Гарнак, Адольф-- богослов. Главные из его сочинений и изданий: "Zur Quellenkritik der Geschichte des Gnostizismus" (Лейпциг, 1873); "Patrum apostolicorum opera" (1875--77); "Die Zeit des Ignatius" (1878); "Das Mönchtum, seine Ideale und seine Geschichte" (3 изд. 1886 г.); "Lehre der zwölf Apostel" (текст с переводом и учеными примечаниями, 1884). В самое последнее время Г. произвел большую сенсацию своими заявлениями, что пора устранить из употребления при богослужении так называемый символ апостольский с его догматами о зачатии Христа от Духа Святого и рождении Его от Девы Марии. Это заявление вызвало целый ряд протестов со стороны официальных представителей прусской лютеранской церкви (см. "Allgem. Ev.-Luth. Kirchenzeitung", окт. 1892 г., "Церковный Вестник", No 42, 1892). Г., как уроженец Прибалтийского края, хорошо владеет русским языком, и это дает ему возможность следить за учеными трудами русской богословской науки, с лучшими произведениями которой он неоднократно знакомил заграничный ученый мир.
А. Л.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
II.
Гарнак, Адольф -- выдающийся протестантский теолог, род. в 1851 г. в Дерпте (Юрьеве); в 1874 г. -- приват-доцент, в 1876 г. -- профессор в Лейпциге, в 1879 г. -- ординарный профессор в Гиссене, в 1888 г. -- в Марбурге. Несмотря на сильное противодействие ортодоксов, Г. был призван в 1889 году ординарным профессором на теологический факультет Берлинского университета. Придерживаясь первоначально либеральных взглядов, Г. впоследствии стал несколько консервативнее, приблизившись в критике евангелического повествования к точке зрения Генриха Эвальда. Обстоятельное исследование иудаизма Г. дал в сочинении "Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten" (Leipzig, 1902; 2-e изд. в двух томах в 1906 г.). В этом сочинении Гарнак защищает взгляд на евреев, согласно которому он признает, что исторически евреям чинили несправедливость, но добавляет, что иначе это быть и не могло: евреи не желали выйти из узких национальных рамок в то время, как иудаизм должен был сделаться универсальной религией. Денационализованный иудаизм, исключив все, что уже пережило себя, стал бы новой религией. Г. отмечает также значение еврейской диаспоры для распространения христианства. Еврейские общины Малой Азии и по берегам Средиземного моря были первыми этапами и рассадниками новой религии. В противоположность свободомыслящим голландским теологам Гарнак стоит на точке зрения, по которой христианство в той его форме, в которой оно известно из синоптических Евангелий, существовало уже около 70 года. Местом древнейшей истории христианства была Палестина, а не диаспора, как полагают новейшие исследователи. -- Иудаизм интересует Г. и в его популярном сочинении "Das Wesen des Christentums" (Leipzig, 1900; в 1907 г. -- 55-я тысяча). Эта книга быстро распространилась среди образованных неспециалистов, как христиан, так и евреев (уже в 1903 г. книга разошлась в 50тыс. экз.), и была переведена на различные языки (между прочим и на русский: А. Гарнак, "Сущность христианства"). В своей критике иудаизма Гарнак вполне опирается на взгляды Велльгаузена (см.), у которого заимствует отрицательное отношение к еврейской религии. Книга вызвала ряд полемических сочинений со стороны еврейских писателей. Лучшим сочинением этого рода является труд И. Эшельбахера ("Das Judentum und das Wesen des Christentums", 2-e изд., в 1908 г.). В последнее время Г. стал умереннее в этом отношении. Он очень решительно выступил против Г. Ст. Чемберлэна, а равно против других писателей, отрицающих возможность возникновения христианства из иудаизма (ср. "Sprüche und Reden Jesu", 3). Гарнак вообще горячо протестует против применения его научных исследований для антисемитских целей.
С. Б.4.
Источник текста: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. т. VI: Гадассий -- Данте, стлб. 185--186.