Франс Анатоль
Анатоль Франс: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ФРАНС (France), Анатоль [псевд.; наст. имя -- Анатоль Франсуа Тибо (Thibault); 16.IV.1844, Париж, -- 12.X.1924, Сен-Сир-сюр-Луар] -- франц. писатель. Член Франц. академии (с 1896). Детство и юность Ф., сына букиниста, прошли среди книг и книголюбов. Глубокую любовь к ценностям культуры, сокровищам творч. гения человека Ф. пронес через всю жизнь. Лит. деятельность он начал с журнальной работы, писал заметки в библиографич. каталоги, статьи в энциклопедии и справочники, рецензии. В 60-е гг. Ф. сблизился с группой "Парнас", что нашло отражение в его первой опубл. книге -- очерке "А. де Виньи" (1868), в сб. "Золотые поэмы" ("Poèmes dorés", 1873, рус. пер. 1957) и драматич. поэме "Коринфская свадьба" ("Les Noces corinthiennes", 1876, рус. пер. 1957). Затем Ф. отошел от поэзии. В 1879 изданы его повести "Иокаста" и "Тощий кот" ("Le chât maigre"), отразившие увлечение молодого Ф. позитивизмом, естеств. науками, Ч. Дарвином и И. Тэном.
   Известность писателю принес роман "Преступление Сильвестра Боннара" ("Le crime de Sylvestre Bonnard", 1881, рус. пер. 1899), дневник старого ученого-филолога, влюбленного в старину и книги, наивного и беспомощного в практич. жизни; в романе реалистически обнажается фальшь бурж. законов, несправедливость господствующих социальных порядков. Начиная с этого романа образ гуманиста, человека большой культуры и высокого душевного благородства становится одним из центральных в творчестве Ф. Уже в ранних его книгах проявляется критицизм, убеждение в исчерпанности бурж. цивилизации; отсюда характерное для него стремление сохранить великие ценности духовной культуры, созданные в прошлом и растраченные буржуазией. В 70--80-х гг. Ф. писал статьи, предисловия по классич. франц. лит-ре; они составили сб. "Латинский гений" ("Le Génie latin", 1913).
   Находясь в 80-е гг. под влиянием философии Ж. Э. Ренана, отказываясь от активного вмешательства в жизнь, Ф. противопоставляет пошлости и убожеству бурж. действительности наслаждение духовными ценностями и чувств. радостями. В романе "Таис" ("Thaïs", 1890, рус. пер. 1891), из эпохи раннего христианства, Ф. развенчивает в образе монаха Пафнутия христ. фанатизм и аскетизм.
   Глубокий интерес к лит-ре, тонкое понимание своеобразия творч. манеры художника отличают лучшие страницы лит.-критич. статей Ф. Его сб. "Литературная жизнь" ("La vie littéraire") выходил четырьмя сериями: 1-я -- 1888, 2-я -- 1890, 3-я -- 1891, 4-я -- 1892; посмертно в 1949 опубл. 5-я серия, содержащая статьи 1886--93; всего в них вошло 170 статей, опубл. в свое время в газ. "Le Temps" ("Время"). Ф. писал в духе субъективно-импрессионистич. критики, в форме непринужденной беседы с читателем, делясь своими впечатлениями, мыслями по поводу той или иной книги. Однако "благожелательный скептицизм" Ф. не мешал ему уже в те годы решительно осудить реакц. тенденции в лит-ре, противопоставить свою эстетику франц. декадансу. Философ. воззрения Ф. 80 -- нач. 90-х гг., его релятивизм и скептицизм нашли наиболее полное выражение в сб. афоризмов "Сад Эпикура" ("Le jardin d'Epicure", 1894, полн. рус. пер. 1958). В форме скептич. иронии проявляется у Ф. неприятие бурж. действительности. Скептиком он делает аббата Куаньяра, героя книг "Харчевня королевы Гусиные лапы" ("La rôtisserie de la reine Pédauque", 1892, рус. пер. под назв. "Саламандра", 1907) и "Суждения господина Жерома Куаньяра" ("Les opinions de Jérôme Coignard", 1893, рус. пер. 1905). Сталкивая своих героев с жизнью королевской Франции 18 в., Ф. иронизирует не только над порядками прошлого, но и над социальной действительностью Третьей республики. Аббат Куаньяр, мудрец и бродяга, любит жизнь во всех ее проявлениях; относясь ко всему иронически, он не верит в идеалы или принципы, снисходителен к людям, к их слабостям и недостаткам. Книги об аббате Куаньяре написаны в излюбленном Ф. жанре философ. романа, в к-ром сюжет играет незначит. роль, действие заменяется столкновением взглядов и убеждений. Ф. успешно развивает лит. традицию, созданную просветителями 18 в. (Ш. Л. Монтескьё, Вольтер, Д. Дидро). В романе "Красная лилия" ("Le lys rouge", 1894, рус. пер. 1901) Ф. говорит о непрочности и обреченности чувственной любви.
