел нужды в сем ничтожном займе, не только для Себя, но и для тех, для которых делает оный: но такова дивная благость Его, что Он уничижает Себя до образа должника твоего, чтобы привлечь тебя к благотворению и чрез благотворение к блаженству; Он занимает у тебя безделицы, прах, тлен, которые ты называешь земными благами, чтоб иметь случай, без оскорбления Своего правосудия, платить тебе истинным благом, нетлением, блаженством, с такою лихвою, которой ты никогда исчислить не возможешь.
Против сего способа: "богатеть в Бога", некоторые могут возразить, что им нельзя продать имение и обратить оное в милостыню: поелику оно нужно им для пропитания себя и семейства. Уважим сию отговорку столько, сколько она заслуживает быть уважена. Признаем, что о совершенной, произвольной нищете можно сказать тоже, что сказал Господь о совершенном девстве: "не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть" (Матф. XIX. 11). Осудим нерадение о домашних, и безчувственную холодность к родным, которая конечно уже не обещает человеколюбия и к чужим; -- осудим строгостию Апостольского слова: "аще кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отвергся есть, и неверного горший есть" (1Тим. V. 8). Если тебе не дано свыше стремления к совершенной, добровольной нищете: оставайся, доколе будет угодно Богу, богатым, смиряя между тем себя мыслию о своем несовершенстве по духу, а не возносясь по мудрствованию плотскому. Пекись о родных, о семействе, по обязанности, по любви естественной; но не забывай, что сия степень любви положена, дабы восходить на высшую степень духовной любви к человечеству, и на высочайшую степень любви к Богу. "Богатей в Бога", хотя частию твоего богатства, посвящаемаго на дела Богоугодные и человеколюбивыя; остальное же, -- берегись, по крайней мере, чтобы не "собирать себе" только, из любостяжания, чтобы не умножать неправдою, чтобы не иждивать на роскошь и тщеславие. Освящай твое стяжание, не присвояя оного себе, но признавая оное даром Провидения Божия, благодаря за оное Всещедрому Дателю Богу, не прилепляя своего сердца к даянию, но непрестанно вознося оное к Дателю, с готовностию возвратить Ему оное, когда премудрая судьба Его потребует.
После сего можно еще ожидать по настоящему предмету вопроса от тех, которые не пожертвовали богатством Богу, потому что не имели оного. А нам, скажут, необидливый Бог неужели не дал способа богатеть Ему, хотя бы в некоторый замен бедности, претерпеваемой нами для себя? -- Не сетуйте. Покажу и вам ваше богатство, которым если уметь будете владеть, не позавидуете никому из тех, которые почитаются богатыми. Посмотрите: вот открывает вашу неокрадомую сокровищницу Святый Апостол Иаков: "слышите, -- говорит, -- братия моя возлюбленная, не Бог ли избра нищие мира сего богаты в вере, и наследники царствия, еже обеща любящим Его" (Иак. II. 5)? Видите ли? -- Богатство веры, наследие царствия Божия, -- чего вам больше? Без сего богатства никакое другое не принесет пользы: при сем богатстве никакой урон, никакое лишение, не важны, потому что и кратковременны, и безмерно малы в сравнении с сокровищами веры, с наследием царствия небесного.
О богатстве веры всего паче попечемся, братие, и богатые, и бедные, чтобы и приобресть, и умножить оное, и не утраченным сохранить в непорочном житии: тогда без скудости, без зависти друг к другу, без изнурительных забот, в мирном уповании, ожидать будем наследия царствия, еже уготова Бог любящим Его. Аминь.
-----
[1] По Евреин. сборн.: Слово в неделю 26-ю по Пятидесятнице, по освящении храма Святителя Митрофана, на Капельках, говоренное 9 декабря 1834 года. Слово в этом сборнике начинается так: "Тайнодействующею благодатию Божиею освящен ныне сей храм, благочестивым усердием воздвигнутый и украшенный, и поручен покровительству Святителя Митрофана, в котором, к утешению веры, Господь в наши дни явил новаго чудодейственнаго служителя благодати. Святая Церковь, следуя в своих чиноположениях наставлению Апостола, который говорит, что все должно быть освящаемо словом Божиим и молитвою, огласила нас при настоящем случае с особенною знаменательностию следующим словом Самого Иисуса Христа: "созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей" (Мф.16:18). Мысль и дух чиноположения состоит здесь в том, чтобы зиждительную и хранительную силу онаго слова Христова обратить на самый сей храм, яко созданный в образ нерукотворенной Церкви Христовой, устрояемой духовно из душ верующих, и таким образом внушить нам верование и упование, что и сия рукотворенная Церковь, по действию строительства таин, есть отныне здание Христово, и что никакия враждебныя силы не одолеют данныя сему святилищу благодати в ея спасительном действии на души верующих. Заметив сие к утверждению веры и упования входящих в храм, я обращаюсь к обыкновенному Евангельскому чтению настоящей недели, чтобы и оно не осталось без принадлежащаго ему внимания. Оно в притче представляет нам человека богатаго..."
[2] По Евреин. сборн.: ни малейшей нужды.
[3] По Евреин. сборн.: При настоящем случае для изъяснения правила: "богатеть в Бога", можно указать на близкий пример. Для созидания сего храма иной принес часть богатства своего, а иной употребил безкорыстный труд...
[4] По Евреин. сборн. просто: богатство и труд...
[5] По Евреин. сборн.: поелику Бог ничего не присвояет...
[6] По Евреин. сборн.: Вот очевидный опыт одного из способов, как можно "богатеть в Бога".