Беседа в неделю вторую по Пятдесятнице и в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича
(Говорена в Успенском соборе Июля 25-го; напечатана в Твор. Св. От. 1850 г. и в собр. 1861 г.)
1850 год
И глагола има: грядита по мне, и сотворю вы ловца человеком (Матф. IV. 19).
В Вифлееме знаем мы колыбель Христову: а если будем искать колыбели христианства, то, кажется, найдем ее на берегу моря Галилейского.
После Вифлеема и Египта в неславном Назарете, от младенчества до возраста мужа совершенна, почти безвестно жительствовал Сын Марии. Кроме ее, Иосифа, Симеона и, может быть, немногих других, никто не знал, что сей Иисус есть предвозвещенный Пророками Христос, что сей мнимый сын Иосифа есть истинный Единородный Сын Божий. В день крещения Иисуса во Иордане, Иоанн указал в Нем "Агнца Божия, вземлющего грехи мира" (Иоан. I. 29), или, без иносказания, Христа Спасителя мира, и глас Бога Отца с небес провозгласил земле Его возлюбленного Сына. В след за сим Андрей и Петр, Филипп и Нафанаил обрели и признали в Иисусе Христа Сына Божия, последовали за Ним, видели в Кане Галилейской начаток Его чудес, уверовали в Него: но, видно, еще мало поняли, к чему идет дело, и возвратились к своему наследственному делу -- к рыболовству. Такова природа сынов Адамовых: она порывается возникнуть от чувственного к духовному, подобно как иногда рыба мечется из воды в воздух: но так же легко и скоро, как рыба в воду, погружается паки в чувственность; только Христос благодатною силою может ее решительно возвысить, обновить, возродить, и дать ей постоянное духовное направление.
Вот идет Он по берегу моря Галилейского. Петра и Андрея, Иакова и Иоанна застает занятых ловлею рыб и рыболовными сетями. Простирает на них Свою духовную мрежу -- полновластное, пророчественное, творческое слово: следуйте за Мною; Я сделаю вас ловцами человеков. Сила сего слова тотчас оказалась: они бросили все, двое из них оставили даже отца, чтобы никогда уже не оставлять Иисуса Христа и дела, от Него на них возложенного.
Теперь открылось намерение Христа, привлечь к Себе человеков, уловить, собрать, соединить некими узами, то есть, как Он изъяснился в последствии времени, "создать Церковь" (Матф. XVI. 18) христианскую: и не только намерение открылось, но и самое дело началось; поелику Он сам уловил четырех первых и знатнейших между будущими ловцами человеков. Так, можно сказать, рыболовное судно было колыбелью христианства, и Его повивальными пеленами -- рыболовные сети.
Если бы я окружен был наиболее теми, которым богоизбранные ловцы человеков передали преемственно продолжение своего дела: то представил бы им в Петре, Андрее, Иакове, Иоанне, прекрасный и достоподражательный образец готовности последовать призванию Божию, бескорыстия, самоотвержения. Впрочем, в их примере заключено поучение и для всех.
Если из Евангелия, из размышляющего ума, из совести, откуда бы то ни было, слышишь ты голос, призывающий тебя к делу Божию, к делу веры, к делу добродетели, к молитве, к укрощению плоти, к отвержению суеты: и сей голос глубоко проникает твое сердце: ведай, что Христос невидимо мимоходит и взирает на тебя, и зовет тебя. Чем скорее и решительнее ты последуешь гласу Его: тем более благоугодишь Ему; тем большее получишь право на Его помощь. Но чем более невнимательным и косным себя окажешь: тем более удалишь от себя Призывающего и надежду Его возвращения.
Не возбранено тебе заниматься земными делами, для удовлетворения потребностям земной жизни, а есть и обязанность трудиться, и Божие повеление, да "в поте лица твоего снеси хлеб твой" (Быт. III. 19): но берегись, чтобы не пренебречь дела небесного, вечного спасения души твоей, между тем как ты ловишь земную корысть, или чувственное наслаждение, или славу человеческую.
Если бы даже отца земного, не внемлющего истине и правде, оставить надлежало, чтобы исполнить волю Отца Небесного: не будь в недоумении, которого предпочесть. Отец земный не приведет тебя на небо, если успеет уклонить тебя от пути Отца Небесного: напротив, Отец Небесный, чрез твое самоотвержение и повиновение воле Его, не только тебя приведет на небо, но и противляющегося отца твоего земного туда привлещи может твоею верою.
Возвращаюсь к слову Господа о ловцах человеков. Когда Он, смотря на ловление рыб, по подобию сего, назначил Петра и прочих быть ловцами человеков: тогда чрез сие самое человеков назначил в ловитву, по подобию рыб. Не скажут ли на сие некоторые из нас: "Что есть притча сия?" (Лк.1:33) В какое море погружены мы, как рыбы? Для чего нужно нас ловить? Лучше ли нам быть уловленными во мрежу, более или менее стесняющую, нежели на свободе плавать в пространстве моря? Некоторое разрешение сих вопросов может быть не бесполезно для того, чтобы мы не убегали от уловляющей мрежи Христовой, или уловленные не покушались из нее исторгнуться.
Подобно рыбе в воде, как я уже отчасти заметил прежде, дух человека, в следствие первородного греха, погружен в плоти, в чувственности, в море житейском, в мире чувственном, который также поврежден от грехопадения Адамова, "во зле лежит", обуревается как ветрами, "похотию плоти, похотию очес, гордостию житейскою" (1Иоан. V:19, 2:16). То воды скорбей доходят до души человека; то утопает он в удовольствиях; то волнуется страстями; то увлекается течением суеты, не находя покоя, и не познавая себя и своего назначения. Но, что всего хуже, во глубине моря житейского кроется змий бездны, непрестанно алчущий поглотить человека, подобно как большая рыба малую.
Из сего можно догадываться, для чего Христос хощет человеков уловлять в море житейском. Но более дает Он сие рузуметь, изъясняясь в другом случае тою же притчею: "подобно есть царствие небесное неводу, ввержену в море и от всякого рода собравшу" (Матф. XIII. 47). Видите, что Он уловляет человеков для того, чтобы привлечь их в царствие небесное. Мрежею слова истины и спасительных заповедей Он объемлет их, собирает, ограждает, и благодатною силою крестною, при свободном послушании, влечет их, как из воды в воздух и на брег, из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от обуревания страстей к тишине бесстрастия, от текущего к постоянному, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от земного к небесному, от мира к Богу и Его вечноблаженному царствию.
После сего можно ли не сказать: счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовою и охотно следует ее влечению? Или, напротив, будет кто жаловаться, что тесно в Евангельском неводе? Не станем отрицать сего: ибо и сам Христос не только не отрицал, но и провозгласил, что "узкая врата и тесный путь вводяй в живот" (Матф. VII. 13). Но помысли жалующийся на тесноту пути Христова, будет ли тебе просторнее, если, уклонясь от мрежи Евангельской, или вырвавшись из нее, немногие дни[1] поиграешь на просторе моря житейского, а потом впадешь на веки в челюсти глубинного змия? Помысли, что тесная мрежа Христова влечет тебя к беспредельному пространству райскому и небесному, пред которым сей, простором тебя прельщающий, мир теснее[2] и хуже рыбарской мрежи. Помысли, что и у мира много своих сетей, которыми он тебя ловит, и теснит, и губит. Если в нем иногда просторно для плоти: то тем более тесно для духа. Напротив того, во мреже Евангельской если несколько и тесно для плоти: за-то в то же время пространно[3] для духа, поколику Евангельскими заповедями обузданная и укрощенная плоть не препятствует духу, из вод чувственности возлетать[4] к воздуху небесному. "Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную!"[5] Для нас же, братия, в особенности, благословен во Христе ловец Христов Андрей Первозванный, на горах Днепровских положивший удицу Креста в залог и предзнаменование, что ею после будет уловлен Равноапостольный Владимир и его народ.
Благословенна и память Равноапостольного Владимира, который уловил Христу сперва Киевлян, а потом и всех Россиян, и оставил образ Благочестивейшим Самодержцам нашим, чтобы споспешествовать делу ловцев духовных, и первое благо своего народа полагать в благочестии христианском.
Да благословится и благочестивая ревность и благотворная власть ныне Божиею милостию царствующего Самодержца нашего Николая Павловича, Который не только в своем царствии распространению и утверждению царствия Христова споспешествует, и благоуправленными ловцами новые ловитвы Христу приносит, но и за пределами отечества, там, где мятущиеся народы, расторгнув мрежу Христову, расторгли узы повиновения и человеческой законной власти, к восстановлению богоучрежденного порядка Богом призванный, действует рукою крепкою и мышцею высокою.
Да зрит и каждый в сии благословенные следы. Кто призван продолжать подвиг ловцев духовных: да не нерадит привлекать ко Христу души словом истины, а не увлекаемые словом -- "пленять" добрым "житием" и молитвою. Всякий же без изъятия да не нерадит уразуметь и стяжать высокое благо -- быть ловитвою Христовою. Да ограничиваем добровольно наши дела, желания, помышления, стремления мрежею заповедей Евангельских. Да следуем влечению благодати с верою и любовию; дабы наконец, когда "невод" Христов "исполнится" предуставленным числом спасаемых, и "извлечется на край" времен, могли мы обрестись "доброю" ловитвою и быть собраны "в сосуды "(Матф. XIII. 48) небесные и погружены в море света и блаженства вечного. Аминь.
-----
[1] В рукописи автора эти слова поставлены вместо зачеркнутых карандашем: "несколько дней".
[2] В рукописи автора вместо этого слова было: "меньше".