   В 80--90-е гг. Ф. опубл. неск. сб-ков новелл: "Валтасар" (1889), "Перламутровый ларец" ("L'étui de nacre", 1892), "Колодезь святой Клары" ("Le puits de Sainte Claire", 1895), "Клио" (1900). В новеллах Ф. -- увлекат. собеседник, пленяющий остротой ума, отточенностью фразы. Блестящий стилист, он любит неожиданные повороты мысли, афоризмы, парадоксы. М. Горький писал: "Анатоль Франс для меня -- владыка мысли, он родил, воспитывал ее, умел эффектно одеть словом, элегантно и грациозно выводил в свет..." (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 252). Ф. стилизует свои рассказы, воспроизводя наивное простодушие древней легенды, лаконизм старинной хроники, изящество мемуаров 18 в. Большой эрудит, он переносит читателя то в антич. Грецию, то в средние века, то в Италию эпохи раннего Возрождения или Францию 18 в. Жития святых, легенды о чудесах превращаются под пером Ф. в насмешку над суеверием и невежеством, он осуждает фанатизм, лицемерие, утверждает величие естеств. законов жизни, право человека на радость и любовь. С непревзойденной иронией трактует он модные сверхъестеств. сюжеты. Гуманистич. и демократич. взгляды Ф. противостояли декадентской лит-ре, пропитанной иррационализмом, мистикой.
   В конце 90-х гг. в связи с усилением реакции, одним из проявлений к-рой было т. н. дело Дрейфуса, Ф. отказывается от позиции пассивного созерцателя, становится в ряды борцов за демократию. Его критика бурж. общества углубляется и обостряется, ирония переходит в резкую, смелую сатиру, обращенную непосредственно к совр. обществ.-политич. жизни, -- тетралогия "Современная история" ("L'histoire contemporaine", кн. 1--4, 1897--1901), состоящая из романов: "Под придорожным вязом" ("L'orme du mail", 1897, рус. пер. 1905), "Ивовый манекен" ("Le mannequin d'osier", 1897), "Аметистовый перстень" ("L'anneau d'amethyste", 1899, рус. пер. 1910) и "Господин Бержере в Париже" ("Monsieur Bergeret à Paris", 1901, рус. пер. 1907). "Современная история" -- сатирич. обозрение Франции конца 19 в., вершина реалистич. мастерства писателя. С документ. точностью описывает он политич. жизнь своего времени, с негодованием рассказывает о монархич. заговорах, о карьеризме и продажности политиканов Третьей республики; разоблачает ненавистный ему оплот реакции -- "триумвират священника, финансиста и солдата". Через всю тетралогию проходит образ ученого-латиниста, господина Бержере, близкого по духу и Сильвестру Боннару и Жерому Куаньяру. Но, в отличие от них, Бержере не только иронически наблюдает окружающую жизнь, но сам вступает в борьбу во имя принципов гуманизма и демократии, становится активным защитником Дрейфуса. Образ Бержере во многом автобиографичен. Он тянется к народу, внимательно прислушивается к словам столяра Рупара, что "все справедливое ведет к социализму". Ф. впоследствии нередко будут называть господином Бержере.
   Социальная тема характерна для большинства рассказов сб. "Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов" ("Crainquebille, Putois, Riquet et plusieurs autres récits profitables", 1904). В новелле "Кренкебиль" (1901) судьба торговца-зеленщика, ставшего жертвой судебного произвола, безжалостной гос. машины, поднята Ф. до большого социального обобщения.
   В начале века Ф. сблизился с социалистами, с Ж. Жоресом, печатался в газ. "L'Humanité", принимал участие в организации и работе нар. ун-тов. В первом номере за 1904 "L'Humanité" начала печатать социально-философ. роман Ф. "На белом камне" ("Sur la pierre blanche"), осн. идея к-рого -- утверждение социализма как закономерного и единственно положит. идеала будущего. Ф.-публицист последовательно выступал против клерикально-националистич. реакции (кн. "Церковь и республика" -- "L'église et la république", 1904). Высший подъем публицистич. деятельности Ф. связан с рус. революцией 1905--07, оказавшей на писателя большое влияние. Ф. -- председатель основанного им Общества друзей русского народа и присоединенных к России народов (февр. 1905). Ф. выступал на митингах и собраниях в защиту рус. революции, протестовал против предоставления займа царскому пр-ву, требовал освобождения М. Горького, восторженно приветствовал революц. рус. народ. Публицистика Ф. 1898--1906 частично вошла в сб-ки "Социальные убеждения" ("Les opinions sociales", 1902), "К лучшим временам" ("Vers les temps meilleurs", 1906); в 1949--57 вышло доп. 3-томное изд. этого сборника.
   Поражение рус. революции 1905--07 было тяжелым ударом для Ф. В годы реакции он пришел к пессимистич. ложной идее круговорота истории, т. е. к утверждению, что в истории нет движения вперед, а существует лишь постоянное повторение уже пройденных этапов и поэтому человечество обречено топтаться на месте, а гибель революции неизбежна. В произв. Ф. этих лет нашли выражение мучившие его сомнения и противоречия, а также еще более обострившаяся и углубившаяся критика бурж. общества. Сатирич. обличение действительности, антирелиг. сатира составляют пафос романов "Остров пингвинов" ("L'Нle des pingouins", 1908, рус. пер. 1908), "Восстание ангелов" ("La révolte des anges", 1914, рус. пер. 1918). Используя сказочно-фантастич. форму, гротеск, пародию, Ф. высмеивает отд. моменты франц. истории, устремляя внимание гл. обр. на социальные порядки Третьей республики. Злой обличит. смех, резкая сатира характерны и для новелл сб. "Семь жен Синей бороды" ("Les sept femmes de la Barbe Bleue", 1909). В переработках сказочных сюжетов исчезли доброжелательность, ирония, свойственные ранним новеллам Ф.
