Фонвизин Денис Иванович
Ю. Стенник. Сатиры смелой властелин
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Фонвизин Денис Иванович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1983
Обновлено: 06/11/2007. 61k.
Статистика.
Очерк
:
Критика
Об авторе
Скачать
FB2
Оценка:
5.61*24
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
Биографическая статья о Д. И. Фонвизине. Не путать с известной одноименной книгой Станислава Рассадина.
Ю. Стенник. Сатиры смелой властелин
---------------------------------------------------------------
Оригинал находится здесь:
Стенник - Сатиры смелой властелин
Источник: Фонвизин Д. И. Избранное. - М., 1983. - С. 5-22.
---------------------------------------------------------------
Восемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало
замечательных имея. Но если бы требовалось назвать писателя, в
произведениях которого глубина достижения нравов своей эпохи была бы
соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего
сословия, то таким писателем прежде всего следовало бы назвать Дениса
Ивановича Фонвизина.
Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой
комедии "Недоросль". Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика
сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего
сарказма фонвизинской сатиры страшилась императрица Екатерина II.
Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина отмечал в свое время
Пушкин. Поражает оно нас и поныне.
Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского движения в
России XVIII века, Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем
национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной
петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного
самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин
воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью сердца
наблюдал он нравственное опустошение части своего сословия. Сам Фонвизин
жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина.
В забвении дворянами своего долга перед обществом видел он причину всех
общественных зол: "Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем
большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел
множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для
того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли
тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от
почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян
раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Так писал
Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю "Былей и небылиц", то есть к
самой императрице Екатерине II.
Фонвизин включается в литературную жизнь в тот момент, когда Екатерина
II поощряла интерес к идеям европейского Просвещения: на первых порах она
заигрывала с французскими просветителями - Вольтером, Дидро, Д'Аламбером.
Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа.
Волею обстоятельств Фонвизин оказался в сомой гуще внутриполитической
борьбы, разгоревшейся при дворе в 1770-е годы. В этой борьбе Фонвизин,
одаренный блестящими творческими способностями и острой наблюдательностью,
занимал место писателя-сатирика, обличавшего коррупцию и беззаконие в
судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и
поощряемый высшими властями фаворитизм.
Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами "Трутень" (1769-1770)
и "Живописец" (1772), Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и
бессмертным "Недорослем" (1782) и, наконец, А. Н. Радищев со знаменитым
"Путешествием из Петербурга в Москву" (1790) - таковы вехи формирования
традиции наиболее радикальной линии русского дворянского Просвещения, и не
случайно каждый из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям
со стороны правительства. В деятельности этих писателей зрели предпосылки
той первой волны антисамодержавного освободительного движения конца 1-й
четверти XIX века, которое В. И. Ленин назвал этапом развития дворянской
революционной мысли.
Родился Фонвизин в Москве 3 (14) апреля 1745 (по другим сведениям -
1744) года в дворянской семье среднего достатка. Уже в детские годы Денис
Иванович получил первые уроки непримиримого отношения к низкопоклонству и
взяточничеству от своего отца, Ивана Андреевича Фонвизина. Это был
замечательный человек. "В передних тогдашних знатных вельмож, - вспоминал
позднее Фонвизин,- никто его не видывал". Бескорыстный и прямой, он не
терпел лжи, "ненавидел лихоимства и, быв в таких местах, где люди
наживаются (выйдя в отставку с военной службы в 1762 году, Иван Андреевич
служил в ревизион-коллегии. - Ю. С.), никаких никогда подарков не
принимал".
И еще одно качество впитал юный Фонвизин от отца - нетерпимость к злу
и насилию. Вспоминая вспыльчивый, хотя и незлопамятный характер отца,
Фонвизин отмечал, что с дворовыми людьми он всегда "обходился с кротостью,
но ие взирая на сие, в доме нашем дурных людей не было. Сие доказывает, что
побои не есть средство к исправлению людей". Запомнит Фонвизин и неустанные
заботы Ивана Андреевича об образовании и нравственном воспитании своих
детей, которых в семье, кроме старшего, Дениса, было еще семь человек.
Некоторые черты характера отца найдут свое воплощение в положительных
героях его произведений. Так, мысли отца Фонвизина слышны в моральных
наставлениях Стародума, одного из главных героев комедии "Недоросль" -
вершины русской просветительской сатиры XVIII века и русской драматургии
этого столетия.
Внешними событиями жизнь Фонвизина не была богата. Учеба в дворянской
гимназии Московского университета, куда он был определен десятилетним
мальчиком и которую он успешно закончил весной 1762 года. Служба в коллегии
иностранных дел, сначала под начальством статс-советпика дворцовой
канцелярии И. П. Елагина, потом, с 1769 года, в должности одного пз
секретарей канцлера графа Н. И. Панина. Отставка, которая последовала
весной 1782 года. В 1762-1763, 1777-1778, 1784-1785, 1787 годы Фонвизин
выезжал к заграничные путешествия, - сначала со служебными поручениями,
позднее в основном для лечения. В последние годы, скованный тяжелой
болезнью, он целиком отдается литературе. Современник Великой французской
буржуазной революции, Фонвизин уходит из жизни в момент, когда напуганная
развитием событий во Франции Екатерина II обрушивает на представителей
просветительского движения в России жестокие репрессии. Он умер 1 декабря
1792 года и был похоронен па Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры
в Петербурге.
За этой скупой канвой внешних биографических фактов скрыта полная
внутреннего напряжения и богатейшего духовного содержания жизнь одного из
самых самобытных и смелых русских писателей XVIII века. Остановимся на
отдельных этапах его творческого пути.
Первые литературные выступления Фонвизина относятся к периоду его
пребывания в университетской гимназии. Фонвизин получил в гимназии хорошее
знание иностранных языков, "а паче всего... вкус к словесным наукам". С
переводов он и начал свой путь писателя. В 1761 году в типографии
Московского университета была издана книга под названием "Басни
нравоучительные с изъяснениями господина барона Гольберга, перевел Денис
Фонвизин". Перевод книги юноше заказал книгопродавец университетской
книжной лавки. Сочинения Людвига Гольберга, крупнейшего датского писателя
XVIII века, были широко популярны в Европе, особенно его комедии и
сатирические памфлеты. Их переводили на разные языки, в том числе и в
России. Кстати, влияние одной из комедий Гольберга, "Жан-Француз",
высмеивавшей галломанию, отразится по-своему на замысле комедии Фонвизина
"Бригадир", которую он будет писать в 1768-1769 годы.
Из 251 басни Фонвизин отобрал для перевода 183 (позднее, при втором
издании в 1765 году, было добавлено еще 42 басни). Прозаическая форма,
назидательный характер нравоучений были типичны для басни XVIII века. При
всей отвлеченности морализующего пафоса большинства пьес сборника среди них
встречались баспи, напомившие народный анекдот или остроумную сатирическую
миниатюру, где нередко критические насмешки выходили за пределы просто
невинной шутки. И тогда демократические симпатии автора придавали басням
острое социальное звучание.
"Осел купил дворянство и начал гордиться тем пред своими товарищами.
Сорока, услышав то, сказала: "Невозможно тем гордиться такой глупой твари,
и он со всем своим дворянством всегда останется глупым ослом" (басня 136,
"Осел-дворянин"). Так под покровом иносказания высмеивается заносчивость
выскочек. В баснях обличались лицемерие и лживость придворных, корыстолюбие
сильных мира сего, нелепости неписаных законов чинопроизводства и многое
другое. Можно смело сказать, что перевод книги басен Гольберга явился для
молодого Фонвизина первой школой просветительского гуманизма, заронив в
душе будущего писателя интерес к социальной сатире.
В течение 1761-1762 годов Фонвизин публикует еще несколько своих
мелких переводов в изданиях университета. Тогда же он перелагает стихами
трагедию Вольтера "Альзира" и, наконец, обращается к переводу обширного
авантюрно-дидактического романа аббата Ж. Террасона "Геройская добродетель,
или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего
Египта взятая". Первая часть вышла уже в 1762 году, но работа над переводом
затянулась еще на шесть лет.
1762 год оказался переломным в судьбе Фонвизина. Весной он был
зачислен в студенты, однако учиться в университете ему не пришлось. В
сентябре в Москву на коронацию прибыла императрица вместе со всем двором и
министрами. Как раз в этот момент в иностранную коллегию требовались
молодые переводчики. Семнадцатилетний Фонвизин получает лестное предложение
от вице-канцлера князя А. М. Голицына поступить на службу и тогда же, в
октябре 1762 года, подает челобитную на имя Екатерины II. К прошению
прилагались образцы его переводов с трех языков; латинского, немецкого и
французского. Пройдя необходимую проверку, Фонвизин был найден "к делам
оной коллегии способным.". Летом 1763 года после коронационных торжеств
двор вернулся в Петербург, и вместе с двором в столицу переехал Фонвизин.
Начался петербургский период жизни Фонвизина. О его содержании мы
можем судить по переписке писателя с оставшимися в Москве родными и его
личным воспоминаниям, по запискам современников. Выполнение поручений по
переводам, ведение служебной переписки чередуются с обязательным посещением
официальных приемов при дворе (куртагов), маскарадов, театров. Но
придворная жизнь тяготит Фонвизина. Поначалу сдержанно, с годами все более
настойчиво в его письмах к родным начинают звучать мотивы одиночества,
неприятия мишурной суеты светской жизни. "Я истинно получил ужасное
омерзение ко всем вздорам, в которых нынешнего света люди главное свое
удовольствие полагают. Счастие свое полагаю я в одном спокойствии,
которого, живучи без вас, я, конечно, чувствовать не могу", - замечает он в
письме к родителям летом 1768 года. Пройдет еще два года, но Фонвизин так и
не свыкнется со своим положением придворного чиновника. "Что же надлежит до
меня, то знай, матушка, - напишет он сестре в 1770 году, - что я весьма
скучаю придворной жизнью. Ты ведаешь, создан ли я для нее..."
Несмотря на загруженность по службе, Фонвизин живо интересуется
современной литературой. Он часто бывает в известном в Петербурге
литературном салоне супругов Мятлевых, где встречается с А. П. Сумароковым,
М. М. Херасковым, В. И. Майковым, И. Ф. Богдановичем, И. С. Барковым и др.
Кяязь П. А. Вяземский на основании воспоминаний современников Фонвизина
замечает об этих встречах: "Пылкость ума его, необузданное, острое
выражение всегда всех раздражало и бесило; но со всем тем все любили его"
[1]. Еще раньше Фонвизин познакомился с основоположником русского театра Ф.
Волковым. Общение с театральными кругами столицы способствует сближению
Фонвизина с первым актером придворного театра И. А. Дмитревским, дружба с
которым не прерывалась у него до конца жизни. Именно Дмитревский явился
первым исполнителем роли Стародума при постановке "Недоросля" в 1782 году.
Дружба Фонвизина с молодым писателем Ф. А. Козловским приводит его в
кружок петербургской дворянской молодежи, увлекавшейся вольномыслием и
вольтерьянством. Ко времени знакомства с Козловским относится сочинение
знаменитого стихотворения Фонвизина "Послание к слугам моим - Шумилову,
Ваньке и Петрушке". Содержание его пронизано откровенной иронией,
обнажающей ложь и лицемерие уставов официальной морали. Автор обращается
поочередно к своим слугам с вопросом, над которым веками билась философская
мысль: какова цель мироздания, "на что сей создан свет"? И ответы слуг
звучат едкой сатирой на современное состояние общества. Центральным
обвинителем выступает кучер Ванька. Он много ездит и поэтому много повидал.
Всеобщий обман и корыстолюбие являются, по его мнению, единственным и
всеопределяющим законом жизни:
Попы стараются обманывать народ,
Слуги дворецкого, дворецкие господ,
Друг друга господа, а знатные бояря
Нередко обмануть хотят и государя;
И всякий, чтоб набить потуже свой карман,
За благо рассудил приняться за обман.
Антиклерикальный пафос сатиры навлек на автора обвинения в безбожии.
Действительно, в литературе XVIII века немного найдется произведений, где
корыстолюбие духовных пастырей, развращающее народ, обличалось бы так
остро. "За деньги самого всевышнего творца || Готовы обмануть и пастырь, и
овца!" - подводит итог своим наблюдениям Ванька.
Первый крупный литературный успех Фонвизину принесла его комедия
"Бригадир". Обращению Фонвизина к драматургии способствовали не только
страстная любовь к театру, но и некоторые обстоятельства служебного
характера. Еще в 1763 году он был определен на службу секретарем "для
некоторых дел" при статс-советнике И. П. Елагине. Этот вельможа, состоявший
в дворцовой канцелярии "у принятия челобитен", одновременно являлся
управляющим "придворной музыки и театра". В литературных кругах Петербурга
он был известен как поэт и переводчик. К середине 1760-х годов вокруг
Елагина сплотился кружок молодых любителей театра, куда входил и Фонвизин.
Члены кружка всерьез задумываются над обновлением национального комедийного
репертуара. Русские комедии до этого писал один Сумароков, но и они носили
подражательный характер. В его пьесах персонажи имели иностранные имена,
интригу вели вездесущие слуги, которые высмеивали господ, устраивали их
личное счастье. Жизнь на сцене протекала по каким-то непонятным, чуждым
русским людям канонам. Все это, по мнению молодых авторов, ограничивало
воспитательные функции театра, которые они ставили во главу угла
театрального искусства. Как писал теоретик елагинского кружка В. И. Лукин,
"многие зрители от комедий в чужих нравах не получают никакого поправления.
Они мыслят, что не их, а чужестранцев осмеивают" [2]. Стремясь максимально
приблизить театр к потребностям русской общественной жизни, Лукин предложил
компромиссный путь. Суть его реформы состояла в том, чтобы иностранные
комедии "всевозможно склонять на наши обычаи". Подобное "склонение", а
точнее, перелицовка чужих пьес подразумевала замену иностранных имен
персонажей русскими именами, перенесение действия в обстановку,
соответствующую национальным нравам и обычаям, наконец, приближение речи
персонажей к нормам разговорного русского языка. Все это Лукин активно
проводил на практике в своих комедиях.
Отдал дань методу "склонения" западноевропейских пьес на русские нравы
и Фонвизин. В 1763 году он пишет стихотворную комедию "Корион", переработав
драму французского автора Л. Грессе "Сидней". Полного сближения с русскими
нравами в пьесе, однако, не получилось. Хотя действие в комедии Фонвизина
происходит в подмосковной деревне, но сентиментальная история разлученных
по недоразумению и соединяющихся в финале Кориона и Зеновии не могла стать
основой подлинно национальной комедии. Сюжет ее был отмечен сильным налетом
мелодраматической условности, свойственной традициям мещанской "слезной"
драмы. Комедия "Корион" с успехом шла на сцене придворного театра, но для
самого Фонвизина она была всего лишь первой пробой сил на поприще
драматургии. Настоящее признание драматургического таланта пришло к
Фонвизину с созданием в 1768-1769 годах комедии "Бригадир". Она явилась
итогом тех поисков русской самобытной комедии, какими жили члены
елагинского кружка, и я то же время несла в себе новые, глубоко новаторские
принципы драматургического искусства в целом. Провозглашенные во Франции, в
теоретических трактатах Д. Дидро, эти принципы способствовали сближению
театра с действительностью.
Уже с поднятия занавеса зритель оказывался погруженным в обстановку,
поражавшую жизненной реальностью. В мирной картине домашнего уюта все
значимо и одновременно все натурально - и деревенское убранство комнаты, и
одежда персонажей, и их занятия, и даже отдельные штрихи поведения. Все это
отвечало сценическим новациям театра Дидро.
Но был один существенный момент, разделявший творческие позиции двух