В произведениях сицилийского писателя Капуана с особенною ясностью можно проследить развитие реализма в области итальянского романа от чистого реализма до психологического романа последнего времени.
Будучи достаточно оригинальным и энергичным, чтобы избегнуть влияния среды, но достаточно талантливым наблюдателем, чтобы умело следовать уже начавшемуся реальному направлению в литературе. Капуана начинает карьеру романиста с романа "Гиацинта" и кончает романами "Маркиз Роккавердина" и "Примирение с жизнью" (Rassegnaxione). Первое произведение -- реалистический роман, посвященный Зола, последние два представляют выдающиеся в Италии попытки разобраться в действительно оригинальной психологии людей со сложною нервною организациею.
Капуана развил свое понятие об искусстве не путем постепенного перехода от одних эстетических принципов к другим, а просто путем свободного выбора литературных догматов. И этот дар приспособления к общей эволюции идей является для него весьма характерным.
Результаты этой оригинальной способности и гибкости ума видны в романе "Гиацинта", который отвечаем реальному направлению своего времени, и в "Маркизе Роккавердина" и "Примирении с жизнью", которые соответствуют признанному ныне типу психологического романа.
Среди всех остальных его сочинений следует отметить два: том прелестных новелл сказочного содержания -- C'era una volta... и сильную драму Маииа.
Капуана дал также несколько образцов литературной критики, в которых старался сделать ясным для других то, что было не вполне ясно для него самого, а именно, определить, каковы его собственные литературные принципы. Лучшее, что можно сказать про эти критические очерки, это то, что в них видно его чистосердечие и скромная оценка собственных произведений, так как он с восторгом указывает читающей публике на своего соперника Джиованни Верга.
Но, если Капуана не может быть назван главою или руководителем какой-либо литературной школы, он все-таки остается прекрасным писателем романов и новелл, и в этом-то и заключается его значение.
Следует упомянуть также о том, что он посвятил себя тщательному изучению своей родной Сицилии и рисует ее, хотя и с любовью, но вполне объективно.
-----------------------------------------------
Источник текста: Итальянские сборники / Пер. с итал. с критико-биогр. очерками Татьяны Герценштейн; Кн. 1. -- Санкт-Петербург: Primavera, 1909. -- 20 см.