   В историч. романе "Боги жаждут" ("Les Dieux ont soif", 1912, рус. пер. 1917) в оценке якобинцев и Великой франц. революции сказались противоречия, свойственные Ф. в те годы. Воссоздавая картины жизни революц. Парижа 1793--94, подчеркивая величие народа, самоотверженность якобинцев, обличая бурж. характер революции, Ф. одновременно утверждает пессимистич. идею о вечной неизменности мира, обреченности всякой революции. В нач. 1-й мировой войны 1914--18 Ф. на нек-рое время оказался под влиянием шовинистич. пропаганды. Это сказалось в статьях сб-ков "На славном пути" ("Sur la voie glorieuse", 1915), "Что говорят наши убитые" ("Ce que disent nos morts", 1916). Но уже в 1916 он выступил с осуждением войны, подчеркивая ее империалистич. характер.
   Новый подъем обществ. и публицистич. деятельности Ф. связан с событиями 1917 в России. Октябрь вернул писателю веру в революцию и социализм, освободил от чувства пессимизма, привел его вновь к политич. борьбе. Известно ок. 50 статей и речей Ф. 1918--24, ставшего одним из первых друзей и защитников молодой Сов. республики. Ф. протестовал против интервенции в Сов. Россию, против голодной блокады. Он увидел в Октябрьской революции событие, способное изменить мир. В своем приветствии к пятой годовщине рус. революции он писал: "Она посеяла семена, которые при благоприятном стечении обстоятельств обильно взойдут по всей России и, быть может, когда-нибудь оплодотворят Европу" (Собр. соч., т. 8, М., 1960, с. 756). Поздняя публицистич. деятельность Ф. тесно связана с объединением "Кларте". Вместе с А. Барбюсом Ф. -- автор манифестов и деклараций объединения. В конце жизни он сблизился с коммунистами; 11 янв. 1921 "L'Humanité" поместила портрет Ф. с сообщением: "Анатоль Франс заявил о своей солидарности с коммунистической партией". Этот перелом во взглядах писателя не успел найти отражения в худож. творчестве. В последние годы Ф. заканчивал цикл воспоминаний о детстве и отрочестве -- "Маленький Пьер" ("Le petit Pierre", 1919) и "Жизнь в цвету" ("La vie en fleur", 1922); ранее были написаны "Книга моего друга" ("Le livre de mon ami", 1885) и "Пьер Нозьер" ("Pierre Nozière", 1899). Все четыре книги цикла не являются автобиографией в буквальном смысле, но дают большой материал, рисующий бытовое и идейное окружение, под воздействием к-рого складывалось мироощущение писателя; большое место занимают беседы, диалоги, споры. В конце жизни Ф. работал над философ. "Диалогами под розой" ("Les dialogues sous la rose", 1917--24; опубл. 1925).
   Перу Ф. принадлежит 2-томный исторический труд "Жизнь Жанны д'Арк" ("La vie de Jeanne d'Arc", 1908), где он отверг церк. легенду и дал историч. истолкование подвига нар. героини. Неск. раз Ф. обращался к драматургии. Наибольший успех имела "Комедия о человеке, который женился на немой" (1912). На основе своих произв. Ф. совм. с актером Л. Гитри написал пьесы "Кренкебиль" (1903) и "Ивовый манекен" (1904). Последнее публичное выступление Ф. на праздновании его 80-летия 24 мая 1924 было посвящено проблеме мира: "...Мы должны обеспечить мир -- мир прежде всего..." (цит. по кн. "Vers les temps meilleurs", t. 1, P., 1949, p. LV). Нобелевская пр. (1921).
   Ф. прошел трудный и сложный путь от утонченного ценителя старины, защитника абстрактного гуманизма до писателя-сатирика, борца, принявшего революц. борьбу пролетариата, мир социализма. Ценность книг Ф. в смелом, беспощадном разоблачении пороков бурж. общества, в утверждении высоких идеалов гуманизма. М. Горький называл имя Ф. среди великих реалистов, "...блудных детей буржуазии..." ("О литературе. Беседы с молодыми", 1935, с. 299), указывая на сатирич. пафос его творчества: "Анатоль Франс не оставил ни одной из основных идей буржуазного государства, не показав, как противоречив, лицемерен и бесчеловечен их смысл..." (Собр. соч., т. 25, 1953, с. 94). Высоко ценил Ф. и А. В. Луначарский, отмечавший его эволюцию от иронии к надежде, от скептицизма к идеям коммунизма. Богатство идейного содержания творчества Ф., своеобразие его худож. манеры, сложный путь становления писателя и мыслителя раскрыты в книгах и статьях И. И. Анисимова, В. А. Дынник, И. С. Ковалевой, С. И. Лиходзиевского, И. А. Лилеевой.

Сочинения:

   Œuvres complètes illustrées, v. 1--25, P., 1925--1935;
   Vers les temps meilleurs, Trente ans de vie sociale, v. 1--3, P., 1949--57;
   в рус. пер. -- Полн. собр. соч., под ред. А. В. Луначарского, т. 1--14; т. 16--20, М. -- Л., [1928] -- 31;
   Полн. собр. соч. в 25 томах, т. 5, 11, 14 (изд. не завершено), М. -- Л., 1937;
   Собр. соч., т. 1--8, М., 1957--60.

Литература:

   Луначарский А. В., Писатель иронии и надежды, в его кн.: Статьи о лит-ре, М., 1957;
   Губер П. К., Анатоль Франс, П., 1922;
   А. Франс и царская цензура, "Красный архив", 1934, т. 6;
   Дынник В., Анатоль Франс. Творчество, М. -- Л., 1934;
   Ковалева И. С., Творчество Анатоля Франса в годы перелома (1889--1895), [Л.], 1957;
   Лиходзиевский С., Анатоль Франс, Таш., 1962;
   Анисимов И., Анатоль Франс, в его кн.: Мастера культуры, М., 1968;
   Girard G., La jeunesse d'A. France, P., 1925;
   Corday M., A. France d'après ses confidences et ses souvenirs, P., [1927];
   Carias L., A. France, P., [1931];
   Séillière E., A. France, critique de son temps, P., 1934;
   Braibant Ch., Le secret d'A. France. Du boulangisme au Panama, [P., 1935];
   Suffel J., A. France, P., 1946:
   его же, A. France par lui-même, [P., 1963];
   Cachin M., Humaniste-socialiste-communiste, "Les Lettres françaises", 1949, 6 oct., No 280; "Europe", 1954, No 108 (номер посвящен A. Франсу);
   Ubersfeld A., A. France: De l'humanisme bourgeois à l'humanisme socialiste, "Cahiers du communisme", 1954, No 11--12;
   Vandegans A., A. France. Les années de formation, P., 1954;
   Sareil J., A. France et Voltaire, P. -- Gen., 1961;
   Bancquart M. C., A. France polémiste, P., 1962;
   Levaillant J., Les aventures du scepticisme. Essai sur l'évolution intellectuelle d' A. France, [P., 1965];
   Virtanen R., A. France, N. Y., [сор. 1968] (имеется библ.).

Библиографические издания.

   Lion J., Bibliographie des ouvrages consacrés à A. France, P., 1935.

И. А. Лилеева.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 8: Флобер -- Яшпал. -- 1975. -- Стб. 85--90.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-0852.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru