Филарет
Слово в день Восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово в день Восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича

(Говорено в Чудове монаст. ноября 20; напечатано в Московск. Ведомост., в Полиц. и Губерн. Вед., в Твор. Св. От. 1853 г. и в собран. 1861 г.)

1852 год

   Воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови (Матф. XXII. 21).
   Сие изречение Христа Спасителя часто мы слышим, когда в подобные нынешнему дни, верноподданническое чувство собирает нас во храм, "творити молитвы, моления, прошения, благодарения... за Царя" (1Тим. 2:1--2), Богом данного и Богом хранимого. И без сомнения, не Иродиане только и Фарисеи некогда "слышавше дивишася" (Мф. 22:22): но и ныне размышляющие не перестают удивляться многоразличной премудрости, заключенной в кратком изречении.
   Если бы на вопрос: "достойно ли есть дати кинсон Кесареви?" (Мф. 22:17) Господь отвечал только: достоит: Он изрек бы истину, но без убеждения в ней. Он разрушил бы ков Иродиан, которые хотели предать Его области игемонове под предлогом Его неуважения к государственной власти; но не обезоружил бы Фарисеев, которые готовились обвинить Его в раболепстве власти языческой и в оскорблении достоинства народа Божия и Самого Бога. Но когда Он указал на образ и надписание Кесаря на монете, и сказал: "воздадите... Кесарева Кесареви": Он изрек истину, и убедил в ней очевидным доказательством. И когда присоединил: "воздадите... Божия Богови": Он разрушил сугубый ков, и отразил двустороннее нападение Иродиан и Фарисеев.
   Когда на один вопрос, об обязанности ко власти земной, Он дал не один, а вдруг два ответа, об обязанности ко власти небесной, и об обязанности ко власти земной: Он чрез сие дал разуметь, что последняя обязанность должна искать себе опоры в первой, а без нее неполна, не тверда и недостаточна.
   После многократно, без сомнения, слышанных вами размышлений преимущественно об одной части изречения Господня: "воздадите... Кесарева Кесареви", дадим ныне чреду нескольким мыслям преимущественно о другой части оного: "Божия Богови".
   "Божия Богови". Что значит здесь: Божие? Как воздавать "Божие Богу"? Чтобы разуметь сие согласно с духом Божественного Учителя, надобно к сему придти по Его направлению.
   Смотря на монету, сказал Он: "воздадите... Кесарева Кесареви, и Божия Богови". Что здесь было Кесарево, сказано предварительно: это Кесарев образ и надписание. А что Божие? -- Остается золото. Кесарь дал монете свой образ и надписание: а золото ее сотворил Бог: почему и глаголет Он у Пророка, "Мое сребро и Мое злато" (Агг.2:8). Или, может быть, Христос Спаситель имел в мыслях, кроме монеты Римской, находившейся пред глазами Его, другую монету, Еврейскую, -- сикль, платимый Иудеями в пользу храма Иерусалимского, и таким образом усвояемый Богу. Как бы то ни было, отдать Кесарево Кесарю, конечно, не значит снять с монеты и отдать Кесарю Его образ и надписание; ибо это не в природе вещей. Следственно изречение Господне необходимо принять в значении не столько буквальном, сколько созерцательном и более обширном.
   Итак "воздавать... Кесарева Кесареви", значит за благодетельные для подданных действия Царской власти воздавать неуклонным исполнением соответственных оным верноподданнических обязанностей.
   Царь дает тебе монету, ознаменованную Его властию, как твердое и удобное орудие для определения достоинства твоей собственности, для производства хозяйственных и торговых оборотов: воздавай ему определенною долею твоей собственности и самой сей монеты, дабы Он имел средства доставлять тебе сие и другие удобства общественной жизни.
   Царь дает тебе закон и управление, чтобы в обществе существовал порядок, чтобы права твоего звания были известны и признаны, чтобы собственность твоя была несомненна, и личность твоя неприкосновенна постороннему своеволию: воздавай Ему повиновением Его закону и управлению, и тем облегчай Ему подвиг доставления сих благ тебе и всем.
   Царь дает тебе суд и правду против обид и неправедных лишений: воздавай Ему твоею благонамеренною подсудностию; являйся в суд с правдою, а не с клеветою и лукавством; не позволяй себе самоуправства; будь правдивым свидетелем по законному требованию суда.
   Царь доставляет тебе общественную тишину и безопасность от врагов, непрестанно бодрствуя против духа тревог и браней не только в пределах и на пределах, но и за пределами Своей Державы, многими трудами образуя, с многотрудными соображениями употребляя воинство, и даже Сам с Своими присными становясь в чин воинов: воздавай Ему с одной стороны любовию к тихому и безмолвному житию, с другой готовностию принести на защиту общественной безопасности всякую жертву, какую Царь и Отечество потребовать могут.
   Если так обширно по справедливости должно быть значение правила: "воздадите... Кесарева Кесареви", -- что скажем о значении другого правила: "Божия Богови"? Не трудно усмотреть, что значение сего должно быть еще обширнее, поколику власть Божия выше и обширнее власти Кесаря.
   Не образ только вещей, или какое-нибудь положенное на них знамение есть Божие: Божие есть все от глубокой сущности существ до видимого их явления; все Божие, по праву сотворения, по праву сохранения, по праву управления, ко благу всех творений Божиих, и преимущественно ко благу и блаженству человека. Посему полон силы, и никаким изъятием не может быть ослаблен вопрос Апостола: "что... имаши, его же неси приял?" (1Кор. 4:7) А за сим необходимо следует равносильный вопрос: что же имеешь ты, что не был бы ты обязан "воздать" вседаровавшему Богу, в чем бы ты мог отказать Богу?
   Бог дал тебе ум: отдай его Богу, посвящая его на познание Бога, на помышление о Боге; и, если очищением и возвышением его достигнешь того, что "денница" дня Божия "возсияет в сердце" (2Пет. 1:19) твоем, -- посвяти ум твой на созерцание Божества.
   Бог дал тебе волю: отдай ее Богу; да будет "в законе Господни воля" (Пс. 1:2) твоя; употребляй ее на исполнение заповедей Господних.
   Бог дал тебе сердце: отдай его Богу, иначе сказать, возлюби Бога всем сердцем.
   Бог устроением и покровительством Своего Провидения дает тебе внешние земные блага: отдавай их Богу, препосылая к Нему избыток их чрез руки нищих; и то, что из них употребляешь для себя, можешь и должен ты отдавать Богу, не отнимая у себя, но признавая во всем употребляемом тобою Божии дары, и употребляя оные с благодарением Богу.
   И кто исчислит дары Божии человеку? Но нельзя не указать еще одного наибольшего. Бог дал тебе Единородного Сына Своего посредством воплощения. Не возрази, что говорю дерзновенно. Говорю то, что сказал Пророк: "Отроча родися нам сын, и дадеся нам" (Ис.9:6). Говорю то, что сказал Сам Сын Божий: "тако... возлюби Бог мир, яко... Сына Своего Единородного дал есть". И с какою страшною щедростию дал Его! Дал Его не только для того, чтобы Он был для нас наставником истины, руководителем и примером жизни, но дал Его на смерть за нас, "да всяк веруяйв Негоне погибнет, но имать живот вечный" (Ин. 3:16). После сего нужно ли определять, как и в какой мере должен ты "воздать Божия Богови"? Если отдашь Богу, не только все, что имеешь, но и все, что мыслишь, чувствуешь, делаешь, душу, тело, жизнь: можешь ли не признать, что сим еще мало воздашь "Божия Богови"? Если сие можно почесть достаточным: то не потому ли только: что не можешь сделать более?
   Но расширяя таким образом до беспредельности область заповеди: "Божия Богови", не отнимаем ли мы уже места у другой заповеди: "Кесарева Кесареви"? -- Отнюдь нет. Царь и Его благотворная власть не есть ли также дар Божий? "Несть... власть, аще не от Бога" (Рим. 13:1), учит Апостол. "Мною царие царствуют" (Притч. 8:15), провозглашает премудрость Божия. Следственно и за Царя и Его державную власть должно воздать давшему Его Богу. Чем? -- Тем, чтобы сей дар Божий благоговейно принять и верно сохранять; а это значит быть деятельно верноподданным, "воздавать Кесарева Кесареви". Так обе заповеди не только совместимы, но и содружны и неразрывны.
   Надобно, впрочем, не оставить без внимания того, что между заповедями Божиими и Христовыми есть порядок, которого не должно нарушать. Сей порядок ясно показан в слове Христовом: "возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе" (Матф. XXII. 37--39). Тот же самый порядок должен быть и между заповедями, которые суть особый только вид оных главных и общих. Заповедь: "Божия Богови", есть "первая и большая"; заповедь: "Касарева Кесареви", есть "вторая". Мысль о сем порядке не дожна ослаблять сию вторую заповедь, но должна способствовать полной силе и действию первой, для подкрепления и последней.
   Достойно заботливого внимания то, не нарушаем ли мы сего Богоустановленного порядка в наших делах; не лишаем ли первую заповедь не только первенства, но и равенства со второю. Мы обязываемся служить Царю, с готовностию жертвовать жизнию даже до последней капли крови; и действительно верный воин с радостию за Царя сражается и побеждает; и, по другому жребию брани, с радостию за него сражаясь умирает. Так и обязанность к Богу исполняли Святые Мученики, которые против врагов царствия Христова сражались не оружием, а только словом Христовой истины, и которых победа в том только и могла состоять, что они умирали за истину, не изменяя ей. Испытаем себя, готовы ли мы подобным сему образом "воздать Божия Богови"? Или, может быть, такое испытание неудобно, когда нет в виду случаев, произвесть оное не в мыслях только, но на самом деле. Предлагаю испытание менее трудное: готовы ли мы предать на смерть -- нашу гордость, чтобы благоугодить Всевышнему смирением, предать на смерть -- нашу скупость, чтобы принести в жертву Всеблагому дела милосердия, предать на смерть -- нашу роскошь и леность, чтобы служить Богу Духу воздержанием, постом и молитвою? -- Кто может, пусть скажет, что он готов воздать, и действительно вполне "воздает... Богови" все сие: но многие, думаю, признаются со мною, что для сего еще недостает в нас многого.
   И по сему напоминаю себе, и всем, кому нужно, возбуждать в себе ревность, чтобы сколько можно чисто и вполне исполнять первую и большую Христову заповедь: "Божия Богови", дабы исполнение другой заповеди: "Кесарева Кесареви", Бог благословил и силою и благими плодами для всех и каждого. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru